За прошедшие два дня стрельба в Мукачево с участием "Правого сектора" стала топ-темой всех украинских СМИ. Озвучено множество версий, прозвучало немало обвинений и заявлений. И все же картина произошедшего по-прежнему неясна. Что это? Обычная криминальная разборка? Собственная игра добровольческой структуры? Попытка дестабилизировать ситуацию с подачи Кремля? Провокация со стороны правоохарителей?
"Обозреватель" попросил поделиться своим мнением на этот счет председателя Союза офицеров Украины Александра Скипальского, генерал-лейтенанта запаса Дмитрия Уманца и военного эксперта Игоря Козия.
Худший и лучший сценарий развития событий. Главное – не допустить кровопролития
Александр Скипальский, экс-заместитель главы СБУ, председатель Союза офицеров Украины, генерал-лейтенант
"Наихудший сценарий – это неоправданное кровопролитие, вооруженное противостояние между "Правым сектором" и правительственными структурами. Вся нечисть, которая раскрутила это противостояние – контрабандисты и преступники – остаются в стороне, а те, кто должны быть заинтересованными в том, чтобы государство было сильным, столкнулись в противостоянии в интересах преступников.
Наилучший сценарий – срочно развести стороны, заявить о предоставлении гарантий на прекращение применения оружия. Руководству государства переговорить с руководством "Правого сектора" и начать привлекать к ответственности преступников, виновных в том, что случилось – и непосредственно гражданских контрабандистов, и контрабандистов в погонах.
Трудно сказать, какой сценарий более вероятен. На мой взгляд, оценка ситуации – односторонняя. Не говорят о том, что стало причиной. Общее состояние борьбы с преступностью, особенно тот факт, что преступники сегодня находятся во властных структурах – они и послужили детонатором этих событий. В любом случае виновата власть, которая допустила существование контрабандистов и создала прецедент таких действий со стороны "Правого сектора", даже если часть его членов конкурировала за сферы влияния. Отсутствие поля для контрабанды не дало бы оснований для преступных действий. Власть должна правдой бороться с реальными преступниками на границе и в целом по Украине. Высшее руководство страны должно выступить в роли рефери, развести стороны и погасить этот конфликт".
Читайте:Мукачевская трагедия осложнит наши отношения с Брюсселем – экс-глава МИД Украины
Порошенко не может превращаться во второго Януковича. Силовой вариант недопустим
Дмитрий Уманец, генерал-лейтенант запаса
"Прежде всего, власти не надо было сразу гнать туда бронетранспортеры, чтобы показать свою силу. Это ни к чему. С людьми надо разговаривать. Не говорили с Донбассом, не говорим с Мукачево – будет по всей стране.
Думаю, нужно, прежде всего, взять стол – круглый или квадратный – и всем сесть за стол переговоров: силовикам, Ярошу и, если не Президенту, то представителю Президента. Срочно сесть за стол переговоров. Убрать все раздражители – БТР, автоматы и так далее. Я уверен, что силовой вариант пойдет во вред. Силовой вариант допускать нельзя – ни с той, ни с другой стороны.
Только стол переговоров: садиться и объективно разбираться. И не давить силой. У нас уже был Янукович, который всех пугал".
Перестрелка в Мукачево – рядовая криминальная разборка с примесью московского интереса
Игорь Козий, военный эксперт Института евроатлантического сотрудничества
"Не нужно уделять этому большого внимания. Это вопрос рядовой криминальной разборки. Да, к сожалению, в эту разборку вовлечены олигархи, криминал – что иногда одно и то же. И в эту разборку вовлечены люди, которые называют себя тем или иным добровольческим подразделением или подразделением "Правого сектора". Причем, мы говорим про партию "Правый сектор", или про добровольческий украинский корпус "Правый сектор", или мы говорим об общественной организации "Правый сектор"? Даже тут не все так просто.
Если Президент и силовики окажутся адекватными, то это вопрос одного, максимум, двух дней. Если полицейские структуры, к которым я отношу МВД, захотят, они этот вопрос закроют очень быстро. Но то, что туда привлечены народные депутаты, как с одной, так и с другой стороны, вносит определенную тенденционность вокруг всего этого дела, пытаются показать, что это "что-то такое".
"Что-то такое" мы уже видели с подразделением "Торнадо", когда несколько негодяев, которые оказались в среде патриотов, пытаются диктовать политику.
Мы также должны получить четкий ответ на вопрос, который задавался власти год назад: кто такой руководитель "Правого сектора"? Потому что, по определенным данным на очень высоком и серьезном уровне он имел отношение к определенным конторам и занимался определенной националистической деятельностью в начале 1990-х. Он патриот или он человек, который сотрудничает со спецслужбами? На этот вопрос официальные структуры не дают ответа. Причина банальна: потому что в таком случае они должны будут в чем-то расписаться – либо в своей неработоспособности, либо в своей причастности к этой ситуации.
Все эти добровольческие структуры становятся хорошим объектом для использования со стороны Российской Федерации, со стороны криминала и со стороны олигархов.
Почему сегодня больше 30 добровольческих структур относятся к системе МВД, включая Национальную гвардию Украины, и только две вошли в систему Вооруженных сил – "Айдар" и подразделение УНА-УНСО, которые были отдельными подразделениями распределены по всем Вооруженным силам? Это тоже о чем-то говорит.
То есть в основе этих добровольческих подразделений в милицейской форме не стоит задача защиты отечества, а какие угодно функции, связанные с таможней, с проверкой паспортного режима, с проверкой правильности работы, с "отжатием" бизнеса. Плюс не забывайте, что в этих структурах РФ наверняка имеет двойку-тройку людей, а может быть, гораздо больше, с целью дестабилизации ситуации – то, что мы сегодня видим в Мукачево".
Читайте:
Балога признался, что знал о предстоящей "бойне" в Мукачево и уехал из города
Читайте:
Комбат "ПС" июнь в стрельбе в Мукачево, роли Балоги и Ланьо, способе решения ситуации
Полный хронометраж событий, видео и фото перестрелки в Мукачево смотрите здесь.