Почти переворот: что ждет Турцию после отставки Давутоглу
В Турции в ближайшие часы ожидается выступление премьер-министра страны Ахмета Давутоглу, на котором он объявит о своей отставке. (в 17.30 по Киеву Давутоглу официально подтвердил, что уходит в отставку. - Ред.)
Об этом пишет местная газета Hurriyet.
Утром 5 мая состоялось заседание правящей Партии справедливости и развития (ПСР), на котором было принято решение провести 22 мая внеочередной съезд для избрания нового правительства.
Издание поясняет, что отношения между Давутоглу и президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом ухудшились после заявления премьер-министра о готовности уйти в отставку.
Так, вечером 4 мая лидеры Турции встретились в президентском дворце. Встреча продлилась около 40 минут, после ее окончания Эрдоган и Давутоглу не дали комментариев прессе.
При этом, в местных СМИ появилась информация, что на встречу с Эрдоганом Давутоглу пришел с прошением об отставке.
"Не забывайте, как вы стали премьер-министром", - приводит слова президента Турции на встрече с главой правительства СNN Turk.
ВВС отмечает, что Давутоглу является противником планов Эрдогана по переходу страны к президентской системе правления.
В эфире турецкого телевидения уже выступил помощник президента Чемиль Эртем, который заверил что в стране не будет внеочередных выборов после съезда ПСР 22 мая.
"Страна и ее экономика стабилизируется после того, как в Турции появится премьер-министр, который будет более тесно связан с Эрдоганом", - подчеркнул он.
Среди возможных кандидатур на пост лидера правящей партии турецкие СМИ называют близкого к Эрдогану министра транспорта Бинали Йылдырыма и министра энергетики Берата Албайрака, который является зятем президента, пишет Русская служба ВВС.
Читайте: Пакт Восточной Европы и Турции против российского неоимпериализма
Роль Давутоглу в политической жизни Турции еще более ослабла на прошлой неделе, когда его лишили права назначать региональных лидеров "Партии справедливости и развития".
Внутриполитический конфликт совпал с непростыми для Турции временами: все сильнее разгорается противостояние с повстанцами "Рабочей партии Курдистана" на юго-востоке страны, совершаются теракты, устраиваемые экстремистами "Исламского государства", страну наводнили десятки тысяч беженцев и мигрантов.
Кроме того, Турция ожидает вступления в силу договора с ЕС, на основании которого Турция обязуется сдерживать в границах страны поток беженцев, стремящихся попасть в Европу, в обмен на безвизовый режим с европейскими странами и масштабную финансовую помощь.
Договор считается детищем именно Давутоглу. Он вел переговоры с Брюсселем, а роль Эрдогана в этом процессе многим видится минимальной.
С уходом Давутоглу с поста премьера судьба договора может повиснуть в воздухе.
Читайте: Соглашение Турция-ЕС в действии: СМИ рассказали, как из Европы депортируют мигрантов
"Многие считают Эрдогана самым влиятельным турецким политиком со времен Ататюрка. 11 лет он провел на посту премьер-министра, а в 2014 году был избран президентом. Парламентская система страны предусматривает, что формально этот пост имеет в основном церемониальное значение. Однако крайне амбициозный Эрдоган вознамерился поменять систему на президентскую, что, по его словам, позволит Турции функционировать более эффективно. Такой расклад значительно усилит его собственную власть", - пояснил корреспондент ВВС в Турции Марк Лоуэн.
"Став президентом, он сам выбрал премьер-министра, который казался ему покладистым – бывшего министра иностранных дел, высокообразованного Ахмета Давутоглу. Но, похоже, он просчитался. Наблюдая за тем, как массы поддерживают идею внедрения президентской системы правления, и понимая, что если это материализуется, его самого заметно потеснят, и к тому же не соглашаясь с президентом по другим политическим вопросам, премьер-министр постепенно оказался по другую сторону баррикад. Публичных признаков неповиновения, явного конфликта не было. Это не в стиле Давутоглу. Да и вообще подобный конфликт вряд ли возможен, учитывая всеобщий страх перед Эрдоганом в рядах правящей партии. Но понемногу признаки противостояния все-таки проступают", - добавил он.
Журналист Осман Пашаев считает происходящее в Турции переворотом.
"Фактически вчера ночью в Турции произошел не государственный, но все-таки переворот. Впервые в истории страны премьер-министр уходит в отставку не из-за развала коалиции, вотума недоверия в парламенте, а в результате внутрипартийных разногласий правящей силы. И отныне, кто бы ни был премьер-министром, фактический глава правительства Турции − президент Эрдоган, который последние несколько лет пытается превратить страну из парламентской республики в президентскую.", - написал он в блоге для издания "15 минут".
На своей странице в Facebook Пашаев проанализировал кандидатуры возможных преемников Давутоглу:
"1. Мехмет Муэззиноглу, министр здравоохранения. Запомнился фразой "Единственная карьера для женщины - материнство".
2. Бекир Боздаг, министр юстиции. После коррупционного скандала в декабре 2013-го возглавил министерство и переподчинил минюсту ранее абсолютно независимый Совет юстиции Турции (Совет судей и прокуроров Республики).
3. Бинали Йылдырым, министр транспорта Турции. Во время массовых протестов на площади Таксим из-за Гези парка обвинил Facebook и Twitter в расшатывании ситуации.
4. Номан Куртулмуш, вице-премьер и спикер правительства. До 2012 возглавлял собственную партию "Глас Народа". И тогда он, критикуя Эрдогана, произнес фразу "К 2023-му году в списке правящей партии на выборах не останется никого кроме шоферов, одноклассников, однокурсников". Видимо, теперь будет помогать этому осуществиться.
5. Берат Албайрак. Зять, просто зять. Отец трех внуков Реджепа Ахметовича. Забыл совсем. С ноября 2015-го министр энергетики Турции", - написал он.
Давутоглу был назначен премьер-министром Турции в августе 2014 году, сменив на этой должности Эрдогана.
Как сообщал "Обозреватель", в апреле 2016 года началась масштабная депортация нелегальных мигрантов из ЕС в Турцию.
После этого Турция поставила Евросоюзу "безвизовый" ультиматум.
В начале мая стало известно, что Европейская комиссия согласилась предоставить гражданам Турции право въезжать в Шенгенскую зону без виз.