УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Есть ли жизнь после спорта?

393
Есть ли жизнь после спорта?

Опыт показывает, что это не только недостаток украинских атлетов. Человеку, который на протяжении всех школьных и студенческих лет тренируется и ездит на соревнования, трудно получить качественное образование. Нет, диплом у нас может купить каждый болван – были бы деньги. Проблема в профессионализме. Без него – никуда. И если за рубежом атлеты хорошо знают свои возможности и не стесняются начинать постспортивную деятельность обычными помощниками на строительстве или грузчиками в супермаркетах, то украинские спортсмены, особенно те, у кого есть достижения, привыкли, что у них особый статус в обществе.

Эта, в принципе, завышенная самооценка часто не дает оценить свои задатки трезво. Неудивительно, что немало таких людей потеряли себя, топя горе потреблением крепких напитков. В "славные" 90-е у представителей единоборств была четкая дорога – в организованные преступные группировки. Заработки были неплохие, что делало жизнь яркой. Однако такой хлеб слишком опасен и много перспективных и титулованных атлетов заплатили за него жизнью. Сегодня криминальные элементы в основном легализовали свой бизнес. А значит и спрос на "полевых командиров" упал. Лишь незначительная часть борцов и боксеров переходит от спорта к работе, которую сейчас величают должностью охранника.

В основном спорт в нашей стране не дает заработка, который бы обеспечивал безбедное существование на доходы с депозитов. Таким могут похвастаться разве успешные футболисты и спортсмены калибра Яны Клочковой или Лилии Подкопаевой, которые выиграли на Олимпийских играх четыре и две золотых награды соответственно. Да и то, как показывает опыт, нестабильность отечественных банков зачастую заставляет спортсменов хорошо понервничать, вкладывая свои кровные на депозитные счета.

Показательна история с бывшим футболистом киевского "Динамо" и немецкого "Вердера" Юрием Максимовым, которого уговорили вложить заработанные им на протяжении футбольной карьеры деньги в один из отечественных банков. Впрочем, после того как его руководитель Юрий Лях по официальной версии покончил жизнь самоубийством, а счета заморозили, спортсмен долгое время не мог докопаться до своего капитала. Говорят, тогда психическое состояние Максимова было близко к критическому.

Другая "банковская" история связана с именем одного из самых выдающихся украинских спортсменов - шестикратным чемпионом мира, олимпийским чемпионом Сергеем Бубкой. Нынешний глава Национального олимпийского комитета Украины наладил свою бизнес-деятельность еще в годы активных выступлений, когда вместе с партнерами создал известную фирму "Цептер". Позже Сергей Назарович вместе с братом Василием (тоже бывшим легкоатлетом) повели очень активную бизнес-деятельность как в Украине, так и за рубежом. По состоянию на декабрь прошлого года журнал "Фокус" оценивал их капитал в $370 миллионов. Правда, было это до печально известной истории с "Родовид-Банком", который также связывают с именем Сергея Бубки. С наступлением мирового финансового кризиса банк находился на грани банкротства и был в итоге национализирован.

Наряду с Сергеем Бубкой успешными бизнесменами считаются и братья Кличко. Правда, только теоретически, так как никаких официальных подтверждений того, что определенные фирмы или развлекательные заведения принадлежат Виталию и Владимиру, нет. В частности, братьям приписывали львиную долю развлекательного центра "Арена-Сити" в центре Киева, ряда организаций и ведение строительного бизнеса вместе с однопартийцем Виталия – Львом Парцхаладзе. Впрочем, официально Кличко владеют лишь боксерской промоутерской компанией K2 East Promotion, организовывают свои и представителей своего клуба поединки, а также открывают боксерские залы по всей Украине.

Впрочем, братья Бубки и Кличко – только вершина айсберга. В большинстве деятельность бывших украинских атлетов значительно скромнее. Поездив по миру, немало спортсменов поняли, что манна небесная на них лишь за то, что когда-то они прославили свою страну, с неба не упадет. Например, бронзовый призер Олимпиады-2004 по плаванию Андрей Сердинов прежде чем начать бизнес-деятельность, вообще сел за учебники.

"Без достаточного багажа знаний входить в серьезную бизнес-среду не стоит, - говорит Андрей. - Поэтому я выбрал самый лучший, с моей точки зрения, специализированный вуз – Киевский институт менеджмента и постигаю азы. Хочу лучше разбираться в бизнес-процессах. В будущем планирую работать по образованию. Сегодня я уже работаю исполнительным директором центра олимпийской подготовки клуба "Метеор" в Днепропетровске. Мы занимаемся созданием полноценного медицинского центра и обустройством спортивных объектов. Кроме того, мы взяли на себя обязательства по строительству гостиницы. Собственно, руководя столь многогранным проектом, пришел к выводу, что знаний у меня недостаточно".

