Сила роздратування: чому Росія нерозважливо випробовує терпіння Заходу
Віртуальний меморіал загиблих борців за українську незалежність: вшануйте Героїв хвилиною вашої уваги!
Активизация российской авиации в чужом воздушном пространстве вызывает опасения Запада. Стратегические бомбардировщики и истребители Москвы утюжат неприветливые западные небеса, нарушая воздушное пространство государств по всей Европе и путешествуя в Карибский бассейн, Юго-Восточную Азию и на побережье США. Союзники Штатов от Японии до Норвегии вынуждены постоянно выпроваживать незваных гостей из своих небес. Недавняя череда несчастных случаев подмочила российскую кампанию по усложнению международных отношений, но продемонстрировала важный момент: не следует недооценивать способность раздражать. Она работает при правильном использовании. За малую цену такая тактика позволяет формировать восприятие противников.
Как пишет Майкл Кофман в своей статье для аналитического издания War on the Rocks, вызывающее поведение России предназначено для компенсации ее неспособности к реальному применению своей силы. Смысл этой деятельности – заставить США воспринимать Россию всерьез как стратегического противника, угрозы существованию, и усложнить поддержку Украины для европейских союзников. Полеты бомбардировщиков – не единственная причина изменения восприятия России Америкой, но часть последовательной и постоянной демонстрации враждебных намерений. Она заставляет органы национальной безопасности пересмотреть имеющееся предположение о том, что Россия не стремится к реальному конфликту с НАТО, и что Москва не начнет войну. Это доказательство того, что эта стратегия работает Москве на пользу.
Несколько недель назад новый председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Джозеф Данфорд назвал Россию "экзистенциальной угрозой", а ее поведение "вызывающим тревогу" во время своей номинации. Он был далеко не одинок, и его замечания не было случайным. Каждый офицер плясал под эту музыку. За несколько дней до того две группы российских стратегических бомбардировщиков Ту-95МС нанесли визит к береговой линии Калифорнии и Аляске. Соединенные Штаты вынуждены постоянно приспосабливаться к этой холодной войне с российской дальней авиацией. У России нет авианосных ударных групп, флота десантных кораблей или сопоставимых экспедиционных сил, но она может изменить восприятие угрозы у единственной в мире сверхдержавы.
Читайте: Каток закатывает весь российский бизнес в асфальт
Заявления министра обороны на прошлой неделе также показывают, что усилия России достигают желаемого эффекта. Называя Россию "очень, очень серьезной угрозой", Картер объяснил, что, хотя сама угроза не нова, "мы не рассматривали Россию в качестве противника", и что Россия сегодня ведет себя "как противник в некоторых очень важных отношениях".
Целью Кремля является изменение восприятия России в США, которые в данный момент видят ее скорее как региональную силу в структурном упадке. С чего бы сверхдержаве вести предметные переговоры и искать компромиссы со страной, которая завтра ослабнет еще больше? Если время на стороне Америки, то логичным подходом будет ограничить конфликт в Украине, сдерживать Россию экономически и ждать. Не будет никаких сделок о судьбе Украины или грандиозного пересмотра мер безопасности в Европе, или страха перед угрозами Москвы из-за увеличения американского присутствия на территории граничащих с ней членов НАТО. Россия также имеет мало шансов на сдерживание экспансионистской политики, такой как дополнительное развертывание войск в Европе или поставки оружия в Украину, если США не воспринимают всерьез возможные риски для собственной безопасности. Проще говоря, восприятие России в США является серьезной проблемой для Москвы, если она надеется когда-либо выйти из этой ситуации без капитуляции.
