УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Британці помилилися у найважливішому - генерал про теракт

теракт в манчестере

Поздним вечером 22 мая на стадионе "Манчестер Арена" в Великобритании был совершен теракт. В результате двух взрывов погибло 22 человека, пострадали порядка ста. На тот момент на стадионе находилось около 20 тысяч человек, которые пришли послушать певицу Ариану Гранде.

Почему теракт стал возможным? Как преступникам удалось пронести взрывчатку на стадион, обойдя службу безопасности? Кто совершил теракт? Почему в качестве цели террористы избрали город в Великобритании? Могло ли нечто подобное произойти во время проведения в Киеве конкурса "Евровидение"? Где может произойти новый теракт?

На эти вопросы "Обозревателя" ответил экс-глава Службы внешней разведки, генерал армии Украины Николай Маломуж.

- Первый вопрос, который возникает в связи с терактом: почему служба безопасности допустила доставку взрывчатки на стадион?

- Я считаю, что это недоработка не только полиции, но и спецслужб. Они знали об очень сложной оперативной ситуации и в Британии, и, в частности, в Манчестере, поскольку и британские, и американские спецслужбы в последнее время начали широкомасштабные операции по террористическим организациям – оперативная работа, боевая работа и прочее.

Поэтому террористы активизировались. И они избрали объект, где собралось 20 тысяч человек.

Спецслужбы, которые должны были работать на упреждение, глубоко не сориентировались по тем ячейкам, которые имеются в Британии. Это первый этап несработки, самый важный. Потому что в массе 20 тысяч человек очень сложно обнаружить террориста, который имеет взрывчатку, которая не фиксируется детекторами, хотя должны были предусмотреть и такую возможность.

Я хорошо знаю систему безопасности Британии – там имеются все необходимые технические средства контроля возможных террористов.

Соответственно, это недоработка спецслужб, в первую очередь, контрразведки MI5. Они должны были выявить ячейки террористов, которые готовили теракт – изыскивали взрывсредства, отрабатывали маршруты, договаривались. Эта составляющая должна была бы быть приоритетом для спецслужб Британии.

Одновременно полиция должна была четко контролировать всех граждан, которые перемещались на арену, особенно молодежь, чтобы не дать занести взрывчатку и совершить теракт.

- Вы сказали о взрывчатке, которую невозможно зафиксировать. Как быть в таком случае?

- Есть взрывчатка, которая имеет металлическую оболочку – она фиксируется металлодетекторами. Есть взрывчатка, представляющая собой химические препараты или электронику. Но для ее выявления существует целый комплекс мероприятий, в том числе с применением специально обученных собак, что может осуществляться в момент контроля граждан, которые прибывают на территорию. Этого полиция не сделала более тщательно.

- Кто, по вашему мнению, совершил теракт?

- Мы обменялись оперативными данными с коллегами из Британии, это подтверждают и американцы – скорее всего, это были представители "Исламского государства". Я предполагаю, что из числа подданных Великобритании, но ориентированных на ИГИЛ. Это более эффективный способ засекречивания своей деятельности, потому что обычно обращают внимание на иностранцев. Хотя не исключено, что теракт совершили прибывшие в страну в последнее время иностранцы вместе со своими единомышленниками в Великобритании.

В Европе - в Великобритании, в Германии, во Франции, и, конечно, в США – террористы сейчас изыскивают наиболее уязвимые точки, которые могут вызвать мощный резонанс. Крупные мероприятия с большим количеством людей – например, концерты на стадионах, фестивали, спортивные игры, массовые политические мероприятия.

- Вы сказали о масштабных мероприятиях, которые привлекают террористов. "Евровидение", которое только что закончилось в Украине, было как раз таким мероприятием. Могло ли в Киеве произойти что-то подобное?

- Самое важное и самое положительное для нас – тот факт, что Украина не является первоочередным объектом устремления "Исламского государства" и других террористических организаций.

Поэтому риск терактов во время проведения даже таких масштабных мероприятий – минимален.

Если бы "Исламское государство" планировало теракт в Украине, оно могло бы его совершить. К счастью, этого не произошло. Но в любом случае спецслужбы нашей страны должны работать более эффективно по исламским точкам за рубежом, потому что обычно в Украину присылают "посланцев" из-за рубежа. Ну и, конечно, Служба безопасности должна работать по возможным представителям этой организации в Украине.

Приверженцы "Исламского государства" в Украине есть. Они не активизированы, не в боевом формате, не вооружены, но работу нужно вести. Знаю, что частично она ведется.

Раньше мы проводили спецоперации, например, в Крыму. Там организовывались совещания, в которых участвовало даже по 300 человек. Тихо, без шума и афиширования, мы проводили мероприятия по их нейтрализации.

- Почему была избрана именно "Манчестер Арена"? Какой может быть следующая цель террористов?

- "Манчестер-арена" была избрана потому, что это одна из крупнейших арен в Европе. Кроме того, Британия буквально на днях заявила об активных мерах против "Исламского государства" - это было воспринято ИГИЛ как вызов.

Такие ситуации могут быть и в дальнейшем. Предполагается, что будут активизироваться действия спецслужб, направленные против ИГИЛ. Соответственно, будет обратная реакция – террористы будут демонстрировать, что они есть, что они действуют, что они имеют возможность совершать теракты.

Европа и США – это основные объекты для "Исламского государства". Сейчас они находятся под угрозой.

Плохо, что ИГИЛ сумело создать в этих странах свои ячейки из граждан. Это существенно усложняет работу. Когда речь идет о сотнях тысяч, а иногда – о миллионах людей, контролировать их очень сложно. Поэтому нужна глубокая оперативная работа. Но это уже дело профессионалов.

- Последний вопрос – о Крыме. Вы помните, что в свое время ИГИЛ рассматривало Крым как свою "каноническую" территорию.

- В первую очередь, это делала Аль-Каида. Сейчас продолжает ИГИЛ. Они выдвинули теорию мирового господства – исламского халифата. Крым и другие территории Украины уже изображались на картах как находящиеся под их контролем и определялись как цель для проведения мероприятий.

Но на тот период – в 1990-е годы, в 2000-е годы до конца 2010 года – ими проводились эффективные мероприятия за рубежом, попытки создать такое государство. В Украину направлялись первые лица – например, первый заместитель Бен Ладена. Планировалось массовое создание таких ячеек в Украине, и не только в Крыму, но и в Киеве, в Харькове, в Донецке, в Запорожье и других городах – с тем, чтобы в необходимый момент активизировать их как боевые отряды. Но наша разведка и контрразведка смогли провести очень эффективные мероприятия и нейтрализовать силы, которые направлялись для такой активной работы по подготовке террористической организации в Украине.

На сегодняшний день эта опасность присутствует, но она не имеет такого высокого уровня угрозы. Это благо для нас, но спецслужбам ни в коем случае нельзя расслабляться. Эффективная работа, особенно на первых этапах, чтобы предотвратить их разрастание - очень важна.