УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Парламент трех энергетик

Парламент трех энергетик

Кто будет решать проблемы топливно-энергетического комплекса в новом парламенте, выясняли журналисты «ВД» в спецпроекте «Мандат на лобби».

Минувшая избирательная кампания показала, что истеблишмент украинского топливно-энергетического комплекса явно проигнорировал мобилизацию в ряды законодателей. В парламенте нынешнего созыва депутатов, сделавших карьеру в ТЭК, будет в несколько раз меньше, чем в минувшем созыве. Объяснить это можно по-разному — например тем, что в ходе массированного наплыва российского капитала в энергетическую сферу в 2001-2004 гг. ряды и кошельки национальных инвесторов заметно похудели, а носители российского, швейцарского или израильского гражданства, ныне вершащие судьбу отрасли, в парламент не могут попасть сугубо по техническим причинам. Но можно прийти и к более взвешенному выводу — ряды и прибыли истеблишмента не поредели, а отечественный энергобизнес просто несколько подостыл к политике. Можно с большой долей вероятности утверждать, что наметилась тенденция к более изощренному «пробиванию» лоббистами от ТЭК своих коммерческих интересов. Отныне они будут реализовываться по более сложной схеме «деньги—партийный штаб—депутат», а не по отживающей схеме «провластный депутат—деньги—рядовой депутат».

Трое в лодке

«Энергетическое лобби» нынешнего парламента будет в корне отличаться от своего предшественника. Во-первых, в его составе не будет нескольких активных и крупных нефтегазовых инвесторов-депутатов, тень которых просматривалась за многими отраслевыми законами, принятых парламентами прежних созывов. Это Игорь Еремеев (группа «Континиум»), Дмитрий Ярославский (владелец небольшого пакета акций ЗАО «Укртатнафта»), Людмила Супрун (ООО «Промнефтегазтехнология»), Владимир Гошовский (ЗАО «Укрнадрапромiнвест» и «Укрзарубежгеология»), Игорь Франчук и Олег Салмин (бывшие менеджеры ГАО «Чорноморнафтогаз» и ОАО «Укрнафта»). Эти и другие влиятельные лоббисты, по большому счету, не прошли в парламент из-за банального просчета, сделав ставку не на ту политическую силу.

Во-вторых, «энерголобби» в нынешнем парламенте, в отличие от предыдущих созывов, будет жестко поляризировано — новых депутатов разделяет непреодолимая стена в виде принципиально разных идеологий развития украинского ТЭК. Жесткость этого разделения усугубляет императивный мандат, то есть невозможность перехода законодателей из фракции в фракцию. На сегодняшний день, еще до начала работы нового парламента, жесткий раздел энергетических идеологий уже окончательно произошел, причем он касается практически всех аспектов деятельности отечественной энергетики, угольной и нефтегазовой промышленностей. Точки зрения трех ведущих сил парламента на эти отрасли можно обобщить. Позиция энергетического лобби «Нашей Украины» в целом выглядит как экспансионистская, нацеленная прежде всего на укрепление позиций этой «партийно-финансовой группы», точнее, отдельных ее лидеров, особо приближенных к Президенту страны. Позицию БЮТ обобщает жажда реванша, причем, как некоторых финансовых групп на топливных рынках, так и политики украинского нефтегазового либерализма, просуществовавшей в 1996-2001 гг. — на это время приходится первый пик деловой и политической карьеры Юлии Тимошенко. Позицию «регионалов» объединяет консерватизм. В целом, можно с уверенностью предположить, что за грядущие годы работы новой Верховной Рады экспансионисты, реваншисты и консерваторы энергетического лобби вряд ли смогут наработать механизм достижения компромиссов. Наиболее отъявленным и жестоким, вероятнее всего, уже в течение ближайших сессий парламента, станет противостояние разных точек зрения на варианты реформ газового рынка, атомной энергетики и «подгонки» ТЭК под европейские стандарты. Все эти реформы намечены на 2007-2008 гг., и та фракция, которая в этот период сумеет наиболее слаженно и четко отстоять свои позиции, вполне сможет стать фаворитом избирателей на следующих президентских выборах.

«Оранжевая» триада

Лидером по числу и весомости нефтегазового истеблишмента по результатам выборов можно считать блок «Наша Украина». Реформаторское лобби, на первый взгляд, выглядит монолитным, но внутри него прослеживается четкое «трехглавое деление» интересов на группы Николая Мартыненко/Давида Жвания, Алексея Ивченко и Александра Третьякова.