Без возможности эффективно задействовать обычные войска, ядерный арсенал России практически бесполезен. Конечно, она может уничтожить США, но это давно известный факт в мышлении американцев, закрепленный политикой ядерного сдерживания, контроля над вооружениями и стратегическими договоренностями, стабильность которых Россия отнюдь не желает нарушить. Москва, конечно, может незаметно нарушить Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, но вряд ли это сильно повлияет на стратегический расклад для Соединенных Штатов. Владимир Путин намеренно выдает высокопарные заявления о ядерной готовности России и поддерживает их запуском бомбардировщика Ту-22М3, способного нести ядерные заряды. Он не относится легкомысленно к использованию ядерного оружия, а убедительно играет роль в организованном спектакле. В действительности Россия не расширяет свой ядерный арсенал вне условий договоренности и не изменяет свой уровень готовности. Одним из преимуществ правления на протяжении более 15 лет является четкое знание собственных возможностей, и Владимир Путин эффективно использует силу раздражения, чтобы привлечь внимание Америки. Вне контекста бюджетных сокращений, слово "ядерный", безусловно, вызывает беспокойство в Вашингтоне.
Читайте: Скоро за российскими истребителями начнут "охотится" стаи боевых дронов-"гремлинов" США
Для того чтобы изменить мышление в США, России пришлось буквально оказаться на радаре каждого командира. В перечне незваных посещений: фронтовые бомбардировщики Су-24, пролетевшие над американскими кораблями в Черном море, и истребитель Су-27, агрессивно перехвативший самолет-разведчик RC-135U к северу от Польши, что вызвало официальные протесты США. Эти инциденты стимулировали дискуссии в СМИ, увеличившие их субъективный вес в восприятии. Министр иностранных дел Швеции заявил, его народ "действительно опасается" непредсказуемого поведения России после флотского поиска российских субмарин в октябре прошлого года, которая разожгла панику в СМИ, хотя ни одной подлодки так и не обнаружили в шведских водах. Сила раздражения лучше всего работает тогда, когда средства массовой информации подхватывают новость и раздувают событие.
Это не просто выходки. Это отличительная черта целенаправленной политики раздражения, направленной против силы, которая настолько отвыкла от угроз с воздуха, что ее стало легко возмутить. Возможно, лучшим примером этого стало то, что в марте американские чиновники попросили Вьетнам прекратить дозаправку российских бомбардировщиков в Камрани в ответ на то, что те кружили над Гуамом (территория США) летали над Тихим океаном. Учитывая значительную историю оборонного сотрудничества между Россией и Вьетнамом, подобный запрос был опрометчивым, но показал, насколько раздражены Соединенные Штаты подобными выходками. По мере того, как инцидент следовал за инцидентом, служебные письма и брифинги постепенно накапливаются, а Россия неуклонно растет от разлагающейся региональной силы до стратегического противника.
Сумев заставить воспринимать себя всерьез, перед Россией во весь рост стала проблема времени. Теперь она в состоянии стратегической конфронтации с Западом, но в совершенно невыгодном положении, под давлением низких цен на нефть, экономического спада и западных санкций. Кремль прочно увяз в Украине без надежды на победу, а экономика балансирует на грани катастрофы. Российские лидеры опасаются, что санкции и другие наказания продолжатся дольше, чем этот кризис, в рамках общей политики удушения. Как однажды сказал Милтон Фридман, "нет ничего столь же постоянного, как временные правительственные программы". Следовательно, московская кампания беспокоит европейские вооруженные силы и нервирует лидеров вероятностью того, что один несчастный случай может привести к большей войне. Россия страдает и хочет доставить такие же неудобства всем остальным.
Читайте: Черный месяц: агрессивная Россия возглавила Совбез ООН
Полеты стратегических бомбардировщиков дешево обходятся Москве, но создают газетные заголовки и вызывают озабоченность среди обычных людей. Европейские граждане и их представители получают ощущение, что такое состояние дел требует от них реальных материальных затрат. Такое сообщение важно для Москвы, и всем следует понимать это. Россия не безрассудна, а расчетливо притворяется безрассудной.
Такие полеты хорошо воспринимаются внутренней аудиторией, и рейтинги Путина никогда не были так высоки, как сейчас. Западные СМИ оказались впряжены в эту кампанию. Заголовки, описывающие патрули российских бомбардировщиков в международном воздушном пространстве как мировую угрозу, создают образ Москвы как противника установившегося миропорядка. Сегодня в России мало хороших новостей, и еще меньше возможностей появится в качестве мировой силы. Единственное, что она все еще может делать, в отличие от большинства стран, это донимать единственную сверхдержаву при помощи дальней авиации. Реакция Запада только укрепила концепцию подобных операций. Российские государственные медиа, такие как RT, не пропускают ни одного шанса показать, как Москва безнаказанно щелкает Запад по носу.
