УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Блог | Эффект Тиффани. Работа Музы, или Практикум управления человеческим капиталом

Эффект Тиффани.  Работа Музы, или Практикум управления человеческим капиталом

Представим ситуацию. Вы - опытный инвестор, работающий с творческими активами, взяли в работу новый объект - симпатичного молоденького графомана. Кому надо – занесли, куда надо – надавили, издали первый его труд, причем сразу в твердой обложке - с прицелом на перспективу. Отмыли, приодели, сделали ему имя, лицо, показали людям. В общем вложились по – полной и сели ждать дивидендов.

А этот подлец, вместо того, чтобы не отрывая зад от стула строчить нетленку, поймал звезду и ушел в улёт. Возомнил себя великим писателем, который уже всего добился, причем сам. Начал затяжное празднование этого факта, с дорогим алкоголем, веществами и тетками. Дальше – больше. Нашел, красавчик, способ монетизировать свое имя напрямую, минуя бухгалтерию инвестора, без напряжения ума и души, просто торгуя телом.

Читайте: Титаник отплывает: что ждет рынок криптовалют

И вот встает перед вами вечная как мир проблема - защита инвестиций. Хочется по – простому этому юному гению что-нибудь сломать или отрезать, посадить в подвал на цепь, но вы в цивилизованной стране. Осознание рисков простых решений останавливает, возможное списание вложенных средств напрягает. Что делать? Мы подчеркнули в начале, что вы – опытный инвестор, такая ситуация для вас – штатная. Время обращаться к специалистам.

Вы помещаете дарование в специальное учреждение, где его быстро приводят в чувство, избавляют от присосавшегося паразита, купируют симптомы звёздной болезни, восстанавливают творческий потенциал. Он вновь начинает писать. Более того, объект набирается небанального жизненного опыта – источника будущих сюжетов, налаживает контакт с реальностью, приобщается к взрослым проблемам и взрослеет сам. Инвестиции спасены. Теперь это перспективный, качественный актив. Фантастика? Нет.

Читайте: Криптовалюты. Заместительная жертва

Не узнали сюжет? Присмотритесь, это же всемирно известный, обожаемый несколькими поколениями дам, культовый фильм "Завтрак у Тиффани". Начинающий писатель - Пол Варжак (Джордж Пеппард), повисшая на него тетка - Эмили Юстас (Патриция Нил), хозяин загадочного учреждения - мистер Юниоши (Микки Руни). Ну и конечно, закрепленный за Полом специалист по творческой реабилитации - Холли Голайтли (Одри Хепбёрн). Вы до сих пор думали, что этот фильм – "про любовь"?

Это довольно вредное заблуждение, что "женское" кино получает признание благодаря "чувствам" и слезам, которые выдавливает из своей целевой аудитории. Это отчасти верно, если идет речь о "фастфуде", кинематографическом и литературном. Если же о проектах, отмеченных "Оскаром" и прочими наградами, десятилетиями не сходящих с экранов – причина явно иная. Популярность "женских" фильмов и книг прямо связана с эффективностью показанных в них манипуляций - управленческих приемов, а также ценностью результата, на достижение которого такие приемы направлены. В этом случае результат – вдохновение. Какая бы дама (и не только) не хотела бы получить в свое распоряжение инструменты управления над ним? Мало что может сравниться с вдохновением по ценности. Особенно сейчас, в условиях мира, в котором способность к творчеству становится главным, если не единственным конкурентным преимуществом.

"Завтрак у Тиффани" относится к целому классу произведений, посвященных теме сакральной и завораживающей, пропитанной мифами, парадоксами и табу, к теме отношений творца и его музы, к тайному содержанию творческого процесса. И она очень обширна. Сюжет этого фильма мы обозначили – восстановление творческой продуктивности, реабилитация. Но есть и множество других. Для контрастного примера, а также для укрепления возможно новой для читателя позиции восприятия, возьмем еще один фильм на эту же тему.

Голливудский сценарист - профессионал, теряет качество и востребованность своих произведений, "остроту", как говорят ему окружающие. Причина не ясна, что делать – не понятно. Ему угрожают серьезные финансовые сложности, развал семьи, крах карьеры, его посещают суицидальные мысли. Он ищет выход и находит его – обращается к таинственному специалисту – "музе".

Эффект Тиффани.  Работа Музы, или Практикум управления человеческим капиталом

Шэрон Стоун в роли Музы, "Муза / The Muse", 1999.

Та быстро определяет источник проблем - жену писателя, вернее – специфический характер отношений с ней, и нейтрализует его, причем довольно гуманными способами. Для начала она просто вытаскивает подопечного из непродуктивного контекста, выгнав из супружеской постели и переселив в отдельное помещение. Замыкает его внимание на себе, понуждая оказывать ей различные бытовые услуги. Это уже имеет позитивные последствия, но муза не останавливается, закрепляет результат, выстраивая вокруг писателя новый, стимулирующий творчество контекст. Она внушает его жене мысль о наличии у нее кулинарного таланта и сверкающих перспективах его реализации, организует убедительные доказательства. Для верности добавляет сексуальную провокацию, сносит ей крышу. Жене становится не до мужа, и он быстро восстанавливается. Острота текстов возвращается, его писательский труд вновь становится более востребованным, чем до кризиса.

В отличие от "Завтрака", фильм "Муза" (1999г., в главной роли Шэрон Стоун и Альберт Брукс), сюжет которого мы только что описали, менее известен и более похож на методическое пособие. Сюжет не маскируется любовной историей и бурными эмоциями, а проблема утраты вдохновения открыто формулируется и обсуждается. Такая прозрачность негативно влияет на популярность произведения, особенно в сравнении с "Завтраком", но несет собственную ценность. Фильм дает ключи для лучшего понимания и "Завтрака", и целого ряда других произведений на эту тему.

Продолжение следует.

disclaimer_icon
Важливо: думка редакції може відрізнятися від авторської. Редакція сайту не відповідає за зміст блогів, але прагне публікувати різні погляди. Детальніше про редакційну політику OBOZREVATEL – запосиланням...