"Теневые связи": кто зарабатывает на украинском Интернете
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Два однотипных материала, основанных на данных, накапливаемых ГФС и Госстатом, привлекли недавно внимание представителей рынка телекоммуникаций.
Первый из них, свод данных подготовленный журналом “Рейтинг. Бизнес в официальных цифрах”, предлагает констатацию фактов про индустрию - данные о динамике численности, выручке и прибыли, кое-какие данные о зарплатах, количестве ФОПов и сведения о рентных платежах. Всё это разбито на четыре сегмента: беспроводной, проводной, спутниковой связи и “другой деятельности”.
Журналисты Лига.Tech пошли дальше и на основе этих цифр сделали небезынтересные для профессионалов данные. Разгоревшаяся дискуссия ещё раз подтвердила - любая структурированная численная информация, любые статистические данные более чем востребованы.
Оба материала имеют один и тот же недостаток: представленные в них данные не делают различия между компаниями очень разного, принципиально разного характера и масштаба. В одной общей куче оказываются такие бизнесы, как операторы “большой тройки” и карликовые нанопровайдеры, а то и вовсе хозяйствующие субъекты, которые хочется назвать фиктивными. Почему фиктивными? Потому что у них нет ни сайта, ни персонала, ни офисов продаж, вообще ничего, что должно быть у компании, предоставляющей услуги на массово рынке. Зато у них есть гигантские объемы драгоценного частотного ресурса, за который они ещё и платят сущие копейки.
Это очень искажает картину, поскольку усреднение скрывает без преувеличения чудовищные дисбалансы, существующие на рынке.
По просьбе журнала “Рейтинг. Бизнес в официальных цифрах” автор этих строк решил сделать ещё один заход на цель. Для этого в сегменте операторов беспроводных сетей выделены три подгруппы: Большая Тройка, “мобильщики”, беспроводные операторы минус мобильщики. Внутри сегмента проводных операторов выделены подгруппы “Топ-10 операторов” и “все минус Топ-10”. В качестве Топ-10 операторов проводного доступа в Интернет с подачи консалтинговой группы Expert&Consulting выбраны компании Укртелеком, Киевстар (FTTB проект), Воля, Триолан, Фрегат, Датагрупп, Ланет, Vega, Тенет, Фринет.
Поехали!
Давным-давно известно - операторы мобильной связи крупнейшими плательщиками налогов среди операторов FMCG-рынков. Точнее будет сказать так – по состоянию на конец 2018 года, лидер рынка ЧАО “Киевстар” платил больше, чем любой из операторов ритейла. Большую налоговую нагрузку несут только производители табачных изделий и алкоголя.
Достигается это довольно нетривиальными мерами, о которых, кажется, уже не мало кто помнит. Например, мобильщики по-прежнему платят акциз (!), наценку в размере 7,5% от стоимости услуг, который был введён чуть ли не при Леониде Ильиче (шутка, на самом деле - при Леониде Даниловиче) как налог за роскошь пользоваться мобильной связью. Это уже не шутка, а официальное обоснование. Ставки рентной платы за пользование радиоэфиром у мобильщиков на два порядка (!!!) больше, чем у далеко не бедных, скажем прямо, медиагрупп. Если конкретно, плата за 1 МГц частот для мобильной радиосвязи составляет 23085,25 грн/МГц для абсолютного большинства частот и лишь для наименее востребованных диапазонов составляет 3000 грн./МГц Использование радиоэфира для передачи телевизионного сигнала оплачивает куда скромнее, в диапазоне от 36,01 грн./МГц до 778,95 грн./МГц.
О вечно страдающих от непогоды, неурожая, неплатежей и общего несовершенства мира микро- и нанопровайдерах доступа в Сеть неудобно и вспоминать. Эта публика избегает платить и те налоги, которые на неё возложены. Давно хотелось увидеть воочию эту разницу в налоговой нагрузке, наконец, благодаря “Рейтинг. Бизнес в официальных цифрах” это стало возможным.
Движимый инстинктом естествоиспытателя выделил ещё одну даже не группу, а кучку беспроводных операторов, продвигаемых известными в реформаторской тусовке людьми как “перспективные компании”. Так удачно совпало, что эти же компании являются держателями перспективных частот, которые очень скоро понадобятся для развёртывания сетей четвёртого и пятого поколений. Это широко известные в узких кругах “Интеллектуальные коммуникации”, “ММДС-Украина”, “Аэро Телеком”, “Украинские Новейшие Телекоммуникации” и “Эс-Лайн”.
В расшифровке структуры налоговых платежей по беспроводной связи практически все платежи в графе “інши податкі” это и есть плата за использование частот. В целом по рынку эта сумма достигает 2,4 млрд. грн. Для сравнения за частоты, которые украинские медиагруппы используют для распространения своего телевизионного контента, в бюджет поступает не более 80 млн. грн. в год.
