Бродский много делает, чтобы уровень баскетбола в Украине рос — Подковыров
Гостем программы PROбаскет, которая каждую субботу в 13:00 выходит в эфир на ObozTV, стал легендарный украинский баскетболист и тренер, ныне курирующий молодежные сборные Украины по баскетболу в ФБУ, Андрей Анатольевич Подковыров, который в эксклюзивном интервью рассказал о том, как развивался украинский баскетбол, поведал много интересных фактов о своей карьере, а также обозначил приоритеты в работе с юными спортсменами.
"МАМА ПРИВЕЛА НАС С БРАТОМ В СЕКЦИЮ БАСКЕТБОЛА"
- Андрей Анатольевич, мы традиционно всем нашим гостям задаем этот вопрос: как появилась идея пойти в секцию баскетбола, как, где и когда это происходило?
- Когда мы учились с братом в первом классе, в нашу школу пришел тренер и посоветовал ребятам записаться на баскетбол. Он посмотрел, отобрал всех больших и тех, кто хочет идти. И в это время в Днепропетровске как раз открылась детско-юношеская спортивная школа №5. Моя мама в то время работала в тресте №17, который строил эту школу и сдал ее в эксплуатацию. Так получилось, что мама привела нас с братом на баскетбол.
Читайте: Все шесть: Украина установила уникальное достижение в баскетболе 3х3
- Сколько вам тогда было лет?
- Это было в первом классе — лет 7-8.
- Каких-то невероятных антропометрических данных у вас не было…
- Нет (смеется), наоборот, мы были самыми маленькими. Ну, тогда все были примерно одинакового роста, но некоторые выделялись. Тренер искал в классе высоких ребят, которых в первую очередь приглашал. Также брал и всех желающих.
- Не имея двухметрового роста, вы в принципе развеяли расхожее заблуждение, что рост имеет решающее значение в баскетболе. Когда вы поняли, что баскетбол станет вашей профессией и вы будете этим зарабатывать себе на хлеб?
- Думаю, очень многое зависит от первого тренера, не только у меня, но и у всех ребят. У нас первый тренер был Промысловский Михаил Борисович, который на тренировках прививал любовь к баскетболу и делал их разносторонними. То есть мы в этом зале тренировались, он покупал клющки для хоккея с шайбой, обрезал их, чтобы мы не были на согнутых ногах. Волейбол, акробатика, кувырки – он применял все. Плюс раньше все ребята, которые во двор выходили, тоже играли во все эти игры. Поэтому, я считаю, что, в отличие от нынешних детей, которые уже с детства заняты узкоспециализированным видом спорта, раньше мы были более разносторонние: подтягивались на турнике, на брусьях, делали различные упражнения.
- При том государстве, которое тогда было, в принципе любой баскетболист, спортсмен должен был иметь еще и разряд по легкой атлетике.
- Правильно, но любой, скажем так, будущий баскетболист был более координированным, потому что он занимался не только баскетболом, а упражнялся в разных видах спорта.
- Каким был баскетбол того времени? Потому что когда вы начинали заниматься, тогда, если не ошибаюсь, еще не было трехочковой линии.
- Нет, не было, конечно (в сезоне 1979/80 правило о трехочковых бросках было принято в НБА, а через год — в NCAA. Международная федерация баскетбола (ФИБА) пришла к трехочковым броскам в 1984 году, введя их сразу же после Олимпиады 1984 года в Лос-Анджелесе. – Авт.). Тренировались мы сначала три раза в неделю, а потом каждый день. Где-то, наверное, в 7-м классе постоянно проводилось первенство детской спортивной школы. Четыре тренера имели команды одного возраста, они все время соперничали между собой, и кто выигрывал чемпионат школы, того назначали тренером сборной этой школы, все лучшие игроки передавались ему, и он уже вел эту команду до окончания школы. Создавался спорт-класс и, таким образом, начиная с 7-8-го класса мы тренировались два раза в день — утром и вечером.
