Блог | Путін підвищує ставки, але його план може не спрацювати
Віртуальний меморіал загиблих борців за українську незалежність: вшануйте Героїв хвилиною вашої уваги!
Підвищення ставок від Путіна чи боротьба за заморожування
Минулого тижня Російська Федерація продовжила політику підвищення ставок у потенційному діалозі з ЄС та США навколо війни в Україні. Для Путіна дуже важливо спробувати вийти на режим "заморожування" бойових дій або будь-які інші договори, які сковують свободу маневру України. Кремль використовує відразу кілька ключових тем, за кожною з них намагаючись використати елементи шантажу.
Логіка тиску Кремля та тимчасові терміни
Детально логіку підвищення ставок з боку Путіна ми вже описували у попередніх випусках аналізу подій у РФ. Коротко система виглядає так. Російська Федерація порушує відразу кілька тем, чутливих для політиків до ЄС. Окремо кожна з "анонсованих" оточенням Путіна криз не здатна різко змінити позицію навіть європейських держав. Але теми використовуються умовними "адвокатами" РФ з-поміж політиків ЄС для просування тези про необхідність пошуку компромісів з Москвою. Серед ключових напрямків варто зазначити:
Далі текст мовою оригіналу.
– Вопросы радиационной безопасности и угрозы развала системы нераспространения ядерного оружия. В данном случае Москва играет на теме безопасности ЗАЭС, пыталась угрожать снижением порога применения ядерного оружия и размещением такового в Беларуси.
– Тема энергетического кризиса в ЕС: недостаток (или высокая цена на) углеводородного сырья, в первую очередь природного газа и, как следствие, экономические и политические проблемы внутри Европейского Союза.
– Вопросы продовольственной безопасности, особенно, в странах Северной Африки и ряда государств Азии. И, как следствие, возможная дестабилизация данных регионов с появлением дополнительных потоков беженцев в ЕС.
– Аннексия оккупированных территорий и вывод "конфликта" (как его пока называют на политическом уровне в Европе) на новый, более высокий политический уровень, где Кремль уже попытается говорить о "защите своих территорий".
Идея окружения Путина в попытке выхода на диалог о "заморозке" конфликта ближе к середине ноября месяца. В этот период совпадают несколько событий:
1. Промежуточные выборы в США, результаты которых могут повлиять на контуры американской политики в Восточной Европе
2. Саммит G-20, запланированный на 15 ноября
3. Сезонное увеличение потребления газа в ЕС, связанное с началом отопительного сезона и период заключения долгосрочных контрактов на поставку газа на 2023 год.
До этого периода Россия будет пытаться повышать ставки и пытаться дать дополнительную аргументацию в пользу "поисков компромиссов с Москвой" для своих европейских партнёров. В данном случае речь идёт не только о непосредственно российской активности, но и попытки использовать в своих интересах деятельность международных организаций, внутренние процессы в европейских странах.
На минувшей неделе ключевыми событиями в указанном направлении были:
1. Доклад МАГАТЭ о безопасности на Запорожской АЭС. Данная организация призвана оценивать вопросы касаюшиеся безопасности функционирования объектов ядерной энергетики (и приравненных к ним, как, например, исследовательские центры и лаборатории). Она не имеем мандата оценивать ход боевых действий, устанавливать сторону, создающую угрозу в зонах конфликта (банально не имеет таких специалистов).
Поэтому предсказуемыми были предложения МАГАТЭ о создании "зоны безопасности" вокруг ЗАЭС без указания возможного формата её функционирования и того, кто должен быть гарантом (обеспечивать) безопасности. Для РФ такой кейс может оказаться выгодным, поскольку это открывает дорогу к некому подобию "минских соглашений" на более низком уровне. С дорожной картой в формате "вначале прекращаем стрелять, потом отводим (или нет) войска и сохраняем такой режим пока не изменится внешняя ситуация".
Подход укладывается в тактику Кремля "дробления проблем" и попыток выйти на договорённости по частным вопросам, а не по сути. Типичный пример — сделка по зерну, которая не решает проблемы блокады черноморских портов Украины (а лишь создаёт возможность работы по одной товарной группе). Но РФ "демонстрировала договороспособность" и получила послабление санкционного давления со стороны США (исключение по зерну, с.х. технике и удобрениям до конца 2022 года) и ЕС (ослабление санкций по поставкам компонентов для обслуживания гражданских самолётов).
Таким образом, выразив на начальном этапе "неприемлемость" подхода МАГАТЭ, российские политики уже в ближайшие недели могут взять тему в разработку, тем более, что руководство упомянутой международной организации будет и дальше активно в продвижении идеи "зоны безопасности".
