Об ахиллесовой пяте России, том как развяжется крымский "узел", сроках завершения войны на Донбассе — об этом и многом другом читайте в продолжении интервью "Обозревателя" с российским телеведущим Дмитрием Запольским.
В первой части беседы журналист рассказал о том, был ли его знакомый Владимир Путин связан с криминалом в 1990-е годы, как Кремль играет с протестами и единственном шансе превратить Россию в демократическое государство.
- Многие оппозиционеры в РФ любят говорить, что вот-вот и режим Путина рухнет. Понятно, что в Украине подобные разговоры тоже ведут с большим удовольствием. Видите ли вы признаки того, что режим уже качается? Что могло бы дать толчок падению?
- Я не слушаю дураков и вам не советую. Толчком для падения режима может быть что угодно: вспомните "арабскую весну". Полицейские до смерти забили мальчика, его труп отбила толпа, пронесла по рынку, народ схватил мотыги, побил полицию, вынесли пару административных зданий, разоружили солдат и понеслось... Сценариев куча. Но каждый начинается с кровопролития и стычек с полицией. Вполне возможно в данном случае такое и в России.
Режим нелегитимен - это его основная проблема. Страна нелегитимна в территориальном смысле, особенно после Крыма. Но через пару недель кровавой бани люди с радостью присягнут новому диктатору. Потому что в реальности никто в России не готов отвечать сам за себя, за свой дом, свой район, город, область. Пройдут годы, пока такая ответственность сформируется. Хотя к кровавому хаосу надо быть готовым, увы. Расплата за иждивенчество и рабство, за непрерывную ложь и чванство всегда бывает очень высока. Но это мы говорим о вероятностях. На самом деле режим достаточно крепок. Только это не режим лично Владимира Путина, это существующий коллективный договор между дураками и негодяями, альтернативы которому пока просто нет. Россия — уже не Европа. До дна еще далеко.
Читайте:
Очень кстати: в России разгадали план Путина с терактом в Питере
- Не так давно один наш российский коллега сказал в интервью, что Украина могла бы помочь РФ развалиться, подогревая сепаратизм на Кавказе. Что думаете о подобной идее? Согласны с тем, что ахиллесова пята России находится именно там?
- Ахиллесова пята России — Санкт-Петербург, а не Кавказ. Представьте себе, что сепаратисты смогли захватить власть в каком-нибудь регионе на Кавказе. И что? Да об этом мечтают русские националисты! Кавказ никуда не денется: слишком хорошие условия сегодня предоставлены региональным элитам, слишком выгодно.
Чеченский сепаратизм в свое время тщательно готовился именно Москвой, Дудаева снарядили в Чечню специально. Но даже если вы скажете мне, что это не доказано, то факты поставок оружия чеченским сепаратистам, финансирования через авизо, помощь в раздувании конфликта — все это давно известные факты. Как и то, что Дудаев готов был на автономию в гораздо меньших объемах, чем сейчас имеет Кадыров.
А вообще, когда я слышу о проекте "помочь России развалиться", мне хочется рыдать. Украина ведь политическое альтер-эго России. Развалится Россия, развалится и Украина. Рискованная игра, на которую не пойдет ни один ответственный украинский политик. Кстати, это вызовет неминуемую гуманитарную катастрофу со всеми вытекающими последствиями для Европы — потребностью в продовольственной помощи, полицейской международной поддержке, миллионами беженцев и потерей контроля за компонентами оружия массового поражения. Европа будет в ужасе.
Украина в этой ситуации пострадает уже тем, что к ней потеряют всякий интерес. "У вас были проблемы с Россией, теперь у вас нет этих проблем, идите работайте, нам не до вас, сорри!". Понимание этого факта украинскими государственными элитами не афишируется, но оно очевидно хотя бы тем, что ваша страна очень настороженно относится к тем, кого вы называете "российской оппозицией", не привечает их, не помогает и не способствует возникновению "новых власовцев", хотя возможности такие имеет.
Читайте:
Не только о Януковиче: в ГПУ назвали еще одно дело, по которому допрашивали Вороненкова
- Может Украина просто не видит среди российской оппозиции достойных внимания личностей. На ваш взгляд, есть среди них люди, которые способны обыграть Путина и стать демократическими лидерами новой России?
- Нет. Оппозиции в России фактически нет, точнее все "движухи" полностью подконтрольны власти, являются навязанными сверху. При этом в русском пространстве возникают группы интеллектуалов, задумывающихся о проекте постРоссии. Вот это та точка кристаллизации будущего, которую сегодня никто не замечает. А лидеры, личности, все это из прошлого: мир становится сетевым, горизонтальным.