Таслицкий Ефим Борисович, который также работал в этой детской спортивной школе №5, вел нас уже после 7-го класса. С ним мы выиграли чемпионат СССР, Спартакиаду народов СССР и т. д. Он, чтобы его воспитанники не потерялись, создал команду в университете. Где-то, наверное, на втором курсе университета тренер Гуревич Виктор Абрамович пригласил, на его взгляд, наиболее перспективных ребят к себе в мужскую команду. Вот когда мы попали туда, к мужикам, которые так просто не хотели, чтобы мы занимали их места. И вот там мы прошли серьезную мужскую школу.
"ЧЕМПИОНСТВО "СТРОИТЕЛЯ" В 1989 ГОДУ БЫЛО НЕ СЛУЧАЙНЫМ"
- Далее в вашей карьере был "Спартак" из Ворошиловграда (ныне – Луганск), и, по словам ваших тренеров, именно там вы стали мастером баскетбола, после чего попали в киевский "Строитель" — топ-команду по тем временам, которая играла в чемпионате СССР. Все помнят 1989 год и такое довольно скандальное чемпионство. Какие эмоции по себе оставил этот чемпионат и вообще те события 1989 года, когда Александр Волков невероятным клатчем на последних милисекундах забросил трехочковый бросок "Жальгирису", а потом начались вот эти все перепетии с министерством спорта СССР, где не могли определить, кто все же стал чемпионом? Что вам запомнилось из этого периода?
- Тот сезон, конечно, самый запоминающийся. Результат, которого добилась команда, был не случайным. Несколько лет до этого возглавлял команду Боженар Виктор Акимович, он уже думал о том, как собрать лучших украинских игроков в "Строитель", как он тогда назывался. Потому что они играли во многих командах СССР, а лучших, конечно, забирало московское ЦСКА. Таким образом вернулся в команду Александр Белостенный, Александр Волков — это, конечно, были наши лидеры. Создался такой боеспособный коллектив, который готов был кинуть перчатку даже "Жальгирису" и ЦСКА. И мы обыгрывали и ЦСКА, и Жальгирис. Я думаю, то, что мы играли в финале тогда, это была объективная сила команды "Строитель".
- Прошло с тех пор много времени. Глядя сегодня на тот финальный матч чемпионата СССР, что вы скажете – успел тогда Александр Волков выбросить мяч до сирены?
- Еще во время этого матча, когда он бросил мяч и попал, практически ни у кого не было сомнений: ни у судей, которые подняли руку и засчитали этот мяч, ни у зрителей. Команда "Жальгирис" пошла в раздевалку, уже в душ. Потом им говорили "идемте играть пятиминутку", а они очень удивлялись почему. Когда мы в пятиминутке проиграли этот матч, там уже команда морально была не готова. В течение ночи нам из Москвы прислали кассету, где четко было видно на табло, что одна секунда оставалась и мяч в воздухе. Было большое совещание, я как капитан команды присутствовал, тренер был, игроки и тренеры "Жальгириса", представители спорткомитета из Москвы, где они увидели этот кадр на видео. На тот момент они, видя на кадрах, что нужно считать этот мяч, побоялись принять такое решение. И постановили, что окончательное решение будет принято в Москве. Но мы сразу отказались и сказали, что второй матч играть не будем: "Этот кадр, который мы видели, говорит о том, что мы честно выиграли, поэтому, если вы хотите отдать медали другой команде, то отдавайте".
- То есть спорт без политики был невозможен?
- Ну, нет…
- Но на тот момент это была политика?
- На тот момент, конечно, да.
"В ТО ВРЕМЯ БЫЛО НЕПРОСТО УЕХАТЬ"
- После этого финала произошел перелом — и в стране, которая еще существовала тогда, и вообще в баскетболе – все разъединились, пошли своим путем, наши игроки начали уезжать за границу. Александр Волков уехал в НБА, так же, как и вы, Белостенный уехал в Германию. Что это были за времена и какую память они по себе оставили? Потому что попасть из СССР в Германию… Как вообще появилось это предложение? Не рассматривали ли вы возможность продолжить карьеру в США? Германия, как мы знаем, тоже в тот период реформировалась, из нее выходили советские войска. Каков был этот период вашими глазами?