2. Остановка "Северного потока" и вопросы поставок газа на территорию ЕС. "Газпром остановил прокачку газа по "Северному потоку". Российские политики, СМИ активно играют на теме, говоря, что это результат "непродуманной" политики Европейского Союза. В то же время на минувшей неделе явно проявились несколько особенностей обсуждения будущих поставок газа. В частности, в РФ не упоминают (за неделю в ключевых медиа было лишь 1 упоминание) южного направления транзита — трубопроводов, идущих через территорию Турции (которые работают на полную мощность). Зато появились упоминания о том, что якобы "единственной" системой, через которую подаётся газ в Европу является украинская ГТС. Соответственно, уже в ближайшие недели можно ожидать попыток завершить логическую конструкцию в виде "война в Украине несёт угрозу поставкам газа в Европу, а значит, что как минимум на зимний период стоит прекратить активные боевые действия". Причём, данная идея, вероятнее всего, будет впервые озвучена не в России, а в одном из европейских государств.
3. Уличные акции протеста в странах ЕС. В Чехии, Германии, Нидерландах, Франции практически одновременно (в период 2-4 дня) прошли уличные акции, участники которых критиковали политику своих правительств. Одной из ключевых тем были вопросы цен на энергоносители. И, как следствие, звучали тезисы о необходимости улучшения отношений с Россией. Это первая такая волна, которая формально является внутренним делом европейских государств но по времени, характеру требований полностью совпадает с интересами Российской Федерации и служит фактором, усиливающим "газовый шантаж".
4. Заявления Путина о "зерновой сделке". Напомню, что президент РФ заявил о том, что его страну "обманули" с зерновой сделкой и украинское продовольствие вместо "развивающихся стран" идёт в государства Евросоюза. Прямой угрозы выхода из сделки пока не последовало, но к ближе к ноябрю 2022 Россия, вероятнее всего, потребует её пересмотра и/или заключения дополнительных соглашений. Россия в очередной раз будет играть на теме дефицита продовольствия (и удобрений) используя тезисы о засухе 2022 года, дорогих энергоносителях (и как следствие подорожании азотных и фосфорных удобрений), безопасности судоходства.
Используя упомянутые выше направления, а так же вопросы возможного проведения "референдумов" либо прямой аннексии оккупированных территорий РФ пытается подтолкнуть страны ЕС к началу диалога о "заморозке конфликта" в Украине и началу диалога. Расчёт Кремля состоит в получении времени для восстановления, в первую очередь военного потенциала, попыток раскачать внутриполитическую ситуацию в Украине и уменьшить уровень поддержки Киева со стороны Европейских партнёров.
Изоляция как альтернатива
Несмотря на комплексный, разносторонний подход России к давлению на ЕС, расчёт на договорённости о "заморозке" может не сработать:
– В случае, если Евросоюз к ноябрю месяцу обеспечит бОльшие чем в 2021 году запасы газа в хранилищах, газовый шантаж теряет свою актуальность. Если же сработает концепция ограничения потолка цен на данный тип сырья, теряют смысл и попытки РФ давить через вопросы подорожания газа.
– На данном этапе в США сохраняется межпартийный консенсус в вопросах поддержки Украины. На этом фоне даже частичный успех российской политики на европейском направлении не станет фактором, вынуждающим Украину идти на подписание любых договорённостей о "перемирии".
– Успех Украины в контрнаступлении в сентябре и октябре 2022 года может снять с повестки вопросы "референдумов" и сделать саму идею "заморозки" опасной для Путина. Если РФ в результате осенней кампании теряет Херсон и ещё хотя бы 1-2 значимых населённых пункта (масштабом с Мелитополь, Изюм, Лисичанск), то выход на формат "перемирия" будет восприниматься частью элит и населения РФ как "поражение". И в таком случае прекращение боевых действий будет демонстрацией провала политики руководства страны по ключевому направлению - восстановлению влияния РФ в мире. Либо, проще говоря, ударит по имперским амбициям граждан. Как следствие, создаётся угроза стабильности внутри самой Российской Федерации.
Путин осознаёт возможность негативного сценария и посылает дополнительный сигнал как своему населению, так и внешним партнёрам — готовность России к изоляции. Это, по его мнению, создаёт дополнительные риски глобальной безопасности и рано или поздно может привести к диалогу о месте РФ в мировой системе. Однако, в отличие от предыдущих лет, когда подобные намёки имели результат (2009, 15 годы), сейчас РФ находится в весьма уязвимом положении, а ключевой её аргумент — сила армии — подвергается сомнению в результате провальной попытки захвата Украины.
Этот текст - часть работы Ukrainian Institute for the Future "Росія детально" по еженедельному анализу событий и трендов российской политики.