Тротиловая утка
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
В последних числах ноября Польшу всколыхнула статья "Тротил на обломках ТУ-154", опубликованная в одном из ведущих польских ежедневников "Rzeczpospolita".
Автор статьи Цэзар Гмыз заявлял, что бригада польских пиротехников, которая повторно проводила экспертизу обломков разбившегося под Смоленском самолёта, с помощью новейшего оборудования обнаружила следы тротила и нитроглицерина.
Гмыз утверждал, что предыдущая экспертиза, проведенная россиянами, не соответствовала стандартам. Тогда россияне выслали недостаточное количество пробных материалов, что не позволило полякам однозначно исключить присутствие взрывчатых веществ на обломках президентского самолёта.
После этого польская сторона отказалась подписывать российские акты, свидетельствующие о причине трагедии. В Смоленск вылетели пиротехники Центрального следственного комитета Польши, представители Центральной криминалистической лаборатории и представители прокуратуры.
В ближайшие дни Генеральная прокуратура Польши озвучит официальную позицию по этому поводу, заверила "Rzeczpospolita".
По версии ежедневника, на 30 креслах самолёта нашли тротил и нитроглицерин, причем в таком количестве, что измерительные приборы даже начали зашкаливать. Газета также утверждала, что были обнаружены и новые части разбившегося самолёта. О шокирующей находке польская делегация в Смоленске, как писало издание, немедленно проинформировала генерального прокурора Польши Анджэя Сэрэмэта, генерального военного прокурора, полковника Ежего Артымяка, а также премьер-министра Дональда Туска.
Статья увидела свет в 6.30 утра 30 ноября. Она облетела Польщу со скоростью света и стала сенсацией номер один в стране. Ведущие телеканалы и печатные издания в недоумении лихорадочно передавали информацию, ставящую под сомнение все ранее известные результаты "смоленского дела".
Информацию мгновенно подхватила оппозиционная партия "Право и Справедливость". Лидер партии Ярослав Качиньский, брат погибшего под Смоленском президента Леха Качиньского, заявил: "Трагедия президентского самолёта была подстроена и это чистой воды покушение, в результате которого было убито 96 представителей польской элиты. Это покушение на весь польский народ". Качиньский требовал созвать экстренное собрание парламента и немедленно отправить в отставку правительство Дональда Туска.
6 часов политики из разных лагерей истерично обмениваясь репликами, выходящими за рамки дипломатии. СМИ назвали скандал наибольшим в польской истории за последние 10 лет. Оппозиция на волне критики действий власти попробовала набрать репутационные баллы. Ее представители направо и налево раздавали комментарии, выдавая собственные трактовки за факты, тем самым, накаляя польско-российские отношения до предела...
Только спустя шесть часов истерии польского политикума, Генпрокуратура опровергла информацию, опубликованную в газете "Rzeczpospolita". Более того, генеральный прокурор Анджэй Сэрэмет отметил, что лабораторной экспертизы вообще не было. Из этого следует, что вещества, которые нашли на обломках самолёта, могли быть любого характера.
Что же подтолкнуло одно из известнейших изданий Польши опубликовать непроверенную и несоответствующую действительности информацию? Как объяснить поведение польской оппозиции, которая воспользовалась этой информацией как аргументом для своей "теории заговора"? Совпадение или грамотно придуманный сценарий? И как объяснить замедленную реакцию прокуратуры, которая молчала 6 часов с момента выхода публикации? Не бывает дыма без огня?
С одной стороны, этот скандал может быть грамотно спланированной кампанией оппозиции. В последнее время польская оппозиционная партия Ярослава Качиньского "Право и Справедливость" опережает, по данным социологических опросов, правящую "Гражданскую Платформу" Дональда Туска. Шаг по закидыванию утки в прессу прибавил бы Качиньскому еще некоторое количество голосов разочарованных во власти поляков.
С другой - в случае провала подобная провокация автоматически понизит рейтинг оппозиции до исторического минимума, что в свою очередь будет выгодно правящей коалиции. Да и вряд ли бы Качиньский стал использовать трагедию, унёсшую жизнь его брата, в личных политических аферах. Скорее всего, его реакция на информацию о якобы найденном тротиле объясняется личным недоверием к правительству Дональда Туска и желанием таки найти подтверждение своей "теории заговора".
Виновные в появлении данной провокации уже понесли ответственность. Совет издателей ежедневника "Rzeczpospolita" временно отстранил от должности главного редактора Томаша Врублевского и начал внутреннее редакционное расследование. А если подтвердится факт публикации в статье заведомо ложной информацией, виновным может грозить уголовная ответственность.
Интерес поляков к "смоленскому делу" не угасает. Буквально недавно из-за ошибки во время идентификации останков несколько тел пришлось эксгумировать и заново похоронить. Эта ошибка стала роковой для репутации правящей партии во главе с премьер-министром Дональдом Туском. Рейтинг партии власти резко упал. Утраченный "Гражданской платформой" электорат перетек к оппозиции, что засвидетельствовали социологические исследования.
Стоит упомянуть ещё об одном немаловажном событии, которое увеличило число сторонников "теории заговора" в смоленской трагедии. 27 октября в Варшаве был найден мёртвым Ремигиуш Мусь, бортовой техник самолёта ЯК-40. Жена обнаружила мужа повешенным в собственном доме. По официальной версии, это было самоубийство. Ремигиуш Мусь быль одним из ключевых свидетелей по делу о смоленской трагедии. Он прилетел в Смоленск за несколько минут до трагической посадки президентского ТУ-154. Именно Мусь утверждал, что российские контролеры разрешили спуститься до высоты 50 метров, а потом дали выбор польским пилотам - либо уходить на второй круг, либо приземляться (в официальной версии российские контролеры разрешали уменьшить высоту лишь до 100 метров). Мусь также заявлял о том, что слышал взрывы за несколько минут до трагедии.
Совершил бортовой техник самоубийство или нет, решать прокуратуре. С уверенностью можно сказать одно: смоленское дело из-за "утки" в прессе снова заняло верхнюю строчку в информационной повестке дня. Многие тайны авиакатастрофы, унесшей жизни польской элиты, до сих пор остаются за семью печатями. Однако, как говорил Сократ, всё тайное рано или поздно становится явным.