Под №21 списка в парламент прошел руководитель штаба «Нашей Украины» Николай Мартыненко, который долгие годы считался основателем ООО «Группа «Торговый Дом» и «Юркорвица», а также ОАО «Фирма «Торговый Дом». Первое ООО контролирует ООО «Строн-Фонд», занимающееся агробизнесом. Правопреемником же последнего ОАО, в свою очередь, является весьма схожая с «Строн-Фондом» компания ЗАО «Астрон-Украина» (наиболее известным ее проектом является приватизация пакета акций ОАО «Луганские аккумуляторы» и создание концерна «УкрБат»).

Несмотря на то, что наиболее известные проекты группы компаний Мартыненко напрямую не относятся к энергетической сфере, она была и будет оставаться ключевым элементом развития группы. Так, к наиболее успешным проектам в ТЭК можно отнести ЗАО «Интерпорт Ковель», которое распоряжается третьей по мощности на Волыни нефтебазой и самой глубокой на территории Украины «врезкой» ж/д колеи европейского стандарта (на региональном нефтерынке ЗАО конкурирует с компаниями Игоря Коломойского и Игоря Еремеева). Наиболее известным проектом группы компаний Мартыненко на рынке энергетики долгие годы считалась программа предоставления «Энергоатому» услуг по вывозу в Россию отходов украинских АЭС, которую Мартыненко «проталкивал» в партнерстве с Давидом Жвания.

Не успев толком начаться, указанный проект в конце минувшего десятилетия был разгромлен по указанию экс-президента Леонида Кучмы. После этого Мартыненко прошел в парламент третьего созыва по списку «Нашей Украины» и начал заявлять о полной распродаже некогда принадлежавшего ему бизнеса. В связи с этим, сегодня иллюстраций о наличии у него прочных интересов в топливно-энергетической сфере мало, и о них можно судить разве что по заметному продвижению в отрасли коллег и однопартийцев г-на Мартыненко.

Одним из них считается бывший директор ООО «Фирма «Торговый Дом» Валерий Ясюк. Он занимал должности гендиректора ГАО «Чорноморнафтогаз» и вице-премьера Крыма, а перед выборами в парламент — замминистра и начальника Департамента нефти и газа Минтопэнерго. Думается, его кандидатура будет не последней в списке на пост и в новом правительстве.

Прошел в парламент от «Нашей Украины» и давний деловой партнер Мартыненко, экс-министр по чрезвычайным ситуациям Давид Жвания. Долгие годы он считается основателем многоотраслевой холдинг-компании «Бринкфорд». В период его работы в правительстве (2005 г.) холдинг избавился от большинства своих активов, в частности, им были проданы пакеты акций ОАО «Луганский станкостроительный завод» и «Керченский судостроительный завод «Залив» (оба купили структуры банка «Финансы и Кредит»). В то же время в собственности компаний группы «Бринкфорд» остались нефтяные активы, в частности, ЗАО «Пласт», которое входит в первую пятерку негосударственных производителей нефти в Украине, а также ООО НТЦ «Укрнефтегазгеология», которое считается лидером на рынке привлечения сверхновых технологий в украинскую нефтедобычу.

На фоне альянса Мартыненко/Жвания, бизнес-карьера которых лишь частично касалась энергетики, в списке «Нашей Украины» в новый парламент попал патриарх украинской нефтегазовой отрасли — глава правления НАК «Нафтогаз України» Алексей Ивченко. Свою работу с поставками нефти и газа он начал еще в начале 1990-х годов, создав компании «Энергосинтез» и «Добромиль—Киев». В середине минувшего десятилетия Ивченко возглавил ИК «Українськi Інвестицiї» (оно известно неудачной попыткой управления части акций ОАО «НПК Галичина»), затем добавил к своему бизнесу статус регионального дилера компании «Интергаз». С 2004 года Ивченко взялся за участие в финансировании охраны Виктора Ющенко и его предвыборных штабов. Это, похоже, сыграло не последнюю роль при принятии решения о назначении его главой государственной нефтегазовой монополии.

