В Китае ученые впервые изменили гены в зародыше человека

В Китае ученые впервые изменили гены в зародыше человека

Китайские генетики признались, что они действительно модифицировали геном в ряде человеческих зародышей.

Так еще в начале марта 2015 года в научных кругах начали ползти слухи о том, что ряд китайских ученых и их американских коллег уже провел ряд опытов по редактированию и замене генов в дефектных человеческих эмбрионах, передает РИА Новости.

И эти слухи подтвердились – китайские генетики под руководством Цзюньцзю Хуана из университета Сунь Ятсена в Гуанчжоу опубликовали на этой неделе статью в журнале Protein & Cell, в которой они описали результаты в целом довольно неудачных попыток адаптировать стремительно набирающую популярность систему редактирования генома CRISPR/Cas9 для манипуляций человеческой ДНК.

Читайте: В Китае с тополиным пухом будут бороться контрацепцией

Как подчеркивают авторы статьи, пытаясь снизить градус критики, они использовали в таких опытах "мертвые" человеческие зародыши, которые были получены ими с согласия пациентов из местных центров планирования семьи и репродукции.

Хуан и его коллеги попытались удалить из их ДНК дефектный ген HBB, вызывающий бета-талассемию – тяжелое генетическое заболевание крови, вызывающее массу крайне неприятных последствий: деформацию черепа и костей, умственную отсталость и ряд других проблем.

Читайте: В 2019 году китайцы доберутся до "дна Земли"

Как показал этот эксперимент, CRISPR/Cas9 не справился с поставленной задачей – лишь 28 из 86 эмбрионов успешно пережили редактирование генома, и лишь четыре из них стали обладателями исправленной версии гена HBB. На этом этапе генетики были вынуждены остановить эксперимент, так как они заметили, что помимо исправлений в нужной части ДНК CRISPR/Cas9 менял структуру генома и в "несанкционированных" его участках.

Хуан не планирует отказываться от продолжения экспериментов – по его словам, его научная группа работает сейчас над созданием более точных и короткоживущих ферментов, которые снизят число ошибочных "правок". Кроме того, проблема может крыться в том, что использованные генетиками эмбрионы содержали в себе по три копии хромосом.

Читайте: Китай первым в мире испытал новый вид космического топлива