Блог | Харассмент в поезде: что делать, если вы стали свидетелем сексуальных домогательств
Віртуальний меморіал загиблих борців за українську незалежність: вшануйте Героїв хвилиною вашої уваги!
Купе в поезде — это как ловушка и рулетка одновременно. Никогда не знаешь, кто будет твоими соседями. И не всегда знаешь, куда от них деться. Возвращаясь из отпуска в Киев, я никогда бы не подумала, что стану свидетельницей сексуальных домогательств, о которых писала с командой WoMo последние пару лет. Но дело в том, что ты никогда не знаешь, какие намерения даже у самого, казалось бы, благочестивого и доброжелательного незнакомца, который говорит, что является отцом троих детей. Так я объяснила своей удивленной и напуганной попутчице, пишет Таня Касьян для womo.ua.
Итак, представьте, поезд "Мариуполь-Киев", последнее купе в первом вагоне. Когда у меня верхняя полка и я еду одна, я стараюсь забраться на нее сразу, включить какой-то фильм, а лучше сериал, ведь ехать как минимум 16 часов, а как максимум — 18. В этот раз все было точно так же. Увидев, что моя попутчица, 19-летняя девушка-студентка, и сосед, мужчина лет 45, уже застелили постели, я рванула наверх смотреть сериал в наушниках. Спустя некоторое время я стала замечать, что мужчина ничего не ест, а пьет пиво и что-то постоянно объясняет девушке. Я перевернулась на другую сторону, чтобы лучше слышать, что происходит. И сквозь наушники услышала "нет". Последовали его требования аргументировать, почему "нет". А затем он вышел из купе. Я решила, что буду следить сверху, потому что его поведение начало настораживать. Когда он вернулся, он пересел на постель Леры, так зовут мою попутчицу. Я не видела, что происходило, но увидела, что она его оттолкнула и он пересел на свое место, продолжая тянуть руки к ее коленям, которые она снова оттолкнула. Я спрыгнула вниз и сразу обратилась к ней: "Он к тебе приставал?" Услышав ее "да", я сразу пошла к проводнице и попросила убрать соседа из нашего купе. Дальше я расскажу, что сделала я как свидетельница, и что можете сделать вы, оказавшись в подобной ситуации.
Идите к проводнику
Это было первое, что я сделала. Но нужно быть готовым к тому, что проводник к такой ситуации как раз будет не готов. Поэтому просите сразу, чтобы подошел и начальник поезда.
Записывайте на камеру и диктофон
В мае этого года ПАО "Укрзализныця" заявила о намерении устанавливать по три видеокамеры наблюдения в пассажирских вагонах, что должно бы усилить порядок. В купе камер нет. А именно там разгорался конфликт. Поэтому я предупредила нашего соседа, что я журналист, и буду писать наш разговор. И да, держите двери в купе, конечно же, открытыми. Когда он вознамерился закрыть дверь, я поставила руку и сказала, что этого не будет.
Отправляйте записи сразу на Google диск или друзьям
Я видела, что мужчина начинает злиться. После того, как я достала телефон и включила запись, он начал кричать на меня, оскорблять, используя нецензурную лексику. Я понимала, что он мог и ударить, и выбросить мои вещи, тем более окна были открыты. Поэтому, как только он выходил из купе, я сразу отправляла записи на диск и в мессенджер друзьям. И точно так же для перестраховки, я сложила свои вещи в рюкзак и надела его на плечи.
Будьте готовы к перепадам настроения зачинщика конфликта и не поддавайтесь на просьбу "о мире, дружбе, жвачке"
Чуть успокоившись, он стал мне угрожать. Решив, что я почему-то пишу заказную статью на него, он сказал: "Только тронь мой ноутбук. Только попробуй. Я тебя предупредил". Когда же пришел начальник поезда, мужчина стал называть нас "шизиками" и требовал убрать нас, "нарушающих его покой", из купе. Позднее он опять сменил тактику, начал объяснять, что таким образом "поднимал самооценку" моей попутчице и сознался, что первым делом спросил ее возраст (узнать, совершеннолетняя ли). Затем он попытался решить конфликт мирно: "Давайте, пока никого нет, договоримся с вами, девчонки". Я сказала, что договариваться не о чем и руку ему жать я не буду. И я понимала, что тот тон, которым я это говорю, вселял уверенность и в мою соседку, которая уже была готова сдаться. Все это время он выносил бутылки пива из купе, но одну не учел. Я показала на бутылку, объяснила ситуацию, но и начальник поезда, и проводница пожали плечами: "Нам некуда его перевести, мест нет". Была вообще-то верхняя полка, но наш сосед потребовал только нижнюю. Тогда мы попросили вызвать полицию.
