УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Всю медицину мы разрушим, до основанья – а затем… Ч.2

Всю медицину мы разрушим, до основанья – а затем… Ч.2

(Продолжаем разговор, начатый в первой части статьи).

Итак, по замыслу идеологов медицинской реформы, "госпитальный округ" будет организовываться на базе трех-четырех прежних районов – в которых должно проживать 150-200 тыс человек. Но это – в сельской местности. Для горожан "лимит" уже другой – до 500 тысяч населения на один "госпиталь". Даже стольный град Киев по такому принципу может рассчитывать аж на 6 действительно полноценных больниц – вместо существующих больше двух десятков только общего профиля. Остальные (вместе с поликлиниками), судя по всему, должны будут уйти в никуда. А что – городская (особенно столичная землица) всегда ценилась высоко. Вон как органично вписался элитный коммерчески-жилищный комплекс вместо бывшей 9-й больницы напротив Бессарабского рынка. Которую сначала привели в негодность отсутствием капитальных ремонтов – а потом просто разрушили, с перепродажей участка ушлым коммерсантам.

Можно только предполагать, какая жестокая борьба развернется в медицинской отрасли в связи с грядущим реформированием – если вместо прежних 3-4 больниц должна будет остаться только одна. Теоретически – должен будет "победить сильнейший". Но как быть, если возможности "конкурентов" окажутся почти равными – по диагностическим и лечебным возможностям? Правильно – тогда вступят в действие все прочие "подковерные" факторы. От "знакомства", "кумовства", "звонков сверху" – до банальных взяток в руководящие органы.

А что – деньги в городской медицине крутятся очень крупные. Одна не самая сложная операция – несколько сот долларов. В лучшем случае – если она не проводится в неотложном порядке. И вот над коллективом опытных, квалифицированных, грамотных специалистов нависает риск лишиться прежней работы – а вместе с ней и возможностей хорошего заработка. Тут на все пойдешь, чтобы повернуть ситуацию в свою пользу.

Правда, врачам больниц в крупных городах с мединститутами еще могут "подсластить пилюлю" – создав на базе кафедр некие "университетские клиники". Штаты, конечно, порежут не по детски – но и то хлеб. Но в сельских районах даже такой "бонус" не предусмотрен. Опять же, теоретически, в новом центре "госпитального округа" должны будут работать лучшие врачи территории. Практически, это будет просто "смена вывески" – повышение статуса больницы райцентра-"счастливчика" до уровня госпиталя – с одновременным фактическим закрытием остальных райбольниц региона.

Строить что-то новые здания никто не будет – для этого нужны немалые деньги, да и зачем? Реформаторы "под шумок" намерены не просто "укрупнить" центральную больницу округа – но и радикально сократить с давних пор мешающий им "лишний" койко-фонд. Так что никто не станет приглашать "лучших из лучших" в госпиталь из сокращаемых больниц. Да, впрочем, если бы и приглашали – что с того? Относительно "мобильны" из врачебной братии лишь доктора "Скорой" и реаниматологи – они работают посменно, сутки через трое. Остальные трудятся ежедневно. На работу за 30-50 км каждый день не наездишься.

Жить на съемных квартирах или в "общагах" - удовольствие для студентов, а не для ценящих себя специалистов, обремененных семьями. А купить новое жилье нескольким десяткам медработников обойдется, пожалуй, подороже постройки самого медучреждения "с нуля". Вот и получится – что "прилива новой крови" в разрекламированные госпитали никак не получится. Впрочем, насчет новейшего оборудования власть может выполнить свои обещания. Другой вопрос – насколько эффективно на нем будут работать все те же обычные районные врачи, повышенные до ранга "госпитальных".

"…а сапоги тачал пирожник"

Тем не менее, повальная безработица сотрудникам сокращенных райбольниц в городах и селах формально не грозит – заботливая власть приготовила для них новое занятие. Они должны будут заполнить штаты старых и новосозданных "амбулаторий семейной медицины". Этакие "земские больницы", исчезнувшие еще в первые годы советской власти после реформы главы Наркомздрава Семашко, наивно решившего, что граждане должны иметь доступ к специализированной врачебной помощи. Вот тогда и появились в райцентрах всякие там "ненужные" по новым представлениям гинекологи, окулисты, дерматологи, педиатры, хирурги, невропатологи и т.д.

Теперь вся эта "роскошь" останется лишь в "госпитале". А к услугам заболевших будут лишь "семейные врачи" – по замыслу умных дядей и теть из реформаторских кругов должные заменить в своей скромной персоне все вышеописанные специальности. "Семейники" согласно реформе должны отныне составлять 70% от всего количества врачей! Тогда как ныне доля "участковых" докторов не превышает и 10%.

По большому счету, возросшая удаленность новых госпиталей от большей части населенных пунктов соответствующих "округов" - лишний способ для власти заставить пациентов "притереться" к новым реалиям. Многие ли смогут – даже если и захотят – ездить за десятки километров к специалисту, если "под боком" есть семейный врач? Тем более, что, скорее всего, без направления этого врача больного в госпитальной поликлинике просто не примут – как, к примеру, не принимают сейчас в областных поликлиниках без "визы" врачей из райбольниц. Иначе нельзя – при сокращении поликлинических врачей в 3-4 раза сохранить для них прежний объем принимаемых пациентов на уровне всех сокращенных райбольниц означает вызвать форменный паралич медучреждения.