Свергать власть, чтобы занять ее место? И отнять у нее рычаги управления? Это очень наивно. Управлять из Москвы Дагестаном и Чечней, Петербургом и каким-нибудь Хабаровском невозможно в условиях отсутствия Путина. Потому что Путин для этого и просиживает штаны в Кремле, чтобы пугать региональные элиты — не будете служить единству, вас сметут на хрен ваши же жители, которые видят, как вы воруете.
Чтобы продолжить жизнь страны, потребуется новый общественный договор, для него нужна новая идея, новая платформа. Извините, но такой платформы нет, следовательно нет и никакой оппозиции.
- На ваш взгляд, как следует действовать, чтобы развязать узел, возникший после аннексии Крыма и вторжения России на Донбасс?
- Увы, Крым - это самый сложный европейский вопрос на сегодня. И у него нет политического решения, как нет такого решения и у Северного Кипра. Сразу обозначу свою позицию: я считаю аннексию Крыма подлостью и глупостью, референдум фарсом и включение его в состав России незаконным.
А вот все остальное, что я скажу, будет идти вразрез с украинской установкой и очень многим не понравится. Хотя надо смотреть на вещи здраво и анализировать не предвзято. Путин не украл Крым у Украины, он скупил уже украденное бандитами. Вина за крымский тупик лежит не только на Москве, но и на Киеве, причем 50/50. Можно только порадоваться, что удержались другие области и Москва не получила сухопутный коридор.
Крымский узел завязан на отсутствии субъектности: коренное население полуострова в течение десятилетий разбавлялось отставниками. Если завтра Россия просто рассыпется под влиянием внутренних противоречий (что крайне маловероятно), то жители Крыма не будут встречать украинские танки букетами желто-синих цветов, скорее бутылками коктейля Молотова.
Гипотетически возможный референдум о присоединении Крыма обратно к Украине вряд ли можно считать заведомо выигрышным. А вот абсолютно честный и не такой уж гипотетический повторный референдум о выходе из Украины, скорее всего, наберет большинство по вполне объяснимым экономическим соображениям. Все это понимают, поэтому таких референдумов не будет в реальности.
Крымскую проблему придется решать любому преемнику Путина в Кремле. И при участии международного сообщества каким-то образом предоставлять Крыму государственный статус самоопределившейся территории. Юристы напишут обоснование, политики убедят избирателей, что это самый оптимальный вариант, бандюганов немного подвинут, обяжут выплатить какие-то деньги за утраченную собственность, объявить демилитаризацию и так далее. Будет создан прецедент. Все стороны придут к компромиссу, но "статус кво" 2013 года уже не вернется.
Урок всем: есть у тебя фрондирующая территория, значит надо ее кормить, холить и лелеять. Увы. Больше всего жаль в этой истории самих крымчан, надеявшихся всех налюбить, влезть на елку и не ободраться: стать богатой курортной территорией с огромным рынком русского туризма. А вот не будет никакого туризма. Будет Северный Кипр 2.0 и надменные, жадные, жуликоватые турецкие инвесторы.
Читайте:
Встали с колен и упились в га*но: фото "отдыхающих туристов" в Крыму насмешило соцсеть
- С Крымом более-менее понятно. Но с Донбассом ситуация другая. Если исключить очевидное, то есть использование военных методов, то как заставить Россию отступить?
- Чтобы Путин отступил, надо просто продолжить полную блокаду. Объявить территорию оккупированной и прекратить всяческие транзакции. Путин уже отступает. Ему очень невыгоден этот вариант. Но это очень выгодно Украине.
- Сколько, по-вашему, война еще может продлиться?
- Думаю, что максимум год-полтора. Но победителей не будет. Как и военной фазы.
- Как считаете, после этого Россия и Украина могут наладить между собой нормальные отношения?
- Да, конечно. Определенная "бытовая" напряженность останется, ну так она всегда была. А вот общее примирение наступит довольно быстро, гораздо раньше, чем это кажется радикалам. Лет через пять особо никто не будет вспоминать про "горячий" конфликт. Так произошло между Россией и Финляндией, Германией и Польшей, Кореей и Китаем, Камбоджей и Таиландом. Не говоря уже про Англию и Францию.
Глупо считать происходящее сейчас конфликтом наций, это ссора элит, в которую втянуты народы. Причем по обеим сторонам святых нет, как нет и монстров. Донбасс всегда был слабым звеном, недоУкраиной.
В нынешнем веке из Британии почти наверняка вывалится Шотландия, из Испании Каталония. Никаких стрессов не вызвал распад Чехословакии. И я бы на месте украинцев огородил Донецкую и Луганскую области стеной повыше. Вопрос единства нации — всегда вопрос единства идеи, а не количества квадратных километров. Увы, в этом смысле украинцы "повелись" на провокацию и "отзеркалили" имперскую парадигму России, от которой сами пытались избавиться столько лет.