- В 1988 году, когда сборная СССР выиграла Олимпийские игры, то, естественно, всех игроков сборной многие клубы хотели видеть в своих рядах. Таким образом, Волков уехал в Америку, остальные ребята в Испанию, но мы в составе "Строителя" играли очень много турниров. Были такие соревнования, как Кубок обладателей кубков, Кубок европейских чемпионов, где мы выступали довольно неплохо. Мы играли много рождественских турниров, поэтому уже тогда начали появляться агенты, которые начали делать предложения от разных клубов. Конечно, в то время было не просто уехать. Это было не так как сейчас – собрался и уехал. И поступило предложение от немецкого клуба. Тогда Римас Куртинайтис уехал в Хаген и президент этого клуба хотел, чтобы я играл в Дортмунде, который находится в 20 километрах от Хагена. Они вышли на меня, сделали такое предложение практически сразу после Игр доброй воли. Вначале я сел на самолет и вернулся в Киев, потом собрался и приехал в Дортмунд в команду ASC 09.
- Я для себя отметил, что у вас есть определенный рекорд. Сейчас многие сетуют, что баскетбол движется в другом русле. Мол, раньше играли в классический баскетбол с центровыми и т. д., а сегодня есть Стефан Карри, который может в одном матче забить 10 трехочковых и решить исход игры. Этим отличались и вы, например, когда в одном матче за Дортмунд набрали 51 очко. Можно ли сказать, что вы в свое время опережали баскетбольную мысль?
- Да, такое было. Я уже сейчас точно не помню, но в среднем я набирал около 30 с лишним очков в чемпионате. Но одна игра была действительно такой, что я забил 51 очко, кажись, против Берлина.
"В КИЕВ-БАСКЕТЕ МИХАИЛ БРОДСКИЙ ДАЛ ПОЛНЫЙ КАРТ-БЛАНШ"
- Три года вы поиграли в Германии. В один прекрасный день раздается телефонный звонок из Украины и вам говорят: "Андрей Анатольевич, приезжайте, будем развивать украинский баскетбол". Как это стало возможным, что вас из успешной Германии переманили в Украину, где сформировался новый баскетбольный клуб "Киев-Баскет", который позже стал называться "Денди-Баскет"? Как это все происходило?
- Это вообще история очень интересная. На то время, когда я играл в Германии, мы приезжали семьей на летние два месяца в Киев, а потом уезжали обратно. То же самое было и в 1993 году – мы приехали в отпуск. Жена захотела сделать ремонт в квартире. В то время ни стройматериалов качественных, ничего практически не было и негде было найти. Мы посоветовались и нам подсказали, что есть такой человек — Михаил Бродский и у него есть строительный магазин, в котором можно купить любые материалы. И вот жена пошла за стройматериалами. Михаил Юрьевич, когда узнал, что это жена Подковырова, говорит: "Можно я встречусь с вашим мужем?". Таким образом, у нас произошла встреча.
Ну, мы готовились к отъезду, сделали ремонт и хотели уезжать. И вот эти два месяца Михаил Юрьевич меня уговаривал, говорил: "Зачем тебе ехать в Германию? Я создам тебе здесь все условия, которые необходимы. Давай здесь создадим команду и будем играть здесь, будем получать такие же деньги, создадим лигу, ты при этом будешь дома…". Вначале я скептически к этому отнесся, потому что там уже все вроде было налажено - быт, можно было еще играть там года 3-4, вплоть до того, что там и остаться. От клуба были такие предложения, но произошло то, что произошло.
- В конце концов, вы вернулись в Украину и стали играющим тренером в БК "Киев-Баскет", а потом и вовсе возглавили "Денди-Баскет".
- Да, после того лета в Германию я не поехал.
- Не жалеете?
- А в жизни нельзя ни о чем жалеть. Кто знает, как оно бы было дальше? Но на данный момент, не жалею. Михаил Юрьевич дал полный карт-бланш, говорил: "Давай, кого ты считаешь нужным, привлекай". Потом сделал играющим тренером, говорил, что нужно возвращать игроков, которые разъехались по разным странам.
Читайте: Сборная Украины получит мощное усиление в отборе КМ-2019 по баскетболу
- Это и Евгений Мурзин, который сегодня возглавляет национальную сборную Украины, а тогда выступал в Израиле.