Партнерами Ивченко в проекте финансирования работы офисов и безопасности Ющенко в период предвыборной гонки-2004 считаются братья Иван и Игорь Васюныки. Первый долгие годы занимал должность главы правления ЗАО «Институт реформ» (наблюдательный совет которого возглавляет министр финансов Виктор Пинзенык), а в 2005 году перебрался в Секретариат Президента, где занял должность первого заместителя председателя. Младшего Васюныка Алексей Ивченко в начале минувшего года назначил на должность начальника департамента закупки материально-технических ресурсов НАК «Нафтогаз України», а в 2006 — поднял до уровня одного из своих заместителей. На сегодняшний день административный ресурс замглавы Секретариата Президента, а также депутатский мандат Ивченко выглядят наиболее влиятельным «газовым лобби» в структурах новой украинской исполнительной и законодательной власти. Существенный довесок к ним представляет собой прошедший в парламент еще один заместитель председателя НАК, Андрей Лопушанский (долгое время он работал президентом компании «Добромиль»), а также нынешний глава ГАО «Чорноморнафтогаз» Александр Горошкевич.

Наряду с представителями энергетического лобби «имени Мартыненко/Жвания» и «имени Ивченко» в новый парламент от «Нашей Украины» прошел еще один тандем давних деловых партнеров по энергобизнесу — Александра Третьякова и Эдуарда Зейналова. Правда, представителей этой группировки могло быть и больше, но еще одному из «могучей кучки», Владимиру Костерину, достался непроходной, 124-й номер в списке того же блока.

Перед выборами он возглавлял наблюдательные советы АКБ «Трансбанк», телеканала «Тонис» и сеть АЗС «ЭкОйл» (единственного крупного партнера НАК «Нафтогаз України» на розничном рынке нефтепродуктов) — все эти структуры связывают с Третьяковым. Последний, в свою очередь, как и Зейналов, долгие годы числился в соучредителях ряда небольших нефтеторговых компаний Киева и Кировоградской области («Интерресурсы», «Рур Групп» и АТЭК-95). Наряду с «газовым лобби» депутатов, сконцентрировавшихся вокруг Ивченко, альянс «имени Третьякова» в новом парламенте претендует на роль первой скрипки не только в газовой, но и нефтяной отрасли.

Энергия реванша

К части представителей депутатского корпуса от ТЭК, которую условно можно назвать реваншистской, можно отнести некоторых депутатов из БЮТ. От этой политической силы в парламент прошли и очень крупные по украинским масштабам частные инвесторы — Богдан Губский, братья Сергей и Алексей Буряки, Александр Фельдман, Евгений Сигал, Василий Хмельницкий, а также тандем Константина Жеваго и Александра Абдулина.

Все они, так или иначе, связаны с энергетической сферой. Так, Губского связывают с «Черкассыоблэнерго», братьев Буряков — с небольшой сетью АЗС «Ассоциация Украина», Фельдмана — с ООО «Украинская транспортно-энергетическая компания», Сигала — с концерном ЗАО «Укргазкомплекс». Карьера Хмельницкого долгие годы связывалась с ООО «Реал Групп» (до 2005 г. эта компания владела крупной газодобывающей компанией «Нафтогазвидобування» семьи Шуфрич). Но эти и другие активы не относятся к основному бизнесу указанных политиков «от Тимошенко», так что их можно отнести к лоббистам от ТЭК лишь условно.

Зато уж кого можно смело записать в энергетические лоббисты от БЮТ — это Игоря Жеваго. На протяжении многих лет костяк возглавляемой им промышленно-финансовой группы «Финансы и Кредит» составляют именно его газо- и энерготрейдерские компании — ЗАО «Укрэнергосбыт», «Славянская топливно-энергетическая компания» и «Бари», через которые осуществляется управление над десятками крупных промышленных предприятий.

Особняком на фоне вышеуказанных «энергодепутатов» от БЮТ стоит Николай Сивульский. В середине 1990-х он возглавлял дилерскую компанию ЕЭСУ — ЗАО «Украинский газоресурсный консорциум», которая занималась сбытом газа в Киеве (аналогичным дилером в Донецке был «Индустриальный союз Донбасса» Виталия Гайдука). С тех пор карьеры Сивульского и Юлии Тимошенко тесно и неразрывно связаны — стоит вспомнить лишь 2005 г., когда возглавляемое Сивульским Контрольно-ревизионное управление стало первой инстанцией, которая инициировала расследование обширных нарушений, допущенных бывшим руководством НАК «Нафтогаз України» и венгерской офшоркой EuralTransGas.

Андрей Старостин, «Власть денег»