Блог | Украинскую армию ждет гражданский министр обороны, переход на стандарты НАТО и американское оружие
Віртуальний меморіал загиблих борців за українську незалежність: вшануйте Героїв хвилиною вашої уваги!
Основным "трендом" украинского оборонного ведомства остается тема реформирования. Конечная цель происходящих перемен, по замыслу реформаторов, это выведение вооруженных сил на "новый современный уровень боеспособности". Понятно, что реформирование вооруженных сил, учитывая так называемое АТО, идет отнюдь не в "штатном режиме". С одной стороны, ситуация заставляет действовать в условиях определенного дефицита времени и ресурсов, что является минусом. А с другой, именно реальные боевые действия позволяют в полной мере накапливать и учитывать полученный горький, но уникальный опыт.
Читайте: Самый большой плюс гиперзвукового оружия
В мае минувшего года был одобрен Стратегический оборонный бюллетень – дорожная карта реформы наших вооруженных сил до конца 2020 года. Цель – системное внедрение стандартов НАТО во всех сферах деятельности ВСУ. В марте 2015 года закон "О численности Вооруженных Сил Украины" определил кадровый ресурс армии в 250 тысяч человек (из них 204 тыс. Военнослужащих).
По заявлению Генштаба, к осени нынешнего года военное ведомство было укомплектовано: "Вооруженные силы находятся на предельном лимите численности". При этом по информации министра обороны Степана Полторака, в ВС Украины проходят военную службу и работают 55,5 тысяч женщин (больше 24 тысяч из них носят погоны). Учитывая, что еще в 2013 году в украинской армии всего было 165,5 тыс. человек (из них 120,9 тыс. военнослужащих), нынешний цифровой показатель выглядит внушительным. И хотя численность – достаточно весомый показатель, сама по себе, количественная составляющая мало что значит без профессиональной подготовки и наличия современного оружия.
Читайте: Помогут ли украинцам "стволы"?
На сегодня, следуя последним тенденциям, в переподготовке личного состава ВСУ задействовано более 450 натовских инструкторов из семи стран, работающих в учебных центрах и на полигонах. По словам начальника Генштаба Виктора Муженко, уже девять украинских батальонов "совместимы" с войсками стран Альянса. Речь идет о подразделениях механизированных, высокомобильно-десантных войск и частей специального назначения.
То есть процесс запущен, но уж очень быстрым он быть не может по вполне прозаическим причинам. Стандарты НАТО, помимо принятия новых нормативных документов, новой системы управления и подготовки кадров, предусматривают еще и соответствующее материально-техническое обеспечение. Это огромное по своим масштабам и затратности направление. Тут и закупка оружия, системы киберзащиты, связи, новое обмундирование, питание и многое другое.
Читайте: "Немножко беременный" "Антонов", или Почему и Россия нам не идет на уступки?
Все это требует не только миллиардных затрат, но и времени. Например, разработка новых видов оружия процесс не быстрый, иногда затягивающийся на десятилетия. Тем более, что именно сейчас мы, стараясь уйти от тотальной зависимости со стороны северного соседа, отказались от совместных проектов с РФ. Сделали ставку на собственный ОПК.
Конечно, при любых реформах нужно определять не только задачи, но и конкретные сроки их исполнения. И хотя военный бюджет страны имеет стойкую тенденцию к росту, не хотелось бы, чтобы наши военные становились своего рода "заложниками реформ", когда им надо стать "солдатами альянса" к 1 января "такого-то" года или по старой советской традиции к какой-то праздничной дате. Тем более, что реалии (и экономика!), например, Франции или Германии все-таки отличаются от наших.
Ситуация заставляет нас тратить на оборону рекордные суммы. В 2014 году Минобороны получило 27 млрд грн., а в будущем 2018 военный бюджет составит уже 83,3 млрд. (!), из которых более 18 млрд. будет направлено на закупку вооружений.
