Блог | Украино-белорусским отношениям препятствует не только Россия
Віртуальний меморіал загиблих борців за українську незалежність: вшануйте Героїв хвилиною вашої уваги!
Беларусь действительно проголосовала против резолюции Украины в ООН по Крыму, как и целый ряд других стран. С точки зрения Киева - абсолютно не дружественный жест. Есть основания обвинять в пророссийской позиции. Но есть и вопросы: Беларусь последовательно голосовала против всех резолюций по Крыму, однако на сайте МИД на карте географии дипотношений Крым обозначен как украинский. Белорусские ведомства не рекомендуют турфирмам организовывать поездки на полуостров и обязуют предупреждать клиентов, что такое желание (в частности поехать через территорию РФ) является нарушением украинского законодательства, торговые отношения развиваются, а с начала года прошло уже 3 официальные встречи президентов двух стран (не считая неофициальных контактов).
В таком случае "почему" такое голосование. Для ответа на него можно попытаться посмотреть на ситуацию со стороны Минска.
1. Внешние партнёры. Беларусь действительно сильно зависит от РФ - от 40% до 50% (в зависимости от года) товарооборота приходится на эту страну. При этом последние несколько лет Минск пытается уравновесить российское влияние, сближаясь с КНР - программы военного и экономического сотрудничества с этой страной официально названы приоритетными. С точки зрения модернизации экономики, создания собственных образцов вооружений, поддержания политического баланса, Минск сегодня зависит от Китая даже больше, чем от Москвы. Против резолюции голосуют и РФ и КНР. В таком случае думать, что Беларусьбудетголосовать"против"обоих государств, которыеявляютсядлянееключевыми, даже исходятолько изэкономическихотношений,былобыглупо.
Читайте: Ви навіть не уявляєте, хто керує в "ЛДНР"
Но вернёмся к резолюции, её тексту. И тут,какраз, в оценке действий белоруской делегации,нестоитпутатькрасивоесвкусным. Вот ссылка на документ на сайте ООН -- резолюцию A/C.3/71/L.26.
Смотрим в статье 2 параграфы d.e.f.h. В них призывается обеспечить беспрепятственную работу правозащитных организаций, в полной мере сотрудничать с Управлением Верховного комиссара по правам человека, обеспечить возможность привлечения виновных в нарушении прав человека к ответственности в международных судах...
Стоп, так эти же самые претензии выставляются и к белорусскому режиму, в отношении его внутренней политики. И Беларусь последовательно отказывается соглашаться с ними. Из-за этих пунктов, в том числе в отношении Минска действовали санкции ЕС и США.
Для Беларуси такие призывы - как красная тряпка для быка. Голосование за них по одному документу означает, что можно оказаться в ситуации, когда аналогичная резолюция будет приниматься "по тебе". Об этом, кстати, прямым текстом говорил руководитель белорусского МИД после голосования в 2016 году, заявляя, что белорусская делегация будет последовательно голосовать против любых подобных "страновых" резолюций.
Как бы там ни было, но Беларусь – это авторитарное государство и глупо ожидать от нее голосования за такую резолюцию.
Если Украина хотела бы подтверждение голосованием со стороны Беларуси, что Крым оккупирован, то проект резолюции не должен был не содержать вопросов о правах человека. А вопросы по правам человека можно было вынести в отдельный документ.
Читайте: Реинтеграция Донбасса: что делать с Минскими соглашениями?
В таком случае по первой резолюции Беларусь бы или воздержалась или проголосовала "за", как, к слову и половина из тех, кто голосовал против по A/C.3/71/L.26. По поводу второй (права человека) – проголосовала бы против, ведьееможноиспользоватьпротивнеесамой.
Вернёмся к теме отношений между двумя странами. С одной стороны имеем серьёзные экономические проекты, рост товарооборота, создание совместных предприятий (в том числе по продукции двойного назначения), с другой участившиеся информационные атаки, и действия, способные вызвать дипломатический конфликт. Причём их интенсивность увеличивается с ростом интенсивности сотрудничества стран по совместным проектам и программам. 2017 год уже "побил рекорды".
Так, после голосования по проекту резолюции в комитете ООН имеем высказывания госпожи Ирины Геращенко, которая назвала голосование Беларуси "ножом в спину Украине", использовав красивую метафору, применённую после сбитого турками российского самолёта, Владимиром Путиным. При этом украинский политик в высказывании "Серед них- Білорусія. Разом з РФ, звичайно", забывает, что страна называется Беларусь, а слово "Белоруссия" возникло одновременно с термином "Малороссия" (как название Украины) и имеет одного автора.
Буквально через сутки свободовец Мирошниченко призвал украинские власти создавать и засылать разведывательно-диверсионные группы на территории... не России, а той же Беларуси.
Читайте: Мы же чтим Минские, или Как поровнять ВОП противника
Дальше в СМИ появляется информация о задержании украинского журналиста в Минске. Но на этот раз, кроме, в данном случае оправданных обвинений соседней страны, бросается "камень в огород" украинского посольства в Минске - за отсутствие реакции на протяжении 3-х недель, причём забрасывается тезис про задержание чуть ли не под воротами диппредставительства Украины.
У меня создаётся впечатление, что в 2017 году идёт целенаправленная работа на провокацию масштабного конфликта на уровне МИД или первых лиц государств.
Кому это выгодно? Явно не Минску и Киеву. Две страны в 2016 году начали проработку экономических и инфраструктурных программ, которые не только принесут прибыль, но и, могут дать более важный эффект с точки зрения политического позиционирования Беларуси.
Если не вспоминать про СП, то переработка украинской нефти по давальческой схеме на белорусских НПЗ (вместо покупки нефтепродуктов) позволяет Киеву экономить, а для Минска ослабляет нефтяную удавку России, давая альтернативного поставщика.
Река Днепр может стать ключевой темой уже в ближайшие месяцы - идёт работа по переходу белорусского транзита в украинские порты, что даст деньги Украине и возможности выбора маршрутов экспорта Беларуси. К слову, РФ в 2017 году так же ведёт политику по "принуждению" Минска поставлять товары на внешние рынки через свою территорию, по крайней мере, нефтепродукты.
Но, если говорить о транзите, то одной Россией перечень заинтересованных сторон не ограничивается. Простой пример: экспорт белорусских калийных удобрений оценивается в 8-9 млн. тонн (20% мирового рынка). Крупнейшие покупатели - Китай, Индия, страны Персидского залива и Северная Африка, а вот перевалка осуществляется в Литве (Клайпеда). Речной маршрут с перевалкой на Чёрном море явно короче и выгодней, но крайне опасен для Вильнюса.
Читайте: Танки атакуют столбы. Минские деформации
Даже только эти направления "привязывают" Беларусь к Украине и, естественно, ослабляя российское влияние на соседнюю страну. Для РФ это крайне не выгодно. Если, отбросив политику, говорить про экономику и деньги, то тот же речной проект невыгоден Литовской Республике. Невыгоден лобистам железнодорожных перевозок внутри Беларуси и России.
Поэтому, увы, рост продуманности украинской политики по привязке соседей к успеху Украины, увеличивает количество тех, кому отдельные направления не выгодны политически или экономически. С ростом взаимодействия Беларуси и Украины растёт количество противников сближения двух стран. Поэтому, повторю тезис начала текста: увы, но информационных атак, провокаций, спецопераций, направленных на инициирование кризиса между Минском и Киевом в 2018 станет ещё больше.