УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Умер Владимир Фаворский (1886-1964)

342
Умер Владимир Фаворский (1886-1964)

Родился в семье юриста (мать художница О. В. Шервуд). Брал уроки в студии К. Ф. Юона (1903-05), а также в частной Академии Ш. Холлоши в Мюнхене (1906-07). Жил в Москве. Был членом объединения «Четыре искусства». Много работал как педагог.

Работая с 1907 преимущественно в технике ксилографии, стал виртуозом авторской торцовой гравюры на дереве, продолжив в этом плане традицию Т. Бьюика. Был близок к позднеромантической поэтике символизма, однако внимательно следил и за новациями авангарда, в том числе кубизма, добиваясь строгой конструктивности своих изысканных, тщательно выверенных композиций.

Идеальным полем для реализации его компромиссного подхода, гармонически сочетавшего в себе навыки, традиции и достижения авангарда, стало искусство книги. Фаворский разработал стройную теорию ее оформления, понимая книгу как целостный организм, в котором эстетическое, декоративное начало должно неразрывно сочетаться с функциональным.

Для иллюстраций периода 1910-х - середины 1930-х годов характерны лаконически-экспрессивная символика, любовь к черному, почти осязаемому штриху, черты эпического космизма при всей миниатюрности образов, либо, напротив, лукавого или драматического гротеска.

С середины 1930-х мастер чаще пользуется белым штрихом, активнее передающим свет и движение. В его работах усиливаются черты классицизма: «Сонеты» У. Шекспира (1948); сборник «Р. Бернс в переводах С. Я. Маршака» (1950); «Слово о полку Игореве» (1953); «Борис Годунов» (1956) и «Маленькие трагедии» (1961) А. С. Пушкина.

Фаворский был также замечательным мастером романтико-исторического гравюрного портрета, а также портрета бытового (серия карандашных «двойных портретов» родных и друзей, 1938-61). С 1942 обращался к линогравюре. Работал также как художник театра.

Если многие его графические произведения примыкают по духу к уединенному «тихому искусству», то в своих монументально-декоративных вещах (фрески в Музее охраны материнства и младенчества, 1933, и композиции-сграффито в Доме моделей, 1935; обе в Москве, не сохранились) художник, с одной стороны, выполнял вполне официальный тематический заказ, с другой же и здесь продолжал придерживаться принципа безукоризненной, замкнутой в себе «чистой формы».

В своих теоретических выступлениях Фаворский призывал скрупулезно продумывать внутренний строй произведения, тем самым сохраняя искусство даже в самые тяжелые годы внешнего идеологического натиска от политической конъюнктурщины и халтуры.

Призыв Фаворского к формальной и духовной чистоте творчества всегда находил живой отклик. Он оказал действенное влияние на несколько поколений российских художников, в том числе на представителей «сурового стиля».