Несмотря на сотни тысяч мигрантов, устремившихся через границы, и вызванное ими экономическое и политическое давление, Европа, тем не менее, оставалась довольно гостеприимной для беженцев с Ближнего Востока. Но после терактов, произошедших в Париже в 13 ноября, опасения проникновения исламских террористов резко сместили акцент с сострадания к безопасности.
Как пишет американское издание
New York Times, по всей Европе звучат призывы к ужесточению пограничного контроля и строгим проверкам всех прибывающих мигрантов. Пока что об этом только говорят, но в последние время европейские страны, от Швеции до Словении, ввели новые меры пограничного контроля, строили ограждения на границе и обсуждали пути улучшения фильтрации и регистрации прибывающих беженцев.
Читайте:
На границе Болгарии с Турцией нашли рефрижератор со 129 мигрантами
А обнаруженный у места теракта паспорт сирийского мигранта, похоже, может изменить как политику, так и отношение к тем, кто покидает родину в надежде поселиться в Европе.
В краткосрочной перспективе эти изменения могут затруднить реализацию плана по переселению мигрантов в пределах Евросоюза, а также повлиять на будущие попытки создания единого подхода к кризису. Даже в Германии, занимающей ключевое место в принятии и распределении беженцев, растет сопротивление.
"Неконтролируемая иммиграция и незаконный въезд не могут продолжаться, - заявил Маркус Содер, министр финансов Баварии и лидер местного отделения Христианско-социального союза. - Париж поменял все".
Большая часть самых жестких заявлений исходит из уст лидеров Восточной Европы, которые никогда не были особо приветливы к тысячам, в основном, бедных мусульманских мигрантов.
Читайте:
Кредиты МВФ, беженцы и терроризм: в Турции стартовал саммит G20
Карл Ержавец, министр иностранных дел Словении, предупредил, что теракты в Париже дают понять, что среди толп мигрантов скрываются люди "с недобрыми намерениями".
"Это гнусное действие подтверждает, что мы вступаем трудные времена, - сказал Милош Земан, президент Чешской Республики. - Мы больше не можем бороться с международным терроризмом протестами и демонстрациями".
Андрей Бабис, министр финансов Чехии, заявил, что Европа находится в состоянии войны, и что необходимо предпринять конкретные шаги - в том числе и закрытие границ Шенгенской группы, давшей возможность без паспортов путешествовать по 26 странам.
Подобные заявления не ограничиваются государственными чиновниками, а распространяются и на общество в целом. Люди боятся, что вместе с мигрантами Европу наводнят террористы, и не хотят, чтобы они приезжали.
Жан-Клод Юнкер, президент Европейской комиссии, который летом произнес страстную речь, призывая к единству в разрешении миграционного кризиса, вновь призвал толерантности.
Читайте:
Неожиданно: Лагард говорит, что беженцы могут принести пользу Евросоюзу
"Те, кто организовал эти нападения, и те, кто их выполнил - это те самые люди, от которых спасаются беженцы, - сказал Юнкер журналистам во время саммита G20 в турецкой Анталии. - Поэтому для общего пересмотра европейской политики по вопросам беженцев нет никакой необходимости".
Мари Германова, пресс-секретарь группы чешских добровольцев, которые работают с мигрантами, сказала, что ее организация готовится к росту антимиграционных настроений.
"То, что произошло в Париже вечером 13 ноября, происходит в Сирии каждый день, и именно по этой причине люди бегут оттуда, - сказала она. - Наши волонтеры крайне недовольны волной ненависти, которая, скорее всего, поднимется из-за этого".
Тереза Новак, директор словенской гуманитарной организации Filantropija, которая работает с мигрантами уже два десятилетия, подтверждает эти опасения. "Очень печально, что такое насилие дает крылья тем, кто распространяют страх и отвращение к беженцам", - заявила она.
А вот Барбора Петрова, политический стратег из Праги, считает, что теракты усилили чувство солидарности среди европейцев за счет солидарности с мигрантами. "Люди встревожены, и пространство для сострадания беженцам резко сократилась, - сказала она. - Проблемы мигрантов оказались на втором плане".
Читайте:
Из сирийских беженцев нужно создать армию - МИД Польши
И без того прохладное отношение к мигрантам в Польше ухудшилось еще больше после событий в Париже. Польские комментаторы на Facebook стали высказываться жестче, их предложения варьируются от полного запрета на въезд до пересмотра системы контроля с целью повышения безопасности. Практически никто не предлагал оставить границы открытыми из гуманитарных соображений. Однако, появилась поддержка вхождения Польши в военную коалицию для уничтожения ИГИЛ.
В Германии уже несколько недель баварские союзники канцлера Ангелы Меркель призывают ввести ограничения на количество мигрантов, которые могут попасть в страну. Баварский министр финансов Маркус Содер отметил: "Было бы хорошо, если бы Ангела Меркель признала, что открытие границы на неограниченный период времени было ошибкой".
Меркель, однако, не показывает каких-то сомнений в верности своей позиции. И, как считает Клемен Гросель, военный аналитик из Словении, именно эта позиция имеет наибольшее значение.
"Независимо от того, что происходит в любом месте Европы, когда дело доходит до миграционного кризиса, все глаза сразу обращаются к Германии и действиям канцлера, - считает он. - Хотя страны на Балканском пути, от Греции до Словении и Австрии, допускают много позерства из суверенного принятия решений о защите своих национальных интересов, проблема в том, что при текущем уровне взаимозависимости любые попытки отдельной страны сделать что-то оригинальное в области безопасности попросту не представляется возможным".
Читайте:
Пока не грянул гром: Турция дважды предупреждала Францию об участнике бойни в Париже
Теракты в Париже, по мнению Гроселя, свели вопросы, стоящие перед европейскими чиновниками в связи с миграционным кризисом, к одному: "Позволить потоку мигрантов течь дальше, или остановить его?"
Давление на Германию и другие страны может ослабнуть просто потому, что поток беженцев, следующих в Европу, замедляется из-за ухудшения погодных условий и других факторов.
По словам Анжелики Кальтенбахер, пресс-секретаря федеральной полиции, в пятницу, 13 ноября, 5700 мигрантов попали в Германию через пять наиболее часто используемых пропускных пунктов. В субботу, 14 ноября, общее число составило 5830.
Это существенные цифры, но они значительно ниже, чем сентябре и октябре, когда в день прибывало более восьми тысяч мигрантов.
Ответ на теракты в Париже, считает Питер Букерт, директор по чрезвычайным ситуациям в Human Rights Watch, не захлопывать дверь перед носом тех, кто отчаянно спасается от войны в Сирии, Ираке и Афганистане, в том числе и от ИГИЛ.
Читайте:
Теракты в Париже: Франция в ЕС поставит вопрос о приостановке Шенгена
"Ответом должно стать введение разумной общеевропейской политики предоставления убежища, которая обеспечит бегущих от войн и репрессий с безопасными и законными альтернативами, не требующих от них рисковать своими жизнями", - написал Букерт на своей странице в Facebook.
Стоя у посольства Франции в Риге, 35-летний инженер-строитель Марцис Зитманис смотрел, как его дочь зажгла свечу в горе цветов и писем с соболезнованиями. "Не стоит обвинять мигрантов, - считает он. - Если мы будем им больше помогать, риски терактов уменьшатся".
Ранее "Обозреватель" писал, что на Синае в Египте изрешетили пулями 15 мигрантов.