Эти полеты бомбардировщиков имеют и практическую ценность для российского генштаба. Они тренируют ВВС вдоль маршрутов потенциальных ударов, исследуют дальность радиолокаторов, засекают время прилета истребителей и размещение средств ПВО. Тем не менее, российский флот стратегических бомбардировщиков стар и мал, состоит из 16 Ту-160, 60 Ту-95С и 60 Ту-22M3с. Он не сможет поддерживать активность долго, корпуса самолетов были сделаны еще в советскую эпоху, и запасных частей для них не так уж много. Бомбардировщики уязвимы, и даже снаряжение их современными крылатыми ракетами большой дальности не изменит военный баланс. НАТО придется кое-что поменять, но угроза совсем не нова. Непрерывными полетами Россия не повышает свой военный потенциал, а изнашивает его. В последние два месяца ВВС России потерпели шесть аварий различных самолетов, что указывает неспособность наземных технических команд угнаться за темпом вылетов, но это небольшая цена, за изменение стратегического мышления в Соединенных Штатах. По размеру ВВС России уступает только США, и выделив на модернизацию 130 млрд долл., они закупают новые самолеты быстрее, чем их западные коллеги.
Читайте: В США испугались России у берегов Аляски
Российское вторжение в Украину остается главной причиной, по которой Запад рассматривает ее как противника. Влияние этой беспокоящей кампании не следует переоценивать. Но и ее недооценка обернется непониманием российской тактики. Кремлевские лидеры хотят, чтобы их рассматривали как реальную угрозу на уровне СССР, чтобы США вели с ними переговоры и находили компромиссы, а не ругали, накладывали санкции и игнорировали. Некоторые утверждают, что этот подход, в конечном счете, ведет к саморазрушению. Тем не менее, подобный анализ ошибок Москвы попахивает излишней самоуверенностью.
Россия убедила США, что эскалация конфликта до войны с НАТО возможна из-за любой ошибки. Численное превосходство России на востоке Украины и угроза членам НАТО на ее границах вполне реальна, как и ядерный потенциал, в то время как "возрожденная цель" НАТО в основном – лишь замечательный лозунг. Горстка самолетов, патрулирующих балтийское воздушное пространство, не заставляют Россию содрогаться так, как члены НАТО от бомбардировочных патрулей Кремля. А "возрожденная" Европа совсем не транслировалась в финансовую или военную помощь Украине. Россия застряла в Украине. Ее задача – не дать Украине преуспеть, что намного проще, чем цель Запада – не дать ей проиграть. Кроме того, Кремлю уже удалось добиться того, что Украину не пригласят в НАТО; теперь он просто пытается удержать США от участия в конфликте.
В ближайшие годы Россия не ожидает примирения и улучшения отношений с Соединенными Штатами. Ее план состоит в сдерживании ястребов в администрации США и убеждении военного министерства в серьезности своих намерений. Командование воздушно-космической обороны Северной Америки, Стратегическое командование и другие организации, занятые обеспечением выживания Соединенных Штатов, не удовольствуются предположением, что Москва блефует или что Путин плохой стратег. Между тем, по мере того как Россия наращивает напряженность, страны, расположенные ближе к конфликту, такие как Германия, будут неуклонно расходиться с США по вопросам Украины. Москва понимает, что она не может достичь уважения и признания в Соединенных Штатах. Поэтому она взращивает страх. В 2014 году президент Барак Обама назвал Россию "региональной силой", действующей "из-за слабости". Благодаря, в частности, своим ВВС, год спустя Россия поднялась на верхушку американского списка угроз, не добавив ни грамма к своей реальной военной силе, пишет издание.
Ранее "Обозреватель" писал о том, почему не стоит рассчитывать на крах России. Ведь экономически коллапс еще не значит, что она станет неспособной к причинению вреда своим соседям.