Олег Протасов: "Среди моих подопечных были полицейские и почтальоны"
Только проверенная информация у нас в Telegram-канале Obozrevatel и в Viber . Не ведитесь на фейки!

Олег Протасов - самый успешный на постсоветском пространстве футбольный тренер, работавший на клубном уровне в дальнем зарубежье. В прошлом блестящему голеадору и лучшему футболисту СССР 1987 года удалось вывести греческий "Олимпиакос" в Лигу чемпионов, румынский "Стяуа" под его началом навел шороху на континенте в розыгрыше Кубка УЕФА. Греция и Евросоюз.
- Олег, вы тренируете "Днепр" уже почти полтора года. Не пора ли перевезти из Греции свою семью? - В конце лета родные приедут в Украину. Наверное, детям первое время будет нелегко, но я к этому уже готов. Кстати, интересная ситуация получается: мой старший сын, 12-летний Никита, родился в Японии, всю сознательную жизнь прожил в Греции, там же родился и воспитывался 8-летний Илья. И вот теперь они вместе с супругой Наташей переедут в Украину.
- А кто же будет приглядывать за вашей соб-ственностью в Греции - роскошным трехэтажным особняком под Афинами и "Протасов-клабом"? - За "Протасов-клаб" не волнуйтесь - у него есть квалифицированный директор. Футбольную школу в Греции, которая имеет пару полей с искусственными покрытием, я открыл после завершения активной карьеры. Набрали 120 ребят со всей округи, организовали команды по возрастам. Учил детей футболу и получал от этого удовольствие. А по вечерам сдавал поля в аренду любительским коллективам для проведения всевозможных турниров. Это уже был маленький бизнес.
- Правда, что после того, как Греция вошла в Евросоюз, ваш бизнес пошатнулся?
- В стране действительно резко подскочили цены на бензин и продукты, и грекам со среднем уровнем доходов стало не до развлечений. Тогда многие спортивные клубы закрывались. Сократился наплыв команд, арендовавших поля и у "Протасов-клаба".
- Тренерскую деятельность вы также начали в Греции. Помните полгода, проведенные в скромной "Верии"? - Не скажу, что у меня там все сложилось. Ларчик неудач открывался просто - у руководства клуба был конфликт с местной федерацией. Я же оказался между двух огней. Когда разобрался в ситуации, понял, что мне на посту наставника делать нечего. Собрал вещи и уехал домой.
- А в "Олимпиакос" вас пригласили благодаря успешной игровой карьере в этом клубе? - В том числе. В Греции за "Олимпиакос" болеет полстраны. Там не принято разбрасываться симпатиями и менять клубы, в большинстве своем игроки отождествляют себя с одной командой. Так вот, в Греции я - "Олимпиакос".
- В качестве тренера вы выиграли с командой чемпионат Греции, а вот в бытность игроком афинского клуба этого сделать не удавалось, почему? - В то время руководство клуба не ставило цели победить во внутреннем первенстве. Потом был момент, когда "Олимпиакос" бросили на произвол судьбы и мы ощущали сильный судейский прессинг. А затем появились проблемы с выплатой зарплат легионерам.
- Тогдашний президент киевского "Динамо" Виктор Безверхий как-то в разговоре со мной обмолвился, что сумма трансфера Олега Протасова из "Динамо" в "Олимпиакос" в сентябре 1990 года составляла 9 миллионов долларов - на тот момент едва ли не мировой рекорд!
- Дело в том, что только год назад закончилось разбирательство по моему трансферу. Там было далеко не все чисто и прозрачно.
ЯПОНИЯ - В 1994 году вы оказались в японской "Гамбе Осаке". И на своей презентации заявили, что будете в Стране восходящего солнца штамповать по 25 голов за сезон. Сами-то в это верили? - Если честно, то менеджер убедил меня это сказать. Нужно было поднять ажиотаж вокруг моего имени - сейчас это называется пиаром. Я сказал. Забил 26. Правда, за два сезона - аккурат по 13 в каждом. В целом о том этапе карьеры впечатления остались неплохие. Тогда в Японии был настоящий футбольный бум. На домашних поединках "Гамбы" практически всегда был полный стадион - приходили по 25 тысяч зрителей. Да и в компании с Сергеем Алейниковым и Ахриком Цвейбой, также выступавшими за "Гамбу Осаку", мне было веселее. Домик азиаты очень красивый предоставили, зарплата платилась 25 числа каждого месяца - не задерживали ни на день. Контраст с Грецией в этом плане был разительным.
- Почему же из этого азиатского Клондайка вернулись в Европу? - Я вам еще не успел рассказать о другой стороне медали. Климат там суровый: летом - сумасшедшая жара, зимой - пронизывающий холод. Плюс - незнакомая языковая среда давала о себе знать. После рождения Никиты мы решили вернуться в Грецию. Да и мне захотелось еще раз окунуться в европейский футбол.