Движимый инстинктом естествоиспытателя выделил ещё одну даже не группу, а кучку беспроводных операторов, продвигаемых известными в реформаторской тусовке людьми как “перспективные компании”. Так удачно совпало, что эти же компании являются держателями перспективных частот, которые очень скоро понадобятся для развёртывания сетей четвёртого и пятого поколений. Это широко известные в узких кругах “Интеллектуальные коммуникации”, “ММДС-Украина”, “Аэро Телеком”, “Украинские Новейшие Телекоммуникации” и “Эс-Лайн”.
Из этой перспективной кучки только ООО “Интеллектуальные коммуникации” (ТМ Giraffe) осуществляет декларируемую ею деятельность, предоставляя услуги на массовом рынке. Используемая ею технология WiMAX так и не смогла доказать свою перспективность, абонентская база не достигла и 100 тыс. человек. Как результат – компания платит немного налогов. У остальных “перспективных” компаний с этим не сложилось. В тех данных, которыми оперирует редакция журнала, их нет среди компаний заплативших хотя бы 900 тыс грн налогов за год.
В случае “ММДС-Украина” автору доводилось найти сведения о её финансовых показателях. За последние несколько лет речь идёт о 3-4 млн. грн. выручки. При этом про компанию доподлинно известно, что у неё есть и абоненты, и какой-никакой сайт и прочие первичные признаки “живого” бизнеса, пусть и дохленького. У “Аэро Телеком”, “УНТ” и “Эс Лайн” не удалось найти и этого. Увы, эти загадочные, но, полагаю, хорошие люди оказались неуловимы.
Теперь переходим к тем, кто в проводах. Для начала посмотрим, что останется от нескольких сотен хоть как-то легализованных операторов, если отделить от них Топ-10. Стоит сразу заметить, что в случае Укртелекома имеет место важный нюанс. Компания зарабатывает и на доступе в Интернет, и на телефонной связи. Отделить в уплаченных ею налогах первое от второго невозможно.
Учитывая то, что услуги проводной связи предоставляют 3312 юридических лиц и ФОП, неизбежны несколько вопросов:
За счёт чего много лет подряд выживают сотни, если не тысячи нано- и микропровайдеров, которые делят между собой оставшиеся после ТОП-10 крохи, почему они ещё не поглощены грандами и хищниками поменьше?
Насколько велик масштаб тенизации рынка и его фактический объём?
Какие факторы обуславливают такую фрагментацию рынка?
Более подробно вопрос о фрагментации рынка доступа в Сеть рассматривался автором в одном из его материалов. В двух словах Украина демонстрирует выдающуюся по меркам европейского континента степень фрагментации, далеко обогнав соседей. К движущим силам фрагментации можно отнести высокую степень тенизации рынка и наличие ряда системных факторов, искажающих конкуренцию.
Не является секретом, что рынок доступа в Интернет в целом непрозрачен и тяготеет к работе в тени. Весьма значительная часть операторов и вовсе работает “в чёрную”, не то что не регистрируясь в НКРЗИ, но и не уплачивая налоги. Естественно, эта часть рынка в данных ГСФ и Госстатат не отражена. Судить о степени тенизации можно разве что по масштабам использования такой инновационной “схемы” как продажа услуг через ФОП.
Как тут не вспомнить одного очень продвинутого оператора родом из Харькова, на букву “Т” начинается. Несколько лет назад с ним случилась смешная история. В то время, как сама компания публично и с большой гордостью утверждала наличие у неё нескольких сотен тысяч абонентов телевидения, в госорганы она подала сведения о полном отсутствии у неё таковых.
Подведём итоги. Украинский рынок телекоммуникаций по-прежнему страдает от множества диспропорций. Львиную долю денег зарабатывают несколько компаний, работающих “вбелую”, они же - крупнейшие налогоплательщики. В разрезе технологий эта разница становится вопиющей, поскольку сегмент мобильной связи можно признать “белым” на 100% Степень тенизации пропорциональная масштабам деятельности, приближаясь к 100% для мелких и мельчайших игроков, коих не сотни, но тысячи.
Вопреки логике даже номинальная налоговая нагрузка на операторов мобильной связи намного больше, нежели у всех остальных. Специальный налог с оборота в размере 7,5% и баснословные по меркам Украины ставки природопользования выглядят несколько даже издевательски. Возникает впечатление, что у государства к мобильщиками есть что-то личное, некая невысказанная, но явственная неприязнь.
В этом месте стоит пояснить, почему украинский рынок именно страдает от диспропорций, а не, например, наслаждается ими. Дело в том, что будучи выраженными в твёрдой валюте, его показатели выглядят неприлично малыми даже на фоне небогатых соседей. Средний чек в Украине остаётся самым маленьким на европейском континенте и поражает воображение у жителей не только Первого, но даже Второго, а то и Третьего миров. Причины этих диспропорций не так просты и очевидны, но главную из них можно назвать прямо сейчас. Это непрофессиональная и неадекватная политика органов власти и государства в целом. Ничего особенного или необычного, всё как всегда и везда в нашей стране.