В Испании разгорелся политический кризис, который уже сравнивают с местной вариацией Уотергейта. Премьер-министр Испании (по сути, глава государства) Мариано Рахой обвиняется в привлечении незаконного финансирования своей Народной партии.
Нам бы их проблемы
Скандал вокруг незаконного финансирования правящей Народной партии (а речь идет о сумме, превышающей 20 миллионов евро) всплыл еще в феврале текущего года, когда был арестован казначей "народников" Луис Барсенас. Премьер Испании Мариано Рахой тут же публично открестился от Барсенаса, заявив, что не только ничего не знал о подобных махинациях, но и самого казначея партии идентифицирует с огромным трудом. Полгода скандал слабо тлел, что устраивало Рахоя и его однопартийцев и совсем не устраивало самого Барсенаса, так как именно последнему стал светить реальный тюремный срок. Казначей пошел на компромиссное сотрудничество со следствием, чем вызвал гнев "народников", которые начали публично называть Барсенаса преступником.
В любом случае, ситуация складывалась явно не в пользу казначея. Даже с учетом того, что в Испании работает действительно независимая судебная система, выступать в одиночку против действующей власти практически бесперспективно. И казначей пошел на радикальное обострение конфликта. Барсенас передал журналистам свою смс-переписку с премьер-министром Испании. Переписка подтверждала не только факт близкого знакомства главы государства с главным счетоводом "народников", но и демонстрировала, как Мариано Рахой морально поддерживал Луиса Барсенаса. "Крепись, я с тобой" и "Мы тебя не оставим" - такие смс опубликовала главная политическая газета Испании "Эль Мундо".
Однако сама по себе переписка подтверждает только косвенную вину Рахоя. А потому Барсенас передал газетчикам еще и копии нелегальных счетов партии.
В понедельник состоялось первое судебное слушание по данному делу, на котором Барсенас заявил, что лично передавал Рахою в 2009 и 2010 годах наличными 90 тысяч евро. Еще по 20 тысяч евро получили три высокопоставленных лица партии. Деньги, по показаниям Рахоя, списывались со счетов партии, которые пополняли испанские бизнесмены. С последними работа была поставлена "на поток" еще задолго до 2011 года, когда Народная партия победила на досрочных выборах.
Кризис 2008 года больно ударил по рейтинговым позициям социалистов правительства во главе с Хосе Луисом Сапатеро, и именно Рахой задолго до выборов большинством экспертов уже "читался" новым премьером Испании. Согласно показаниям Барсенаса, незадекларированные "пожертвования" бизнесменов значительно превысили допустимый законами Испании лимит. Многие бизнесмены платили по несколько сот тысяч евро Народной партии, и большинство этих денег ходило "в конвертах".
Только в 2011 году Барсенас выдал лидерам партии более 500 конвертов, в каждом из которых было по 20 тысяч евро. Для испанского общества, где треть населения сидит без работы, сам факт подобных махинаций уже выглядит вызывающим.
Украина – не Россия, Испания – не Украина
Если проводить аналогию с украинскими реалиями, то коррупционный скандал в Испании выглядит почти комедийным. В стране (сейчас говорим про Украину), где власть и оппозиция последние 8 лет систематически обвиняют друг друга в том, что места в партийных списках продаются (при этом называются конкретные многомиллионные таксы), а единоразовое голосование одного нардепа также может "стимулироваться", "какие-то" 20 миллионов незадекларированных евро точно не шокируют. Где берут средства те же коммунисты на рекламную кампанию на ТВ, или кто финансирует полномасштабную промо-компанию в Киеве лидера мелкой Европейской партии Николая Катеринчука, объяснению в нашей стране не поддается. В Испании же (кстати, по европейским меркам, стране далеко не показательной демократии) суть проблемы видят не столько в суммах, сколько в самом факте оборота незадекларированных денег. А потому оппозиционные силы уже призвали Рахоя уйти в отставку.
Сам премьер-министр к подобному шагу оказался явно не готов, о чем буквально накануне судебного слушания по делу Барсенаса, объявил публично в СМИ. По своему "первому образованию" Мариано Рахой является прожженным юристом, для которого пускать пыль в глаза долгое время являлось неплохим финансовым подспорьем в его яркой и насыщенной политико-юридической карьере.
"Я не поддамся на шантаж. Все что опубликовали в смс – только подтверждает ранее сказанные мною слова и доказывает мою полную невиновность. Мы живем в стране, где главенствует верховенство права, мы живем по Конституции, а Испания – это та страна, где независимо от власти осуществляет свою деятельность суд, полиция и прокуратура", - распинался в обращении к СМИ Мариано Рахой. В общем-то, со словами премьер-министра Испании поспорить сложно, но именно независимость судебной власти и может с Рахоем сыграть злую шутку.
Политическое будущее Рахоя уже можно назвать "закрытым". Дискредитировано даже не столько его имя, сколько сама партия, которой на следующих всеобщих выборах отмыться будет очень сложно. Сам же Рахой будет отбиваться до последнего (о чем он уже прямо и заявил), так как следующего шанса стать главой государства у него уже не будет. Зато есть шанс оказаться в тюрьме, что после 2008 года стало определенным трендом в объединенной Европе. Подобную метаморфозу "из грязи в князи" за последние годы проходили/проходят политические лидеры Италии, Хорватии, Чехии, Исландии и Испания только одна "из" в этом списке.
Однако сказать, что ТАМ "тырят" так же, как и ЗДЕСЬ,все равно не получится. Безусловно, работай Рахой не в Испании премьером, а рядовым нардепом в Украине, его с его "коррупционными махинациями" подняли бы на смех. 90 тысяч евро в конверте для лидера крупнейшей в стране партии по украинским меркам выглядят "убого". У нас столько в месяц "собирает" руководитель среднего республиканского ведомства. Другое дело, что в Испании (как и в остальной Европе) действенно гражданское общество. Сам факт беззакония, вне зависимости от того, какого масштаба это беззаконие было и какое лицо его совершило, – это уже беспрекословный повод к самому тщательному расследованию. И в этом плане Рахою не совсем повезло. Испания все же не Украина, хоть и находятся страны на одном континенте. А потому карьера пока еще действующего премьер-министра очень скоро может развиваться в неприятном для него месте – сначала в суде, а затем как уже получится.