В УКРАИНУ - ЧЕРЕЗ РУМЫНИЮ И КИПР - После "Олимпиакоса" вы возглавили скромный киприотский АЕЛ из Лимасола. Потом не сожалели о принятом решении? - Нет. Хотя АЕЛ действительно был полулюбительской командой - некоторые игроки на тренировки прибегали прямо из офиса. Среди ребят были полицейские и почтальоны. Но, возможно, не будь кипрского периода, я не возглавлял бы сейчас "Днепр". Один из знакомых киприотов хорошо знал генерального директора "Стяуа", и когда клубу из Бухареста потребовался новый тренер, он порекомендовал меня. Это был хороший этап карьеры. А затем на горизонте возник "Днепр". Так что в этой жизни никогда не знаешь, как все обернется.
- Что удивило в Украине?
- На первой тренировке в "Днепре" ребята без разговоров выстроились в шеренгу. Я удивился, сказал: "Вы не в армии, а я не старшина". До сих пор сказывается давление советской системы. К зеркалу подойти - стыдно, намазать волосы гелем - тем паче. Хотя вспоминаю киевское "Динамо" и сборную СССР - мы тогда были еще закомплексованней, за исключением разве что Вани Яремчука и Васи Раца.
- Стрессы как снимаете, алкоголем?
- Нет, но употребить иногда могу. Люблю пиво. А с тестем, известным футбольным тренером Евгением Филипповичем Лемешко, можем опрокинуть по паре стопок водочки. Потом он мне часами рассказывает футбольные и не только байки. Тесть - настоящий кладезь историй.
- Сейчас вы думаете на греческом или русском языке?
- На русском. Правда, когда возвращаюсь из Греции, требуется какое-то время, чтобы войти в русскоговорящую среду.
- Хотелось бы, чтобы вы сравнили проблемы судейства в греческом, румынском и украинском чемпионатах.
- Скажу о Греции: там эта проблема была очень острой. Но несколько лет назад гордиев узел разрубил местный журналист, сумевший записать телефонные разговоры руководителей нескольких команд с представителями Фемиды. Тогда многие понесли заслуженное наказание, и ситуация в этом вопросе немного нормализовалась. Однако идеальной ее назвать нельзя и сейчас.
- В свое время в Китае внутреннее первенство также сотрясали судейские скандалы. Но затем местная федерация быстро навела порядок. Судьям было официально объявлено: в течение недели сдать в федерацию все взятки, полученные от клубов. Принесли около 3 миллионов юаней. Один рефери не сдал 45 тысяч, так его посадили на десять лет. Говорят, он и умер в тюрьме. А какой рецепт борьбы с судейской предвзятостью в Украине? - Не боясь показаться наивным, выскажу свою точку зрения: нашим клубам нужно найти в себе силы не предлагать судьям деньги. Тогда проблема исчезнет сама собой.
- Вы можете официально заявить, что "Днепр" не работает с судьями? - Могу и заявляю со всей ответственностью.
- Когда испытываете сложности с вверенной вам командой? - После возвращения подопечных с игр за свои сборные. Игроки приезжают в разном физическом и психологическом состоянии, мыслями продолжая оставаться в расположении сборной. Вот и приходится их "возвращать", приводить команду в нужный ритм.
БЛИЦ - Вы ходите в церковь? - Нет. Хотя с возрастом, наверное, у всех наступают моменты, когда хочется быть ближе к Богу. Но я особой помощи сверху не жду - стараюсь сам ковать свое счастье.
- Верите в переселение душ? - По крайней мере, хотел бы, чтобы оно существовало. С такой верой легче жить и умирать.
- Вам сложно принять то, что Олег Протасов физически уже не тот, каким был 10 - 15 лет назад? - Стараюсь относиться к этому философски. Да и для своих 43 лет я себя чувствую очень неплохо. Играю в футбол, настольный теннис. Видите, шрам на брови? Это я с одним из своих помощников, Владимиром Багмутом, столкнулся, играя в футбол. Получаю удовольствие от общения с людьми, которые младше меня. Интересно понять мировоззрение молодого поколения. В моей тренерской деятельности это - важный момент.
- Следите за украинской политикой? Может, вам предлагали вступить в какую-то партию? - Нет, но если бы и предлагали, вряд ли согласился бы - перед глазами стоит пример Олега Блохина. Вообще, если честно, слежу за политикой не слишком пристально.
- Вы себя считаете открытым человеком?
- Безусловно. И думаю, не в последнюю очередь благодаря этому в рабочих и приятельских отношениях редко довожу дело до крайности. Даже когда поступки людей мне откровенно не нравятся, стараюсь представить себя на их месте и найти им объяснение. И, должен сказать, весьма часто нахожу.