Тем более, что "семейная амбулатория" теперь должна быть организована в каждом селе с населением от тысячи человек. Ранее там полагался лишь фельдшерско-акушерский пункт – теперь вот к фельдшеру и акушерке добавится еще и доктор. Жаль только, подготовка большинства врачей не по своей "широте" к фельшерскому уровню не дотягивает. Обычная цена за специализацию – и связанную с этим более высокую квалификацию.

Даже участковый терапевт, по определению "самый широкий" специалист с законной опаской относится к лечению больных детей. Да, впрочем, в перечне медицинских специальностей не зря практически к каждой наличествует "двойник" с приставкой "детская" - кардиология, отоларингология, неврология… У детей, особенно маленьких – свои особенности организма, симптомы болезней, дозы назначаемых лекарств. Будущие педиатры углубленно изучают все это, начиная с третьего-четвертого курса – и обогащают практический опыт всю жизнь.

Точно также перспектива оказаться один-на-один с тяжелым "сердечником" или "инсультником" вгоняет в ступор уже педиатров. Ну не знают они, как лечить "взрослые" болезни, опыта соответствующего не имеют. А "семейный врач" по замыслу реформаторов должен с равной эффективностью лечить и "грудничков" и 80-летних старичков.

Но с педиатрами и терапевтами – еще полбеды. Хуже придется сокращаемым из районных поликлиник и стационаров хирургам, гинекологам, дерматологам. Первые "отточены" на аппендициты и грыжи – но спасуют перед стенокардией. Вторые имеют солидный опыт по ведению беременности – но не слишком искушены в другой патологии. Ну, а о третьих и говорить нечего…

Заставлять их лечить всех без исключения больных – просто преступление. Их и не заставят – во всяком случае, сразу. Пошлют на курсы в ВУЗ последимпломного образования. Аж на 4 месяца – за время которых "узких" докторов "галопом по Европам" ознакомят с лечением детей и взрослых, нервной, сердечно-сосудистой и репродуктивной систем, ЛОР-органов, глаз, кожи и всего остального. Где-то по 2-3 недели на каждую отдельную патологию.

Для сравнения – врач, выбирающий себе специальность сразу после мединститута, совершенствуется в ней во время 1,5-2-летней "интернатуры" в хорошей клинике под руководством опытных врачей и преподавателей. Доктор, по каким-то причинам меняющий специализацию уже после интернатуры – отправляется на курсы в Институт усовершенствования врачей на 4 месяца, где обучается только по одному-единственному профилю. Ну а от "семейных врачей" ждут достаточной квалификации после описанного чуть выше "галопно-хаотического" прохождения всего и вся за те же 4 месяца.

"Я буду кричать – а ты отвечать."

Не потому ли в последнее время оживились разговоры о повышении ответственности "эскулапов" за свои ошибки? Одни предлагают ужесточить уголовное наказание – другие, в большем соответствии с современными веяниями, призывают к страхованию докторов на подобные случаи. И правда – после того, как "пироги начнет печь сапожник, а сапоги тачать пирожник" – число таких ошибок неизбежно возрастет в десятки, если не в сотни раз. Жаль только, "козлами отпущения" за них в очередной раз сделают безответных людей в белых халатах – которые, будь их воля, никогда бы не взялись за лечение больных вне рамок своей квалификации.

Право, куда более эффективным было бы введение обязательного страхования для хотя бы самых главных реформаторов медицины. Ну, хотя бы, "вскладчину" с курируемыми ими врачами. А то получается по принципу товарища Бывалова из бессмертной советской комедии "Волга-Волга": "Я буду кричать – а ты отвечать!"

К примеру, пропустил бывший окулист, возведенный (точнее – низведенный) до уровня "семейного врача" аппендицит, приняв его за "кишечную полику". Больной с развившимся перитонитом – ну пусть не умер, а после срочной операции получил "третью группу" инвалидности – ему надо выплачивать компенсацию. Одна часть которой финансируется за счет страховки вышеупомянутого врача, а другая – за счет страховки, ну, скажем, той же Ирины Акимовой.

И пусть тогда сами страховщики посчитают степень страховых рисков – и, соответственно, размеры необходимых страховых платежей. Интуиция подсказывает, что Ирине Михайловне в таком случае придется ежегодно относить в страховые фирмы по несколько миллионов – хорошо, если гривен. Ну ничего – ведь экономия бюджетных средств будет такой, что Кабмин покажет себя просто клиническим скупердяем, если откажется дотировать возросшие расходы столь умелой "оптимизаторки" отечественного здравоохранения.

И, вообще, пациенты у нас смирные – впрочем, как и большинство врачей. А кто не смирный, да еще при деньгах - окончательно плюнет на "бесплатную" медицину, поехав в платный медцентр, где его сразу примут квалифицированные (а не семейные) врачи безо всяких проволочек и заморочек. Но это уже проблемы самих пациентов, правда? Главное, у государства теперь голова болеть не будет.

Продолжение следует.