Вибори на Донбасі: порожні вулиці і мертві дільниці

Вибори на Донбасі: порожні вулиці і мертві дільниці

В некоторых городах зоны антитеррористической операции начались выборы. Причем, города, которые находятся близко в линии фронта, например, Станица Луганская - имеют право голосовать. А вот те, кто подальше и где более безопасней, например, Артемовск, права голоса лишены.

Тут люди не знают имен кандидатов, боятся голосовать, а некоторые и вовсе ждут прихода так называемой Луганской и Донецкой народных республик.

"Обозреватель" отправился в прифронтовую зону, чтобы проследить, как будут проходить местные выборы.

Читайте также: В Украине проходят местные выборы: онлайн-трансляция

Нет альтернативы

Большинство голосующих городов совершенно не знакомы с кандидатами на этих выборах. Предвыборной агитации тут не проводили. В некоторых городах, таких как Старобельск, в мэры идет один кандидат. Остальные весьма условные. Но есть места еще интересней – несколько поселков под Лисичанском выдвинули вообще по одному кандидату, то есть, никаких соперников у них нет.

"Я хотел голосовать, пытался изучить кандидатов, но кроме нескольких лиц на рекламных щитах, я так и не понял, кто идет от нашего города", — рассказал "Обозревателю" житель Рубежного Николай.

В области ситуация не лучше: жители районов просто оказались лишены возможности понять, за кого же им можно отдать свой голос. Исключение составляет Краматорск — там реванш берут "краеведы", реклама о партии лилась из каждого утюга.

Выборы полным ходом: улицы Северодонецка. Фото Анна Тохмахчи

А вот в Старобельске постаралась местная газета. Там напечатали фамилии всех кандидатов, партии и кандидатов в мэры. Правда, обошлось без фотографий. Тут все по фамилиям и так знают, кто на какой улице живет. Настроения голосовать ни в Старобельске, ни в Лисичанске, ни в Северодонецке нет. Мало кто верит, что это будет иметь какой-то положительный эффект.

"Достали, в этом цирке участвовать не охота. Мало того, что лица непонятные, так еще и было за что голосовать", — жалуется продавщица магазина Нина, у которой семья осталась в Луганске.

Похоже, выборы интересны только самим кандидатам — у них полным ходом идет борьба, которую не замечают обычные жители прифронтовых городов. Спустя час после открытия избирательных участков, улицы Северодонецка все еще пустовали.

Хотели хунту

Позиция власти особенно от народа не отличается. Например, глава военно-гражданской администрации Георгий Тука изначально выступал против выборов, теперь он укрепился в этой позиции еще больше.

"Это моя вина, что я вообще позволил проводить выборы. Теперь я только слежу за безопасностью. А кто, что, куда идет, какие кандидаты — мне это совершенно не интересно", — рассказал он.

Тука не понимает, зачемнужны выборы

Тука знает, что на выборах будут сплошные нарушения. Например, глава ТВК в Лисичанске сейчас находится под следствием из-за хищения 144 тыс. грн на выборах 2014 года. Тогда, к слову, она тоже была главой ТВК. Самые популярные схемы: печать бюллетеней в другой области, подкуп членов ТВК, вынос печати за пределы участка, а также создание ложных списков с "мертвыми душами", которые якобы голосуют на дому.

В итоге весь процесс превратился в фарс, результаты которого мало что изменят. Все равно советы и мэры будут подчинятся военно-гражданской администрации.

"Хотели хунту? Получат хунту", — объяснил Тука.

Без права голоса

Между тем, даже Мариуполь остался без выборов. Туда после недели баталий так и не смогли доставить бюллетени. Несколько дней там продолжался скандал вокруг ТВК и всего, что было связано с выборами. Находились подложные печати, партии присылали "левых" членов комиссии. Например, "вилы" не отправили ни одного человека в комиссию, а затем прислали письмо, в котором попросили заменить своих членов на других.

Но самый абсурдный участок — Станица Луганская. Там в 7 селах пройдут выборы. При этом в главном управлении МВД в Северодонецке о них мало что знают.

"Там не завозят бюллетени, выборов не будет", — пояснили в МВД.

Между тем Тука обладает совершенно иной информацией. "Все завезем. Как? Через подземные ходы. Вырыли, чтобы в трех соснах выборы проводить", — иронизирует он. Пока что голосование в прифронтовом Донбассе идет вяло, точнее, не идет никак. Весь процесс воспринимается как политический пиар.

Складывается ощущение, что выборы нужны для показухи: мы смогли провести и даже в условиях войны. А на самом деле выборы — обычная декорация, где все ненастоящее: и кандидаты, и избиратели.

А потом можно будет снова сказать:"Донбасс ничего не понял и опять голосует за сепаратистов". Хотя, по-честному, Донбасс не голосует.

Местные выборы в Украине 2015: онлайн-трансляция.