УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Легендарный спортсмен оказался сильнее СПИДа

459
Легендарный спортсмен оказался сильнее СПИДа

Страшно представить, что творилось в этот момент в голове Ирвина Мэджика Джонсона, но очевидно, что с этого момента для легенды баскетбола изменилось многое. Сочувствующие взгляды, шепот за спиной: сколько ему осталось? О спортивной карьере уже и думать не приходилось. Главный вопрос: как с этим жить? И сколько?

Сергей Довлатов, не понаслышке знакомый с американским бытом, писал: "...свобода одинаково благосклонна и к дурному, и к хорошему. Под ее лучами одинаково быстро расцветают и гладиолусы, и марихуана". Так и СПИД. В головах большинства обывателей жирной занозой засело убеждение, что это профильная болезнь наркоманов и представителей секс-меньшинств. Мол, меня это никогда не коснется. Возможно, думал так и Мэджик. Но разговор пойдет вовсе не о происхождении вируса, попавшего в организм баскетболиста, а о его судьбе. Как после убийственного диагноза не поставить на себе крест и побороть болезнь.

НБА вместо телевидения

А бороться Ирвин Джонсон привык с малых лет. Сначала за родительское внимание — он был шестым из десяти детей в семье рабочего автомобильного завода и учительницы. Затем на баскетбольной площадке, с которой не уходил до тех пор, пока можно было рассмотреть мяч и кольцо. Но сказать, что мальчишка грезил карьерой баскетболиста, было бы преувеличением. Да, был лучшим игроком в школе, которую привел к досрочной победе в чемпионате штата, набирая в среднем почти 30 очков в каждом матче. После одной из таких игр обозреватель мичиганской газеты назвал 15-летнего паренька Волшебником, и без приставки "Мэджик" его имя больше никто не произносил. Университет Индианы, оценив талант молодого баскетболиста, уговаривал его поступать к ним, но получил отказ. Джонсон выбрал скромный университет в родном Мичигане. Ирвин мечтал о баскетболе, но видел себя не на площадке, а рядом с ней. "Главное — хорошо учиться, — повторял он, — тогда когда-нибудь я смогу стать баскетбольным комментатором".

Но спортивные боги, одарившие чернокожего мальчишку из бедной семьи баскетбольным талантом, распорядились иначе. В 19 лет вместе с Мичиганом Мэджик выиграл чемпионат среди университетов (к слову, в США финал университетских команд собирает большую телеаудиторию, чем финал Национальной баскетбольной ассоциации), а самого Ирвина признали самым ценным игроком.

Именно в том сезоне произошла первая дуэль двух юношей, ставших впоследствии легендами американского баскетбола, — Мэджика Джонсона и Ларри Берда, победителем из которой вышел наш герой. Правильно поняв недвусмысленные намеки свыше, Мэджик все же решил связать жизнь с профессиональным спортом и выставил свою кандидатуру на драфт НБА, где был выбран под общим первым номером в "Лос-Анджелес Лейкерс". Так был положен конец неначавшейся карьеры Джонсона-комментатора, но началась история великого баскетболиста.

Рекорд за рекордом

В том, что Джонсон не ошибся в выборе профессии, все убедились уже после его первого сезона в НБА.

При росте 205 см он обладал потрясающей техникой, великолепным видением площадки, точным броском из любого положения. Его передачи вызывали, пожалуй, даже больше восторга, чем точные броски их получивших. При весе 102 кг ему не было равных в борьбе под щитами. Мэджик стал четвертым в истории американского баскетбола игроком, побеждавшим подряд в университетском чемпионате и НБА. В первом же сезоне в решающем матче финальной встречи с “Филадельфией” Ирвин набрал 42 очка, сделал 15 подборов и 7 результативных передач и получил свой первый чемпионский перстень. Ну а лучшим, по мнению специалистов, для Мэджика выдался сезон-1986/1987, в котором Джонсон привел свою команду к победе в чемпионате и получил приз "Самому ценному игроку сезона". В финале соперником "Лейкерс" стал “Бостон” во главе со старым знакомым Мэджика Ларри Бердом. В решающем матче на последней секунде главная звезда “Лос-Анджелеса” отправил мяч в кольцо, установив победный счет.

За двенадцать сезонов, что Джонсон провел в "Лейкерс", его команда девять раз выходила в финал и пять раз выигрывала звание чемпиона НБА. Сам Мэджик трижды признавался лучшим игроком регулярных чемпионатов и трижды — лучшим игроком финальных серий, установив массу рекордов: 2346 результативных передач в матчах серий плей-офф, 584 результативные передачи и 102 перехвата в финалах. После сезона-1990/1991 на его счету значилось 17 239 очков и 9921 передача. В команду "Всех звезд НБА" его выбирали 11 раз.

Диагноз

Находившийся в прекрасной физической форме пятикратный чемпион НБА Мэджик Джонсон ушел из баскетбола после того, как у него обнаружили положительную реакцию на вирус синдрома иммунодефицита. 7 ноября 1991 года баскетболист сделал заявление: "Я заражен вирусом СПИДа и намерен оставить спорт. Я вел беспорядочную жизнь и сам виноват в том, что со мной случилось. Надеюсь, что на моих ошибках хоть кто-нибудь научится".

Это стало сильнейшим потрясением. Но еще сложнее было рассказать об этом супруге, только что родившей ему ребенка, на которой Джонсон женился за несколько месяцев до страшного известия. По словам самого Мэджика, если бы жена оставила его в тот момент, он бы скорее всего умер. Именно ее поддержка помогла ему продолжить жить, и вот уже почти 18 лет Ирвин живет полноценной жизнью. И очень хочет, чтобы после всего случившегося его воспринимали не как Волшебника, а как мистера Джонсона — мужа миссис Джонсон.

Говорят, в одну реку нельзя войти дважды, но в 1992 году Мэджик вернулся в большой спорт и вместе с командой США выиграл золотые медали Олимпиады в Барселоне. "Врачи настойчиво советовали забыть о спорте. Сказали, что он убьет меня. Но жизнь без баскетбола убивала меня еще быстрее", — признавался Джонсон. Несмотря на то что Мэджик ВИЧ-инфицирован, он доказал, что не утратил былую форму и способен завораживать зрителей своей магической игрой. В 36 лет он вернулся в "Лейкерс" и провел вторую половину сезона-1995/1996. Однако после поражения в плей-офф навсегда простился с профессиональным баскетболом. Голливудская звезда

С момента оглашения страшного диагноза прошло без малого 18 лет. Мэджик Джонсон за это время попал в Зал славы НБА, а на аллее Славы в Голливуде появилась звезда с его именем. Кроме того, Ирвин — удачный бизнесмен. В состав его компании "Мэджик Джонсон Интерпрайз", стоимость которой приближается к миллиарду долларов, входят сотни кофеен и ресторанов, спортивные залы. Его фонд сотрудничает с крупными фармакологическими компаниями по борьбе со СПИДом. Мэджик активно занимается общественной и благотворительной деятельностью. В частности, он построил сеть кинотеатров в беднейших районах Лос-Анджелеса и Атланты, что принесло ему искреннюю благодарность местных жителей. Для них он, даже уйдя с баскетбольной площадки, остался настоящим волшебником.