Блог | "Український синдром": кого накриє та як запобігти
Віртуальний меморіал загиблих борців за українську незалежність: вшануйте Героїв хвилиною вашої уваги!
Будь-яка страшна подія спричиняє розвиток жорсткої емоційної травми, посттравматичного стресового розладу. Найчастіше цей стан розвивається у свідків воєн, і тоді його відповідно до війни називають в'єтнамським, афганським, чеченським синдромами. Яким буде "український синдром" (те, що він буде і вже є, не викликає сумнівів), і чи можна запобігти його наслідкам?
Далі текст мовою оригіналу
Одиночество и разобщенность, которые часто провоцируют войны – не украинский сценарий. В последние три месяца украинцы показали небывалое единство, сплоченность, патриотизм, сердечность, взаимовыручку и поддержку, иммунитет к страху и панике, мощный порыв созидать и восстанавливать все, что разрушает война, трудоголизм в хорошем смысле этого слова. Все эти качества и национальные особенности проживания войны помогают смягчить эмоциональную травму, но, к сожалению, не страхуют от нее полностью. По оценкам Минздрава, у 3-4 миллионов украинцев стресс, спровоцированный войной, активирует в будущем проблемы со здоровьем и их медикаментозное лечение.
Есть и хорошие новости: эмоциональная травма развивается не у всех, а только у трети людей, переживших беду. До сих пор специалисты могут только предполагать степень этого риска. Кого-то посттравма минует, хотя, казалось бы, человек побывал в аду, кого-то, наоборот, накрывает, несмотря на неочевидность удара. Иногда последствия проявляются не сразу, а только спустя время. Примерно у 10% эмоциональная травма имеет отдаленные последствия. Как показывает статистика заболеваемости и смертности жителей оккупированных с 2014 года территорий Украины, инфаркты, инсульты, онкология и другие заболевания – зачастую и есть прямые отдаленные проявления эмоциональной травмы.
Суть посттравмы — в постоянных болезненных воспоминаниях. Человек, живший в оккупации, эвакуировавшийся под обстрелами и бомбежками, переживший террористический акт, нападение, ставший свидетелем ранения или убийства, переживает эти события внутри себя вновь и вновь. Все, что он видел, слышал, чувствовал, ощущал в этот момент, преследует его чаще всего в виде навязчивых воспоминаний – флешбэков и ночных кошмаров — это главные симптомы эмоциональной травмы. Во сне и наяву мы перепроживаем шокирующее событие, испытываем те же ощущения, что и в прошлом, когда главная задача была спасаться, бежать, защищаться или нападать. Два других ключевых симптома эмоциональной травмы — избегание мест, людей, разговоров и мыслей, которые напоминают о травме, плюс гипербдительность – постоянное ощущение опасности. Эмоциональная травма может проявляться социальной изоляцией, вспышками гнева, суицидальным поведением, дереализацией, когда человек ощущает себя не здесь и сейчас, а где-то в ином месте, или деперсонализацией — когда реальность воспринимается как будто со стороны. Организм реагирует на драматические флешбэки выбросом в кровь адреналина и гормона стресса, учащается сердцебиение, дыхание, давление, появляется тремор во всем теле, дрожь, потливость, головокружение, туннельное зрение. Достаточно в небе пролететь самолету или с грохотом промчаться мимо какому-нибудь мусоровозу – и снова накатывает. И это опасно. Кроме ментальной деформации, при которой человек изолирует себя от контактов, старается реже выходить на улицу, и в конечном итоге может лишиться работы, семьи, друзей, места учебы, подсесть на алкоголь, снотворное, наркотики, у эмоциональной травмы есть прямые телесные последствия. Например, развитие гипертонии, стенокардии, тахикардии, язвы желудка, гастритов, ухудшение результатов лечения хронических болезней, увеличение смертности от рака на 50% и на 67% от болезней сердца и сосудов. Мои многолетние наблюдения подтвердил не так давно министр здравоохранения Украины Виктор Ляшко, для коррекции последствий травм войны была создана Национальную программу психического здоровья и психосоциальной поддержки. Но вряд ли для профилактики сердечно-сосудистых болезней, диабета, артритов, астмы, онкологии будет достаточно одной психологической поддержки. Без корректировки состояния на тонком информационном уровне не обойтись.
По моим наблюдениям, чаще всего эмоциональная травма развивается у людей определенного типа. В гомеопатии – это люди фосфорной конституции. Они имеют повышенную чувствительность воображения, яркую эмоциональность, нетерпение, нервную нестабильность и быструю утомляемость. Путь для достижения успеха для них должен быть кратким, война в их представлении – быстро закончиться. Им свойственны симпатия, сочувствие, чувствительность к страданиям других, желание давать и получать любовь. В мирное время именно эта чувствительность и реактивность позволяют человеку вступить в контакт, наладить отношения и найти свое место в мире. Фосфорные люди привлекают внимание к себе внешностью, манерой говорить, теплотой, которую они проявляют. Во время бедствий и катастроф они первыми впадают в панику, стараются сразу же покинуть место боевых действий. Но главное – надолго, практически навсегда их память консервирует страшные эмоции и впечатления.
Эмоциональная травма у детей проявляется постоянным ощущением опасности, проигрыванием болезненного опыта: в играх они хоронят кого-то, прячутся, идут в бой. В отличие от активных болезненных снов взрослых, дети часто видят себя во сне пассивными, травмированными, ранеными или убитыми, они просыпаются в страхе и долго не могут прийти в себя. Десятилетний сын моей знакомой, переживший оккупацию в Буче, спустя три месяца после травмы по-прежнему чувствует витальный страх. Сегодня он с мамой живет в одном из европейских городов, но до сих пор реагирует на красивые высокие замки и памятники архитектуры примерно так: "Представляешь, как они будут падать, когда в них попадут бомбы?!". Кроме регулярных страшных снов, в которых мальчик видит воронки и дыры в земле, в стенах, где его воруют, где над головой проносятся реактивные самолеты и какие-то люди избивают его сестер, его стали мучить приступы тошноты, головокружения, носовые кровотечения, боли в желудке и панические атаки. "Куда мы будем прятаться, если русские атакуют нас здесь, где ближайшее бомбоубежище?" - этот вопрос он задает маме спустя три месяца жизни в безопасности. Уверена, этому ребенку, как и многим другим – и детям, и взрослым, важно, как можно быстрее, начать коррекцию эмоционального состояния.
В работе с эмоциональной травмой эффективно лечение биографией, с помощью метафорических карт и гомеопатии, которая предупреждает отдаленные последствия на уровне тела, устраняет их на информационном и энергетическом клеточном уровне. Чем раньше обратиться к врачу-гомеопату, тем быстрее излечение, и тем меньше риск развития отдаленных последствий посттравмы. Существует множество гомеопатических средств, которые благоприятно воздействуют на центральную нервную систему, но их подбор индивидуальный и точечный и требует зачастую двухчасовой беседы с пациентом, оценки его состояния. Самолечение здесь не работает. Предупредите "украинский синдром" и будьте здоровы!
Перейти на профиль автора можно по ссылке.