У тещі квартири, у мами машина, а в самого – прихована декларація: OBOZ.UA з'ясував, чим володіє родина очільника Львівської митниці
Які скандали сталися на Львівській митниці після того, як Іван Керезвас став в.о. її начальника
Этот пост о прошлом и будущем, о том, что мы никогда не можем угадать, что ждет нас впереди. А мир меняется стремительно. И, несомненно, к лучшему, как бы тяжело не было сейчас…
После воспоминаний о папе 8 мая, где были мои стихи, дочки завели старую песню: "Публикуй не только прозу". Я не считаю себя поэтом: рифмовать могут многие, а писать стихи - единицы. Но некоторые сочинения и правда дороги, как память - спасибо мужу и детям, что спасли от уничтожения рукописные клочки бумаги…
Так вот, получился вечер воспоминаний из-за одного стихотворения. Написано оно было 05.09.1990 г. после возвращения с луганского вокзала, где мы провожали друзей и их семью. Они уезжали на ПМЖ в Израиль во время самой многолюдной алии, отбывали в неизвестность всем кланом со стариками и детьми. Нам тогда казалось, что мы их больше не увидим никогда. Трудно молодым сейчас понять и оценить, насколько многие страны были закрыты от нас, и не только из-за отсутствия денег на поездку. Система не отпускала своих рабов - я помню, сколько неприятных моментов пришлось пережить друзьям, пока они прошли многочисленные бюрократические процедуры. К тому же, между Израилем и СССР был визовый режим, и для нас, не евреев, работавших на режимных предприятиях, дорога была практически закрыта.
К тому же не было у нас тогда Интернета, скайпа, фейсбука, просто даже мобилок, а обычное письмо шло от 2-х недель до месяца. После развала Союза много друзей уехали из Луганска в поисках лучшей жизни (кто за рубеж, кто в Россию, кто в другой город Украины), всегда грустно было их провожать, но такого опустошающего чувства тотальной потери больше не случалось. Возможно, потому, что были первые, а, может, потому что они рубили корни основательно – они забирали всех близких, им не к кому больше было приезжать в Луганск. Практически все их друзья и дальние родственники собирались уезжать раньше или позже. Провожающих было на пол-перрона, открыли несколько бутылок шампанского, и тетя Марта, душа семьи, при прощании дойдя до нас, заплакала: "Дети, а вот вас я больше не увижу". Мы видели ее разной: усталой, веселой, хлопочущей в кухне, командующей 4-мя внуками, но плачущей – никогда.
Читайте: После 2014-го отчетливо понимаешь, с кем ты одной крови
Мы приблудились к этой большущей гостеприимной еврейской семье случайно и надолго: в далеком 1978 познакомились с 2-мя сестрами в свадебном путешествии в Прибалтику. Ожидали романтики, а получилась советская тур.поездка, в которой постоянно было стыдно перед литовцами и латышами за наших о-о-очень простых шахтерских людей (профсоюз выкупил львиную долю путевок). И мы, и сестры выглядели в этой спетой и спитой компании белыми воронами, естественно, старались держаться вместе. Обычно такие знакомства заканчиваются на пороге вагона, а это почему-то переросло в дружбу сначала с девчонками, потом с их по очереди появившимися мужьями, а поскольку все они сначала жили с родителями, то и с остальными членами семейства.
Народу у них всегда собиралось много, готовила тетя Марта изумительно (до сих пор не понимаю, как у нее хватало сил кормить здоровенные компании изысканными блюдами-одни фаршированные шейки чего стоили); так же вкусно, как она готовила, вел беседу за столом дядя Леня. Странно, что со старшими и их друзьями было не менее интересно, чем с молодыми, тем более, что размах профессиональных сфер этого семейства (от юриста до скрипачки с присутствием в диапазоне химика, инженера, повара, программистки,заводского и типографского мастеров) вдохновлял. Читали, слушали разную музыку, путешествовали они все много. А когда у нас всех появились детишки, тут и вовсе не скучно стало. И вот весь этот пестрый интересный мир исчезает из нашей жизни, как тогда казалось, насовсем (и для того, чтоб так считать, были все основания). Да и тревожно было за них -все с нуля в вечно воюющей стране, да еще с таким количеством старых и малых на небольшое число работоспособных. Вот последний вагон исчез из виду. Нет сил, нет слез, только какое-то тяжелое тупое оцепенение…
Читайте: Если недомерок сойдет с ума и разбомбит Киев
Вчера уехали друзья.
Как-будто что-то оборвалось.
А стоит ли? Такая малость –
Неужто жить без них нельзя…
Вчера уехали друзья.
На жизнь уехали, на вечность,
А между нами – бесконечность,
Пустой перрон, пустой вокзал…
Вчера уехали друзья.
И что-то из окна кричали,
И слезы горькие глотали,
И не было пути назад.
Вчера уехали друзья…
Вчера уехали друзья…
Читайте: Победобесие настигло и Луганск
Скажу сразу – мы не потерялись в пространстве и во времени. Сначала писали друг другу обычные письма, слали фото, получался своеобразный дневник жизни. Как ни странно, с появлением интернета писать стали реже, зато снимков стало больше. Ребята прошли через несколько войн. Состоялись, как граждане великой маленькой страны. Мы пережили развал Союза и все трудности, последовавшие за этим. И теперь тоже пытаемся обрести свою страну. Слава богу, всем нам повезло с детьми. Они выросли настоящими хорошими людьми, нашли себя в профессиях, с ними здорово, надежно и интересно. Правда, друзьям веселей, т.к. по внукам они со всех сторон нас обскакали с разгромным счетом. Но мы не отчаиваемся – какие наши годы, все еще впереди! И еще: у их трех мальчишек и одной девочки позади армия – в Израиле это закон.
Аж в 2012 мы первый раз смогли к ним полететь – исчезли те препятствия, которые разделяли нас все это время. Жалко, что тетя Марта совсем немного не дождалась, и мы смогли только положить камешки на ее могилу. Наши дети первый раз спрашивали – не боитесь, что встретитесь совсем чужими? Шутка ли - 22 года врозь. Оказалось, если вы одной крови, то со временем группа не меняется. В 2014 Израиль стал для меня одним из самых действенных антидепрессантов. А в прошлом году друзья балдели от незнакомой для них Украины, нюхали ландыши, сирень, гуляли по паркам, любовались полтавскими вышивками и винницкими фонтанами. И возмущались, что мы слабо рекламируем себя в мире, как туристическую страну (а они где только не были за 25 последних лет). Надеемся, что в этом году они и их друзья увидят здесь много нового и интересного.
А в далеком 90-м мы и думать не могли, что одним движением мышки будем заказывать билеты, бронировать отели, оплачивать счета. А еще снимать телефоном, болтать по скайпу, делиться своими мыслями в фейсбуке. И видеться с зарубежными друзьями, когда нам захочется! Так и сейчас – мы не знаем, что за горизонтом. Трудно, больно, но все, что не убивает - делает нас сильнее. И возвращаться в совок мы больше не станем. Все буде добре!
Важливо: думка редакції може відрізнятися від авторської. Редакція сайту не відповідає за зміст блогів, але прагне публікувати різні погляди. Детальніше про редакційну політику OBOZ.UA – запосиланням...
Підписуйся на наш Telegram. Отримуй тільки найважливіше!
Які скандали сталися на Львівській митниці після того, як Іван Керезвас став в.о. її начальника
Президент вважає припинення війни шансом для успіху республіканців
Якщо ініціативу ФРН підтримають інші країни, Україна загалом зможе отримати 35 ракет для Patriot