Блог | More wives – more troubles, или Записки путешественника
“Если у тебя нет коров, жениться ты не можешь”, – услышала я от нашего водителя Джерри и, конечно же, вся обратилась в слух. Вот уж не думала, что наша экскурсия в Преторию будет приправлена рассказом на столь любимую мною тему – брак и все, что с ним связано. А поводом для этого, по всей видимости, послужило несколько коров, мирно пощипывающих травку вдоль дороги. И, надо сказать, после того, что я услышала, на этих животных я стала смотреть даже как-то по-другому, а не только с позиции, что коровы дают лишь молоко, а не голландский сыр. Оказалось, именно коровы играют весьма важную роль в местных традициях заключения брака, хотя эти традиции и не возведены в ранг закона.
Но обо всем по порядку.
Читайте: Алименты, сознательность и АТО
Для того, чтобы мужчина смог жениться, он должен иметь Lobola (Лобола) или калым/выкуп, который исчисляется размером в пять коров или в денежном эквиваленте за пять коров – тридцать тысяч рандов (приблизительно 60 тыс. грн.). Но, как выяснилось, это минимальный размер выкупа, который мужчина, решившийся создать семью, должен иметь. А если мужчина замахнулся на так называемый "гарем" (в ЮАР разрешено иметь до семи жен), то, соответственно, за каждую жену необходимо выплатить Lobola.
Читайте: Тайны семейных альбомов
Конечно же, меня заинтересовало, что делает мужчина, если ему нечем платить или у него нет коров? Ответ был прост до невозможности: работает, чтобы оплатить Lobola. Причем, как выяснилось, установленный минимальный размер выкупа может быть и не принят семьей невесты, поскольку размер этого выкупа устанавливается именно семьей невесты.
И я представила ситуацию, когда родители девушки называют сумму, которая, возможно, будет неподъемной для жениха. И решила поинтересоваться, как же быть в этом случае? И опять ответ меня, мягко скажем, удивил: если любит и действительно хочет жениться, то будет платить. И вот на этих словах я как-то сразу “увидела” раздел брачного договора под названием “Lobola”, и даже точные формулировки возникли в голове. А почему бы и нет? Ведь, согласно нашему законодательству, брачный договор регулирует имущественные отношения супругов, поэтому Lobola, играющая важную материальную роль в становлении семьи, как раз бы очень “вписалась” в правовое украинское поле. Но пока я предавалась своим фантазиям по изменению нашего законодательства, наш водитель Джерри продолжал свой рассказ.
Читайте: Бумеранг поступков vs бумеранг последствий
Женитьба в ЮАР похожа на торговую сделку. Мужчина, в соответствии со своими средствами, передает тестю (а за неимением такового – брату отца или любому другому старшему родственнику) оговоренное количество коров или денежную сумму, но не как выкуп за невесту, а как уплату за право оставить в своей семье детей, которые могут у женщины родиться, иначе дети будут принадлежать к семье отца жены. Оказалось, что мужчина может полностью распоряжаться своей женой и без уплаты Lobola, но только не детьми. А потому как родители, расставаясь со своей дочерью, наносят ущерб своему семейному кругу, так и муж должен отдать часть своего имущества, чтобы некоторым образом заполнить образовавшуюся брешь и заложить так называемые кирпичики в будущее своих детей. Таким образом, получается, что Lobola выполняет своего рода роль финансовой подушки безопасности, в том числе и для детей, которые могут появиться в семье. Ведь в случае смерти отца их будущее будет относительно обеспечено, хотя это и оценочная категория, которая для каждой семьи своя.
Читайте: Как три поколения квартиру делили
“Но если все же мужчина не может сразу заплатить выкуп, неужели ему так и ходить бобылем?”, – не успокаивалась я. Оказалось, что не все так плохо. Если молодые приняли решение пожениться, но денег на выкуп не хватает или их просто нет, то жених и его семья заключают договор с семьей невесты (подобно еврейскому Ketubah), согласно которому жених или его семья принимает на себя обязательство заплатить то, что должно заплатить в установленное время. Такие правила позволяют молодым людям, у которых нет достаточных средств для вступления в брак, работать, копить с тем, чтобы в дальнейшем заплатить выкуп либо раздать долги родственникам жениха, если те предоставляли свои сбережения для своевременного выкупа. И в случае, если муж умирает до погашения долга, его семья обязана выплатить семье молодой супруги сумму выкупа либо передать в собственность коров, в зависимости от того, каковы были договоренности. Это считается семейным долгом чести.
Читайте: Выбор, или Ответственность никто не отменял
В некоторых африканских культурах цена невесты связана с ее репутацией и уважением в обществе, при этом цена выкупа считается покупной ценой жены, а муж вправе осуществлять экономический контроль над ней. Однако, если женщина намеревается оставить своего мужа (развод), она должна вернуть все, что было заплачено ее семье. Если же она не способна оплатить долг, то существует большая вероятность тюремного заключения.
Но если жена в связи с определенными злоупотреблениями своего супруга возвращается в дом своего отца (как я поняла, речь идет о временном раздельном проживании в связи с нанесенной обидой супругом), то супруг платит штраф отцу супруги. Однако, если муж не забирает свою жену в течение соответствующего времени, то это означает, что по инициативе мужа брак расторгается. Но если у супруга нет намерений брак расторгнуть, а жена отказывается к нему возвращаться, то он может предъявить претензию отцу жены в части Lobola. Если же муж начинает бракоразводный процесс без того, чтобы жена ушла в дом своего отца, то он сам отсылает ее в дом отца, но при этом не имеет права на часть Lobola. А если жена решила расторгнуть брак, то у мужа есть все основания для возмещения части Lobola.
Читайте: Лед и пламя имущественных страстей
Кстати, некоторые состоятельные женщины идут на хитрость. Если уж очень хочется выйти замуж, но у избранника не хватает средств, то женщина втайне передает ему необходимую сумму с тем, чтобы потенциальный жених смог внести свой вклад в семью отца невесты. Что-то мне это напомнило, но я решила не развивать эту мысль, опасаясь, что меня могут понять превратно.
Вроде бы со всем разобрались, и я уже была готова переключиться на другую тему, как вдруг наш замечательный водитель произнес: “More wives – more troubles”, намекая на то, что он решился лишь на одну жену, в отличие от президента ЮАР Зумы, у которого сегодня пять жен. По словам нашего водителя, президенту пришлось заплатить рекордную сумму Lobola, так как, во-первых, он богат, а, во-вторых, разница в возрасте с невестой составила почти 50 лет. В общем, как говорится, каждому – свое.
P.S. А перед самым отъездом мне довелось анализировать брачный договор, который пара планировала заключать в Претории. Невеста из Украины, жених из ЮАР. Наверное, это был знак.
Важливо: думка редакції може відрізнятися від авторської. Редакція сайту не відповідає за зміст блогів, але прагне публікувати різні погляди. Детальніше про редакційну політику OBOZREVATEL – запосиланням...