Кульчицький: чому, йдучи назустріч полякам, ми повинні зневажати свою історію?
Известный польский историк Ян угли, который на последних выборах в Польше стал сенатором от партии Право и справедливость, сделал достаточно контраверсионную заявление.
В частности, он сказал: украинцы не станут полноценной нацией без осознания того, что Волынская трагедия была геноцидом польского народа. Кроме того, сенатор посоветовал украинским властям изменить отношение к ОУН-УПА и прекратить ее честь.
С просьбой прокомментировать это заявление "Обозреватель" обратился к известному украинскому историка, заведующего отделом Института истории Украины НАНУ Станислава Кульчицкого.
Как вы относитесь к таким заявлениям и таких предложений?
-Конечно, Отрицательно. Это тот эпизод в истории украинского-польских отношений, по поводу которого поляки и украинцы придерживаются различных мнений, и здесь нас не может что-то объединить.
Прежде всего, нужно признать, что действительно была Волынская резня. Неизвестно, какое количество поляков - женщин, детей и мужчин - была буквально вырезана теми крестьянами, которые бросились на них под местным руководством УПА. Такая акция продолжалась в течение одного-двух дней. Понятное дело, что это все признают, ведь как можно не признавать факты?
С другой стороны, на этой же территории, на Волыни, в течение многих лет вырезали украинские семьи - еще до нападения Гитлера на Польшу, в 1940-42 годах. Можно сказать, шла этническая война.
Если взять суммарное количество погибших украинском и количество погибших поляков, то не могу сказать, что превышает. Но была взаимная ненависть. Причем, вызвана не какими-то национальными лозунгами, под которыми воевала УПА, а сугубо материальными, земельными спорами.
Возможно, нам следует признать факт геноцида с нашей стороны, а полякам - и их стороны?
- Когда Квасьневский впервые приезжал в Украину для установления сердечных отношений между двумя странами, он выразил эту формулу: "Прощаем и ждем прощения от вас". Тогда в Институте истории Украины появилась монография о Волынской трагедии, перепечатана также и на польском языке - чтобы правительство определило свое отношение к таким тяжелым проблемам истории между двумя странами.
Затем появилось большое коллективная монография об Организации украинских националистов и Украинской повстанческой армии, где были освещены все эти проблемы.
Конечно, поляки не со всем согласны, но они не согласны во многом. Например, они считают Львов своим городом, так же, как и Вильнюс. Но так сложилось в истории - так же, как русские в украинских городах в определенные времена составляли, пожалуй, большинство населения, так же и поляки начинали составлять большинство населения на востоке своей страны.
Есть много чисто исторических причин, которые мы не можем устранить, потому что это уже прошлое.
Читайте: Холокост и Украина: ужасное преступление нацистов в деталях и цифрах
Действительно, мы не можем изменить историю, но заявления должны прозвучать на уровне двух государств в этой ситуации?
Я думаю, что заявления уже прозвучали во времена Квасьневского. Понятное дело, что мы должны сплотиться, мы должны иметь особые отношения. И это не из любви поляков к Украинской, а из опасения поляков, чтобы их проглотила Россия. Объективно мы должны сдерживать свои эмоции.
Польский историк также считает, что мы не должны уважать ОУН-УПА.
-Что Я могу сказать? Во-первых, ОУН родилась в Польше. Родилась за того, что поляки образовывали свое государство в 1918 году, а затем воевали с Западно-Украинской народной республикой и победили ее в 1919 году, а затем воевали с Россией и советской Украины и почти победили их. Они утвердили восточные границы Польши, которые включали значительное количество украинского населения - там, где украинское население не было этническим меньшинством, это была их этническая земля. Они хотели быть самими собой, а их начали колонизировать.
В ответ они поднялись на борьбу - причем, когда поляки в 1923 году уже официально, легитимно получили права на Галичину. Тогда они обязались - и это было записано в польской конституции - предоставить Украинской все права для развития своей культуры. Но ничего этого не было сделано. В 1930 году возник колоссальный конфликт, так называемая "пацификация", когда польская армия пошла в украинские села и начала пороть крестьян так, как это делали русские жандармы в XIX веке.
Читайте: "Старший брат-2"? Эксперт рассказал, чего ждать Украине после выборов в Польше
Так родилась ОУН. А уже во времена войны, когда была оккупирована Польша, с одной стороны, родилось войско польское - Армия Крайова, а с другой стороны родилась Украинская повстанческая армия. УПА руководствовалась той идеологией, которую мы сейчас не разделяем - это воинствующий национализм, "Украина для украинском". Все это было вполне понятно, потому что шла жестокая борьба - без линии фронта. И мы относимся к этому с пониманием.
Но на своих фуражках они носили трезубец, они пользовались нашим национальным желто-голубым флагом гораздо раньше, чем мы сами взяли этот флаг за государственный. То есть они были за независимость Украины и они боролись за независимость Украины. Как мы можем относиться к ним не положительно? Так же, как поляки относились к Армии Крайовой.
Почему, идя навстречу полякам, мы должны презирать свою историю?