Читайте: Депутатскую неприкосновенность отменит улица
Любые реформы (и военные не исключение) это, прежде всего, деньги. И стабильное выделение таких огромных средств, не говоря о наращивание военного бюджета, возможно только при стабильно работающей экономике.
Существует несколько важных позиций, которым наши западные партнеры будут уделять самое пристальное внимание: гражданский контроль над армией и борьба с коррупцией.
Практически во всех странах-членах НАТО должности министров обороны занимают не военные чины. И в Украине в 2018 году Министерство обороны должно получить гражданского министра. Пока непонятно, останется ли на своем посту нынешний министр и генерал армии Степан Полторак, который вполне может снять погоны и стать гражданским лицом, или на эту должность все-таки займет кто-то другой.
Что касается коррупции, то, думается, Минобороны подвержено ей ни больше, ни меньше, чем любое ведомство, занимающееся госзакупками. То аудит Минобороны выявит как в Явориве накормили "мертвых душ" на 4 млн. грн., то прокуратора обнаружит в Харьковском военном ВУЗе растрату на закупке горючего на 2,5 млн и т. д. Но конечно самой громкой историей тало задержание НАБУ замминистра обороны и директора департамента госзакупок МО. Звучит громкая цифра ущерба в 149 млн., но история очень неоднозначная.
Суд отклонил ходатайство Специализированной антикоррупционной прокуратуры об отстранении замминистра от должности на время следствия. И пока громкие обвинения не находят подтверждения.
Читайте: Зайдут ли миротворцы на Донбасс?
Серьезные репутационные потери ВСУ нанесло еще одно событие уходящего года. Речь о взрывах на артиллерийских сладах под Балаклеей в Харьковской области. Нанесенный ущерб потянул на несколько сот миллионов гривен. По горячим следам была озвучена версия о диверсии. В октябре генпрокурор сообщил, что все собранные материалы переданы в суд. В любом случае, имела ли место диверсия или речь идет о халатности, ситуацию с охраной склада под Балаклеей нельзя назвать нормальной. Соответственно за случившееся должны ответить конкретные должностные лица.
И все же нынешний год заканчивается для наших военных несколькими позитивными новостями. Наконец-то выделены средства (1,4 млрд. Грн.) на строительство нового завода боеприпасов. Луганский патронный завод находится на оккупированной территории. А потребность в боеприпасах колоссальная! Этот шаг трудно переоценить, ведь новое современное предприятие сможет выпускать патроны "натовского" калибра, а значит, мы серьезно сэкономим на зарубежных закупках.
К концу года США приняли давно ожидаемое решение о предоставлении Украине военной помощи. $ 350 млн. будут направлены на "реабилитацию в медучреждениях США раненных украинских военнослужащих, учебу и подготовку украинских медицинских специалистов, а также для усиления возможностей воздушных и военно-морских сил". Предполагаются поставки летального оружия, но всего утвержденного перечня нужно еще подождать. Известно лишь о разрешении поставить нам американскую снайперскую систему Model M107A1, боеприпасы и запчасти к ней. Что касается получения уже известных, наверное, каждому школьнику противотанковых ракетных комплексов "Джавелин", то вероятность их получения достаточно высока, но официальных подтверждений еще нет. И хотя название этих комплексов стало чуть ли не синонимом "близкой победы" и уже набило оскомину, насущные потребности армии другие. На сегодня ВСУ нуждаются прежде всего в современных системах связи, беспилотниках, средствах радиоэлектронной борьбы.
Ожидаемая помощь вряд ли кардинально изменит ситуацию в зоне АТО, ведь в большей степени это вопрос не военный, а политический. Тут принципиально важен сам факт принятого американцами решения. При этом важно понимать, что зарубежная помощь может служить хорошим подспорьем в укреплении нашей обороноспособности, она может минимизировать потери ВСУ, технически усилить некоторые подразделения, но реформы и возрождение оборонно-промышленного комплекса – это все-таки наша работа.