По словам Сердинова, в идеале он был бы не против работать тренером по плаванию. Но за 1200 гривен (и это максимум!) ни один человек убиваться не захочет. Поэтому и выбирают себе бывшие атлеты часто совсем неожиданные варианты. К примеру, лучший биатлонист Украины первой половины 90-х Тарас Дольный ведет бизнес, связанный с евроремонтами. "Когда закончил карьеру, делал их собственноручно, - говорит Тарас. - Теперь имею свою бригаду. За 20 лет в большом спорте я откровенно устал. Хотелось изменить вид деятельности, тем более что с семьей проводил мало времени".

Еще более неожиданное направление выбрал себе по окончании карьеры другой биатлонист – Руслан Лысенко. Завершив выступления очень рано, в 32 года, он стал обычным служащим госохраны. "Получать стал намного меньше, чем тогда, когда входил в состав сборной Украины, - говорит Руслан. – Существенно меньше. В принципе, мог бы выступать и поныне. Но у меня есть свой взгляд. Зачем мучить себя и других еще несколько лет, если чувствуешь, что ты все равно уже ничего не добьешься? Зачем эти 40-50-е места? Лучше быстрее начать новую жизнь и сделать карьеру в другой сфере".

Вместе с тем современные украинские атлеты все чаще думают о будущем заранее, когда активная карьера еще не завершена. Яркий пример – действующий чемпион мира по боксу по версии WBO Сергей Дзинзирук, который в центре родных для себя Броваров открыл ресторан. "Бизнес ведем вместе с еще одним бывшим боксером Дмитрием Ивановым, - рассказывает Сергей. - Открыли "Стейк-хауз" немецкого типа, где основные блюда – стейки и пиво. Постепенно набираем обороты. Пока только в Броварах, хотя впоследствии, если все будет хорошо, планируем расширяться".

Перспективный в свое время боец Валерий Сидоренко так и вовсе оставил спорт ради бизнеса. Как раз после Олимпиады-2000. Дела в родном Энергодаре Запорожской области шли успешно и Валерий стал привлекать к бизнес-деятельности брата-близнеца Владимира, тогда – бронзового призера Олимпиады-2000, а в будущем – чемпиона мира среди профессионалов по версии WBC. "Как и брат, я начинал заниматься ювелирными изделиями, - вспоминает Владимир Сидоренко. - Но сейчас понял, что большой перспективы там нет. Сегодня им занимаются родители жены, а я с киевскими партнерами открыл строительную фирму. Также открыли фирму, которая занимается покупкой земли. У нас есть зарубежные партнеры, которые вкладывают деньги в строительство, так что дела идут неплохо. Можно сказать, что это наш семейный бизнес, ведь жена Наталья тоже в нем задействована".

Вместе с тем, постепенно вкореняется в Украине такое понятие, как "спортсмены в политике". Депутатами Верховной рады пока являются олимпийские чемпионы по баскетболу и вольной борьбе – соответственно Александр Волков и Эльбрус Тедеев. Виталий Кличко возглавляет оппозиционную фракцию своего имени в Киевсовете. Депутатский мандат в Харьковском облсовете имеет Яна Клочкова.

Наиболее видными, конечно, являются "спортивные" парламентарии. Впрочем, сомнительно, что спортсмены своим присутствием в стенах Рады добавляют положительного имиджа собственно спорту. Ведь по большому счету Тедеев и Волков проявляют себя лишь тогда, когда их фракция блокирует трибуну. В результате политики с многолетним стажем начали высмеивать своих коллег со спортивным прошлым, позволяя себе на традиционных ток-шоу высказывания типа: "А блокирование трибуны – это дело олимпийских чемпионов. Для того они и пришли в Раду".

Вместе с тем, время диктует свои условия и порождает новую касту экс-спортсменов – тусовщиков. К этой когорте можно отнести ту же Лилию Подкопаеву, боксера Вячеслава Узелкова, постепенно входит в светские круги первая олимпийская чемпионка в истории женской борьбы Ирина Мерлени. Однако самым ярким представителем этой плеяды считают пловца Олега Лисогора. Более того, многие специалисты считают, что именно чрезмерное увлечение светскими развлечениями не позволило Олегу в достаточной мере раскрыть себя в спорте и стать олимпийским призером.

"В подготовительный период я тренируюсь дважды в день, жестко придерживаюсь режима, - парирует такие упреки Лисогор. - А в свободные от занятий дни имею право делать то, что сам считаю нужным. Почему кто-то решил, что я должен быть исключительно спортсменом и ни о чем другом не думать? Мне хочется жить полноценной жизнью, общаться с разными людьми. Результатами моей работы на тренировках являются медали чемпионатов мира и Европы. Жаль, что наше государство на эти награды реагирует неадекватно".