Радник Горбачова: "партію війни" в Росії може послабити тільки одне
Виктор Мироненко возглавляет Центр украинских исследований Института Европы Российской академии наук, является советником последнего главы Советского Союза Михаила Горбачева и кандидатом исторических наук.
"Там, "наверху", по-видимому, считали, что об Украине они знают все. Как выяснилось, они и их "эксперты" об Украине ничего не знали", – говорит Мироненко. Именно это "незнание", по его мнению, и является одной из главных причин геополитической трагедии.
В интервью "Обозревателю" Мироненко рассказал том, как проблема Крыма может со временем "раствориться", и что может заставить российское руководство изменить свою политику по отношению к Украине.
- Многие считают официальную транспортную блокаду ОРДЛО и "национализацию" украинских предприятий окончательной потерей Донбасса. Вы согласны?
- Считаю, что Украина утратила контроль над частью территории Донецкой и Луганской областей. И в сложившейся ситуации не вижу способа этот контроль восстановить. Транспортная блокада и "национализация" свидетельствуют, на мой взгляд, о том, что приходит понимание этого печального, но, увы, неоспоримого факта.
Читайте: У Порошенко назвали три условия для снятия блокады Донбасса
- Вы считаете вероятным введение санкций против России из-за "национализации"?
- Считаю это маловероятным. Во-первых, формально "национализацией" занялась не Россия, а самопровозглашенные режимы. Во-вторых, пока что, как это ни прискорбно, санкции не дают того результата, на который, очевидно, были рассчитаны.
- Что Кремль будет делать с ОРДЛО? Содержать дорого, "впихнуть" в Украину на своих условиях не получается…
- Не знаю о планах в отношении этих образований. Но могу предположить, что тех, кто определял в последние годы российскую политику на украинском направлении, вполне устраивает нынешнее положение вещей – ни войны, ни мира.
Читайте: "Украина на Донбассе уничтожена": Порошенко рассказал, как Россия использовала блокаду ОРДЛО
- Россия может пойти на аннексию Донбасса?
- Полагаю, ситуация будет развиваться по абхазско-осетинскому сценарию. То есть пока – нет. А в дальнейшем – зависит от многих обстоятельств, предвидеть которые я не берусь.
- Что может заставить Россию изменить курс по отношению к Украине? Очевидно, что санкции с этим не справляются, оказывая скорее сдерживающий эффект.
- Позиции российской "партии войны" радикально ослабить могут только успехи Украины в социально-экономическом развитии, построении свободного общества и эффективного государства. В этом же, на мой взгляд, помимо принципиальной политической позиции, заявленной большинством стран мира, могла бы состоять помощь международного сообщества.
Читайте: Джемилев рассказал, переживут ли санкции против России 2017 год
- Последние жесткие заявления в адрес России, прозвучавшие из команды Трампа, назначения критиков Кремля на ключевые должности дают основания утверждать, что новая администрация окончательно поставила крест на идее перезагрузки отношений с Россией?
- Здесь я бы не торопился с выводами. Новая администрация явно хотела бы найти некий новый алгоритм отношений с Россией, не меняя принципиальных оценок некоторых действий ее государственной администрации. Вряд ли она сможет найти что-то новое по сравнению с тем, что когда-то называлось "мирным сосуществованием стран с разным социальным строем".
Конфликт между Россией и Украиной, судя по всему, закончится не завтра, а жить как-то нужно. Будут искать компромисс между принципиальными позициями и текущими интересами. Найдут ли, не знаю. Было бы хорошо, если бы нашли не в ущерб чьим-то национальным интересам.
- Наметился ли в России раскол властных "элит"? Если да, насколько опасным он может быть для правящего режима?
- Возможности власти для консолидации политического класса, государственной бюрократии и силовых структур значительно уменьшились по сравнению с периодом высоких цен на энергоносители и больших денежных потоков. Но, во-первых, при относительной пассивности общества такие возможности перераспределения остаются. Во-вторых, не следует сбрасывать со счетов возможности отрицательной мотивации политической консолидации – страха потерять то, что обретено и худо-бедно защищено существующей системой. Кстати, Украина с ее проблемами служит для этого неплохим инструментом. Поэтому трудно ожидать перемен в настроениях "элиты" со дня на день.
Читайте: В России нарастает борьба за место преемника Путина – нардеп
- Позиции Путина в России кажутся непоколебимыми. Так ли это? Что в теории может дестабилизировать политическую ситуацию в стране?
- Я бы очень предостерег от намерений и, тем более, от попыток "дестабилизировать политическую ситуацию" в такой стране, как современная Россия. Мало никому не покажется. Нужно искать другие пути.
- Как-то вы сказали, что аннексия Крыма может обойтись России дороже, чем Украине. Что вы имели в виду?
- Думаю, должен сам себя поправить. Считал и считаю всю историю российско-украинских отношений вокруг Крыма с самого начала одной большой политической ошибкой. От этой борьбы не выиграл никто – ни Россия, ни Украина, ни Крым. В отношения двух стран, определяющих ситуацию в Восточной Европе и темпы ее экономического развития, вбит клин, который будет очень трудно вытащить. Кому это выгодно? Точно не пересиленным трем субъектам международных отношений. В этом я совершенно уверен.
Читайте: Крым: история движется по спирали
- Некоторые в Украине начинают "смиряться" с тем, что потеря Крыма – это всерьез и надолго. А как вы думаете, есть ли у Киева шансы вернуть полуостров в обозримом будущем? Как?
- Насчет "смиряться" – я не уверен. А вот то, что в политическом анализе нужно исходить из реалий, а не из желаний, несомненно. Считаю, что, как бы не развивалась ситуация дальше, в конечном счете решение проблемы будет за живущими в Крыму людьми. Шансов "вернуть" полуостров в ближайшей исторической перспективе я пока не вижу. И не уверен, что их необходимо искать. Полагаю, что эта проблема, как и некоторые другие, может "раствориться" в ином, новом политическом и экономическом контексте. Как, например, растворилась проблема германо-французских отношений и некоторых других в концепции "Европы регионов". Главное, чтобы Восточной Европе, как Западной, для понимания этого не понадобились бы две мировые войны. Учиться лучше на чужих ошибках
- Многих удивляет ситуация с письмом Януковича с просьбой к России ввести войска в Украину. Чуркин показывал его на заседании Совбеза. Песков недавно заявил, что никакого письма не поступало. Что может стоять за этой коллизией?
- Эта "коллизия", как вы выразились, имеет значение разве что для личной судьбы бывшего украинского президента. Спустя три года это не имеет практически никакого значения. Почему именно Виктор Янукович был избран той точкой опоры, с помощью которой, очевидно, предполагалось повернуть развитие Украины вспять или в сторону российской модели, можно только предполагать. Мне кажется, это стало следствием полного непонимания того, что происходит в соседней стране, следствием плачевного состояния российской украинистики как науки. Там, "наверху", по-видимому, считали, что об Украине они знают все. Как выяснилось, они и их "эксперты" об Украине ничего не знали. Помните, у Гоголя: "Знаете ли вы украинскую ночь?"
Читайте: "Потеря" Кремлем письма Януковича: у Порошенко увидели важный знак
- Думаете, Россия еще может как-то использовать Януковича и Азарова в политических целях?
- По крайней мере, я бы не советовал этого делать. Будущего ни у них, ни у политики, которую они проводили, нет.
Как сообщал "Обозреватель", в России заявили, что рассматривают вопрос экстрадиции Януковича.