Просите вызвать полицию
Первые представители полиции к нам зашли в Запорожье. Час дороги до города мужчина нервничал, вскакивал с постели, говорил, что мы ему мешаем и несколько раз бегал курить (что запрещено в поезде, как и распитие алкоголя). Я спросила Леру, заметила ли она, сколько бутылок он выпил, девушка ответила, что больше четырех (позднее он сказал, что семь). Но ни наши показания, ни наличие бутылки не стали аргументами для полиции. Лере нужно было выйти из поезда, пройти в отделение полиции и написать заявление. Ни она, ни тем более он поезд покидать не хотели. Я снова попросила проводницу поменять купе хотя бы и предложила, перевести проводника одного к нам, а нашего соседа к ним в купе. Естественно, я получила отказ: "А как я чай разносить буду, девочки?"
Не соглашайтесь на предложение "потерпеть"
А затем она предложила вот что: "Вы полезайте на верхние полки, там он вас не достанет". Ни в коем случае. Доверять человеку, который касался своими руками девушку, почти ровесницу его дочери, явно не стоит.
Просите вызвать полицию еще раз и требуйте, пока не добьетесь своего
Так как ситуация не решалась, мы попросили вызвать полицию еще раз в Днепре. С Лерой мы договорились, что будем просить вызывать полицию на каждой станции, если вопрос не решится. В это же время моя руководитель, которой я написала в Facebook о происходящем, звонила в "Укрзалізницю", но слышала только играющую в трубке музыку. А сосед, как я писала выше, уже несколько раз поменял линию поведения и прикинулся спящим. Поэтому, когда полиция зашла, то решила "не тревожить пассажира". Когда мы начали объяснять ситуацию, наш сосед "резко проснулся" и опять стал нас оскорблять. Увидев его состояние, полиция решила все же допросить его и Леру по отдельности прямо в вагоне. Нам объяснили, что снять с поезда из-за курения, распития алкоголя и домогательств его не могут, опять-таки нужно идти и писать заявление. Сходить с поезда посреди ночи в Днепре ни он, ни она снова-таки не хотели. И полиция сказала, что ничего не может сделать. В этот раз я попросила начальника поезда забрать нашего попутчика в купе проводников. "Иначе, — сказала я, — мы будем сидеть и дальше всю ночь и следить за его действиями". Тот, в отличие от проводницы, согласился, что перевести его в купе проводников — это вариант. И через несколько минут наш сосед уже стал нашим бывшим соседом, а к нам перевели другого мужчину, который, получив краткий ответ на вопрос "Что у нас случилось?", лег спать.
Лера призналась мне, что это не первый в ее жизни случай сексуальных домогательств. Она родом из Донецка. И когда начался конфликт, родители выезжали вместе с ней из города на машине и подобрали попутчика. Тот сел с Лерой на заднее сиденье и начал к ней приставать, тихонько просовывать руки под ее ноги и пр. Он запугал ее, сказал, что у него граната, на случай, если она обратит внимание родителей. И девочка в 16 лет продолжала терпеть домогательства. "Я не знаю, что бы делала, если бы ты не ехала со мной в одном купе", — сказала она мне. Ответ, на самом деле, прост: не терпеть, защищать себя и свои границы и жать стоп-кран. Если вы стали свидетелем подобной ситуации, пожалуйста, не проходите мимо. Иногда человеку может не хватить смелости попросить о помощи в силу болезненного прошлого опыта, но это не значит, что помощь ему не нужна.