Крымские татары. Чужие на своей земле
Господство России в Крыму началось с убийства крымского татарина Решата Аметова. Убийства бессмысленного и жестокого. Парня скрутили у здания Совета Министров АРК, увезли на машине и после пыток добили ударом ножа в глаз. После чего выбросили тело в районе села Земляничное Белогорского района. У Аметова осталась семья - жена и трое детей.
С того времени прошло два с половиной месяца, и вот оккупационные власти продемонстрировали такую же бессмысленную жестокость - но уже в отношении всего крымскотатарского народа. Аксенов издал указ о запрете проведения любых массовых мероприятий в Крыму до 6 июня. Это означает прежде всего запрет на проведение общенационального траурного митинга в память о депортации 18 мая.
Читайте: Автозаки для репатриированных
Вот так нам прокомментировал это решение член Меджлиса Али Хамзин: "Принятое решение в указе Аксенова об отмене всех массовых мероприятий в Крыму до 6 июня, прежде всего направлено против проведения траурных мероприятий, связанных с 70-й годовщиной депортации крымскотатарского народа. Думаю, это не решение Аксенова, а решение Кремля! Ранее казалось, что более неправильного и трагического решения российских властей о запрете въезда лидеру крымскотатарского народа Мустафе Джемилеву в Крым, в преддверии годовщины депортации народа 2 мая просто невозможно принять и это решение казалось представляет собой наивысшую точку в этой ситуации... Но нет, как говорят, умом Россию не понять!!! Как ни странно высшее руководство России смогло преодолеть и эту точку планки... Эти все решения накануне 18 мая, в том числе концентрация огромного количества спецподразделений, казаков, частей самообороны, правоохранительных органов, БТРы, автозаки в центре Симферополя - все это знаковые символы говорящие об "особом" отношении Москвы к национальной проблеме крымских татар, которые являются крайне неправильными... Если кратко, наш народ впереди ждут тяжелые и даже трагические испытания".
По уровню цинизма это решение сравнимо разве что с запретом евреям поминать Холокост. Унизительно, больно и абсолютно бессмысленно. Что дальше? Запрет хоронить своих покойников да носить опознавательный знак?
Чубаров недоумевает: "Мы в ходе длительного совещания вчера, 15 мая, с председателем Совета министров Аксеновым, с руководителями ФСБ, полиции, прокуратуры обговорили все детали, которые помогут нам избежать провокаций. Мы дали гарантии, что со стороны крымских татар, как и все предыдущие 23 года, не могут быть каких-либо провокаций. Этот день для каждого крымского татарина священен, чтобы использовать его в каких-либо таких узкополитических целях".
Читайте: Меджлис пожаловался прокурору - "няше" на Аксенова
Однако даже беспрецедентная готовность крымских татар вести себя лояльно не поколебала намерений российских властей запретить акцию.
Аксенов утверждает, что запрет предпринят из соображений безопасности. "Премьер-министра" понять можно: на площади Ленина возле здания Совета министров 18 мая соберутся десятки тысяч людей, которые его, Аксенова, не очень любят, как не любят и Путина, и "зеленых человечков", и "самооборону" - вооруженных русских националистов на службе оккупационного режима. Мало ли чего от этих татар можно ожидать! Куда спокойнее, если центр города заблокирован сотнями ОМОНовцев и автозаками… Крымские гауляйтеры очень быстро переняли менталитет российской власти - власти, которая боится собственных граждан и не доверяет им.
Однако почему такие странные даты запрета - до 6 июня?
Рефат Чубаров высказал свое замечание по этому поводу: "Замечу, что с 6 по 12 июня состоится Международный фестиваль "Великое русское слово", который в этом году будет проходить в седьмой раз. Планируется, что в рамках этого фестиваля будут также массовые мероприятия в ряде городов Крыма. Получается, что запрет закончится именно в тот день, в который начнется "Великое русское слово", которое никто не отменял в связи с событиями на юго-востоке Украины".
То есть, судя по телодвижениям русским в Крыму на их массовых акциях ничего не угрожает, а вот татарам…
Да, татарам - угрожает. И не кто-нибудь, а именно российская власть. Независимо от запретов на проведение массовых акций.
Убийство Аметова стало не трагической случайностью, не досадным инцидентом, а началом целенаправленной полицейской политики в отношении крымских татар. Массовые обыски, допросы, нарушение процессуальных норм, угрозы - всё это стало обычным делом для крымских татар в условиях оккупации.
У того же Али Хамзина обыск проводили 15 человек - причем без всяких предписаний, и только один предъявил удостоверение ФСБ. Основание и вовсе смехотворное, сопоставимое с интернет-мемом #визиткаЯроша: визитные карточки Али Хамзина были найдены у каких-то представителей "Правого сектора".
Сайт "Крым.Реалии" цитирует главу бахчисарайского Меджлиса Ахтема Чийгоза, который называет обыски акциями устрашения: "Прибыть на двух КАМАЗах, с ОМОНовцами, перекрыть улицу, рано утром вломиться, напугать людей. Это, естественно, вызвало серьезные проблемы со здоровьем у тех, к кому врывались. Мы заявили представителю президента России в Крыму, что подобными методами выполнять функции следственных мероприятий недопустимо, и мало того, это ещё и противоречит, в том числе, и законодательству Российской Федерации".
Читайте: Чубаров пообещал не выводить крымских татар на траурный митинг "под БТРы и дубинки"
Такова официальная государственная политика в отношении крымских татар. А неофициальная, негосударственная - ничуть не лучше. Россия, как известно, страна ксенофобская. Преступления на почве расовой и национальной неприязни там весьма часты, притом что большая часть из них квалифицируется как обычное хулиганство и "бытовуха". Это негласный, но очень четко прослеживаемый тренд. Русские националистические организации и проводимые ими акции, вроде "русских маршей", плотно контролируются ФСБ. Что такое российская национальная политика, очень хорошо иллюстрирует "мнение", которое активно внушали крымчанам пророссийские СМИ в ходе оккупации: мол Россия - многонациональная страна, а разные национальности нужно держать в узде, под жестким контролем - тогда все будет хорошо. В России держат - и там все хорошо, и в Крыму надо так же.
Это мнение как оправдание собственной подлости было воспринято крымскими обывателями-славянами. Теперь крымские татары "назначены" в Крыму "нерусской угрозой", для усмирения которой и нужно полицейское государство и жесткие меры. На бытовом уровне это проявляется в таких уродливых случаях, как нашумевшее, но благополучно забытое властями избиение юного крымского татарина за "нерусский" язык. "Он шел и разговаривал по телефону на крымскотатарском языке. Мимо проходили какие-то посторонние и сделали ему замечание. Мол, ты живешь теперь в России, говори по-русски", - рассказывал тогда корреспонденту "Обозревателя" Ольге Байвидович адвокат юридического правления "Меджлиса" Тейфук Гафаров. Парню сломали нос, и если вам кажется, что это - бытовое хулиганство, то вашими мозгами уже думает Путин.
Бытовой расизм как продолжение государственной политики в отношении конкретного народа - это реальность, в которой живут сегодня крымские татары. И в ближайшем будущем улучшения не предвидится. Чубаров не знает, как удержать людей, настроенных, несмотря на решение Меджлиса об отказе от траурного митинга, прийти на главную площадь Симферополя. Зато знает Аксенов - автозаки и ОМОН уже приготовлены.