Блог | "Дерев'яшка" Лобановського: розкрито секрет легенди "Динамо"
Віртуальний меморіал загиблих борців за українську незалежність: вшануйте Героїв хвилиною вашої уваги!
"Я жив у чудовий футбольний час" – так назвав свою другу книгу, що вийшла в 2007 році, відомий футболіст, заслужений майстер спорту, п'ятикратний чемпіон СРСР, семиразовий володар Кубка СРСР, володар Кубка Кубків і Суперкубка УЄФА 1975 року, бронзовий призер у Монреалі Леонід Буряк. 56 матчів зіграв він у складі СРСР, 51 – в єврокубках за "Динамо".
Далі текст мовою оригіналу.
Буряк – заслуженный тренер Украины, лучший тренер страны 1994 и 1995 годов, бывший наставник национальной сборной Украины. В своей книге автор рассказывает о жизни, о пути в большом футболе, о тренерской карьере, о друзьях, о семье.
Тем, кому не удалось прочитать эту книгу, предлагаю еще три фрагмента из ее 27 глав, а это 314 страниц.
Нужно было побеждать
В сезоне-1982 минское "Динамо" стало главным претендентом на золотые медали первенства страны. Минчане обошли "Спартак" и тбилисское "Динамо", опережало и нас. На финише чемпионата мы по очкам догнали их и за три тура до завершения первенства принимали в Киеве "Спартак". Нужно было побеждать.
Скажу честно, мне лично задача не казалась такой уж сложной. Во-первых, принимали соперника дома, что всегда добавляет силы. Во-вторых, мы все же посильнее "Спартака". Это доказано результатами последних лет. Да и матч был очень престижным.
Но мы проиграли. И хотя в этот день минчане, выступая на своем поле, тоже потеряли очко (но одно, а не два, как мы) в матче с "Пахтакором", можно было почти наверняка предположить, что спор между нами уже решен.
Затем, правда, под занавес чемпионата мы нанесли поражения тбилисскому "Динамо" и "Арарату", но и минчане оказались на высоте: в двух последних турах победили московских одноклубников и "Спартак".
По итогам многомесячной борьбы минское "Динамо" набрало 47 очков, киевское "Динамо" – 46, "Спартак" – 41. Но наши болельщики привыкли к большему и от нас ждали большего. Поэтому финиш чемпионата оказался менее радостным, чем мы рассчитывали.
Наделен "Качеством всех качеств"
Когда на Республиканском стадионе игрался прощальный матч Блохина, Олег забыл или не захотел пригласить меня на него. Пригласили другие, и мы вместе сыграли в составе сборной мира. Отношения у нас остались нормальные. Может не такие близкие, как раньше, когда были общие интересы, один тренер и одна мечта. Конечно, прошлое как-то стерлось, заросло илом…
Обидно, что вокруг нас много сплетен. Люди хотят преподнести все не так, как оно есть на самом деле. Я всегда с уважением относился к Блохину, к его тренерской и депутатской деятельности. С этим человеком я многое выиграл, и я так воспитан, что к подобным вещам отношусь очень бережно.
… Здесь я позволю себе небольшое отступление, дабы поделиться некоторыми своими соображениями относительно составляющих таланта Блохина. "Качество всех качеств форварда – наибольшая результативность игры". Слова эти принадлежат одному из самых авторитетных тренеров – Бориса Андреевичу Аркадьеву. Да, к голу стремится вся команда, ради этого "маленького чуда" пашут, не жалея сил, все 11 футболистов, находящихся на поле и объединенных в коллектив. Когда же приходит тот самый завершающий момент, решающее слово должен сказать кто-то один. Специалисты называют это "реализацией голевого момента". Так вот, Олег Блохин с 1972 года на протяжении всех сезонов своей игровой карьеры убеждал всех в том, что он как никто другой наделен "качеством всех качеств". И убедил.
Главное – тренировка, а не врачи
В последние годы здоровье Валерия Васильевича Лобановского ухудшилось. Как определили врачи, у него сложился целый "букет" недугов. Васильич, сцепив зубы, продолжал работать и слышать не хотел о лечении. Ему руководители клуба предлагали пройти обследование и госпитализацию в лучших клиниках Израиля, Германии или Испании.
Когда "Динамо" проводило тренировочный сбор в Израиле, удалось затащить его в кабинет к местному "светилу". Тот обещал – за полторы недели один из цветков в "букете болезней" навсегда увянет. Для этого нужно было пройти курс лечения в стационаре. Уговаривали Лобановского все, но больше других – Игорь Михайлович Суркис. Но все было напрасно.
"Я не на больничной койке лежать приехал. У нас много работы. Давайте поторопимся. Обратный путь займет около двух часов. Главному тренеру не положено опаздывать на занятия", – возмущался Васильич после визита к "светилу".
К деньгам он относился бесстрастно, меркантильности в нем не было ни на грамм. Блага и комфорт его не привлекали. Он был неизлечимым трудоголиком-идеалистом. Материальное находилось для него на последнем месте.
Лишь однажды он признался, что, увидев в окрестностях Монреаля во время Олимпиады-1976 уютный коттедж, проникся желанием построить такой же в тихом месте под Киевом. Игорь Михайлович узнал об этом и повез как-то Васильича в Конча-Заспу. Вскоре там был возведен деревянный сруб. Он с удовольствием приезжал сюда – накопившуюся усталость как рукой снимало. Когда выпадали редкие дни, а то и часы отдыха, он приглашал: "Поехали в деревяшку".