"Батько" польських реформ Бальцерович: забудьте про Грецію, Україна важливіша
Віртуальний меморіал загиблих борців за українську незалежність: вшануйте Героїв хвилиною вашої уваги!
Лешек Бальцерович – пожалуй, самый известный экономист, не получивший Нобелевскую премию. Он известен благодаря так называемому плану Бальцеровича, который помог восстановить польскую экономику при помощи строгой программы сокращения государственных расходов, валютного контроля и ослабления ограничений, как для частных предприятий, так и для иностранных инвесторов.
Но это не всегда работало на его популярность. В 1989 году, когда первое некоммунистическое правительство Польши за 45 лет пришло к власти в Варшаве, Бальцерович был назначен министром финансов и вице-премьером. Однако многие поляки невзлюбили его фискальную дозу шоковой терапии, и правительство, сформированное его партией, сместили голосованием всего через пару лет работы, заменив их пост-коммунистами, которые попытались смягчить финансовые удары. Тем не менее, Бальцерович не жалеет об этом, и считает, что его жесткий подход помог польской экономике достигнуть своего сегодняшнего состояния – крупнейшего в Центральной Европе и шестого по величине в Европейском союзе.
"Нельзя отказываться от социализма маленькими шагами", - заявил Бальцерович.
Несмотря на падение его популярности, Бальцерович снова стал министром финансов (в 1997-2000 годах), а затем президентом Национального банка Польши (в 2001-2007 годах), работая в котором он сократил инфляцию при помощи контроля над национальной валютой и денежной массой. Сегодня он профессор Варшавской школы экономики, член престижной международной организации экономистов "Группа тридцати" и последний получатель премии Милтона Фридмана за продвижение свободы. Недавно он дал интервью изданию Ozy, в котором говорил о разрешении финансовых кризисов и причинах, по которым Запад сейчас должен уделять Украине гораздо больше внимания, чем Греции.
Читайте: Польша готовится принять у себя бронетанковые войска США
Среди стран ЕС, Польша является первой, а Греция – последней по темпам роста. Как это могло случиться, если 25 лет назад экономика Польши была практически мертва?
Мы не стали ждать со стабилизацией валюты. Польский злотый меняли где-то по 36 тыс. к доллару и он падал каждый день. Мы провели огромную либерализацию и приватизацию. Это было радикально, и потребовало многих реформ. Консервативная денежная политика замедляла экономику, не позволяя радикально расширить кредитование. С 2007 года Польша избегала экономических бумов, и, как следствие, кризисов.
Сегодня Греция стала отторженцем. Евро осталось сильным, и еврозона делает успехи. Но масс-медиа любят драму, поэтому мы постоянно слышим о кризисе в еврозоне.
Как экономический успех Польши влияет на Восточную Европу?
Успешные страны привлекают внимание, но успехи должны продолжаться, потому что прошлая слава не означают успех в будущем. Необходимо продолжать работать над этим – так, как сейчас пытается Украина. В этом году я был там три раза, встречался с Президентом Порошенко, парламентариями и многими интересными журналистами.
Читайте: Генерал Гречанинов объяснил, почему Польша подстегивает НАТО
Вы работаете советником в правительстве Украины?
Нет, но я очень интересуюсь тем, что там происходит. Запад должен больше заботиться об Украине, чем о Греции. Она в четыре раза больше и граничит с Россией, а также стала проверкой для ЕС и НАТО с того момента, как Путин аннексировал Крым и стал неофициально поддерживать боевиков в Восточной Украине.
Президент США Обама предположил, что европейцам следует помочь Греции избежать выхода из еврозоны. Согласны ли вы с этим?
Вынуждать европейцев еще больше тратить на Грецию? Нет, если страна погрязла в долгах, давать еще больше кредитов – это плохая политика. Если американцы действительно считают, что Грецию нужно финансировать, им следует разделить это бремя с Европой. США, похоже, против выхода какой-либо страны из еврозоны.
Когда премьер-министр Греции недавно встретился с Путиным – это был дешевый трюк. Что он хотел сказать европейцам? Россия уже потеряла 40% своего ВВП. Путин не может позволить себе финансировать Грецию. Россия не является моделью для ЕС.
Читайте: Комментарий: Дуда - продолжатель дела Качиньских?
Что бы ни случилось с Грецией, у вас все равно положительный прогноз для еврозоны и ЕС?
Я не думаю, что то, что происходит в Греции, представляет смертельную опасность для ЕС. Даже если Греция покинет еврозону, она останется членом ЕС. Не следует считать, что валютный союз – это только государства. Скорее, это группе регионов, которые разделяют одни стандарты.
Чтобы избежать кризиса, финансовые рынки должны работать без политического вмешательства, а избиратели должны быть финансово консервативны. Если этого нет, то они верят в Санта-Клауса. Большая, огромная ошибка считать, что повышением расходов можно добиться роста. Когда слишком потакаешь народным массам – только вредишь им.