-Да, и Мурзин, и Рубан, и Ватажок… Всех этих игроков Михаил Юрьевич Бродский вернул. Вернее будет сказать, привлек в команду "Денди-Баскет" и мы составили, я считаю, достойную конкуренцию "Будивельнику", боролись в принципе за медали во всех чемпионатах.
- Победили даже "Будивельник" в еврокубке. Тогда, как известно, была сумасшедшая "заруба", политика тоже была замешана. В том плане, что вам не давали тогда во внутреннем первенстве победить "Будивельник". Если подвести итог этому периоду, какой самый памятный момент?
- Я бы сказал, что все пять лет, которые существовал "Денди-Баскет" и я был в команде. Я считаю, что весь тот период был замечательным. И со стороны Михаила Юрьевича как президента, он всех нас считал своими детьми: он давал квартиры, машины, платил зарплату хорошую, интересовался всеми делами, как у кого в семье… Кроме всего того, что он делал, Михаил Бродский помогал каждому с его личными проблемами. Команда выступала в европейских кубках, в планах было стать лучшими в Украине. В Кубке обладателей кубков мы прошли до 1/8 финала. Так что весь этот период "Киев-Баскета" и "Денди-Баскета" – это было очень хорошее время.
- Вы потренировали много клубов. Возьмем грецкий период и клуб "АРИС". По тем временам это был гранд?
- Не гранд, но там с "Арисом" не получилось. Менялись президенты, была борьба за кресло президента. Тот президент,, который пригласил меня и я приехал, проиграл своему оппоненту. Потом пришел другой президент, он привел своего тренера.
- С Олегом Блохиным тогда общались, который в то же время тренировал греческие футбольные клубы?
- Мы встречались. Причем тогда произошла встреча, приехал Михаил Юрьевич вместе с нашей командой "Денди-Баскет" в Грецию, где я попросил Сашу Волкова организовать нам игры с Олимпиакосом. На то время гранд европейского баскетбола "Олимпиакос" играл с "Денди-Баскетом". Мы там провели, наверное, дней пять, встречались и с Волковым, и с Блохиным, с которым тоже дружил Михаил Юрьевич. Тогда у Михаила Юрьевича возникла идея сделать Кубок Волкова, чтобы дети по всей Украине начали заниматься баскетболом и боролись за этот приз под названием Кубок Волкова. С этого, я думаю, пошло вот это развитие детского и юношеского баскетбола, который сейчас проводится как ВЮБЛ.
"КОЛИЧЕСТВО ДОЛЖНО ДАТЬ КАЧЕСТВО"
- Сейчас вы в Федерации баскетбола Украины занимаетесь развитием детского баскетбола. За то время, которое вы там работаете, есть определенные успехи: появились, помимо сборных U -16, U -18 и U-20, юношеские команды U-14 и U-15, которые играют в детской Евролиге.
- Совершенно верно.
- Уже и девочки, и мальчики провели более чем по 5 матчей. Давеча мы читали интервью Серджана Радуловича, который тренирует девочек U-14, и он был очень недоволен уровнем функциональной подготовки. Что скажете об этом?
- Опять-таки, смотрите, Михаил Юрьевич как президент ФБУ сейчас очень много делает для того, чтобы качественный уровень игроков поднялся. Как это можно сделать? Путем увеличения числа игроков и числа соревнований. Количество должно дать качество. На первоначальном этапе нужно отобрать всех перспективных талантливых детей, которые есть на данный момент в Украине, и заниматься ними два года. Летом ФБУ берет на себя все расходы по организации тренировочных сборов, привлекает тренеров. Дети, тренируясь лето, уже становятся кандидатами в сборную Украины. Далее еще один сезон в ЕЮБЛ. Это таких два года, которые получают наши дети, они способствуют тому, что юноши приедут на чемпионат Европы U-16 более подготовленными, а там уже нужно ставить задачу выступать и показывать какой-то результат.
Но самое главное, что в этом возрасте гнаться за результатом нельзя, потому что у детей в этом возрасте есть более ранние сформированные игроки, которые в силу своих физических данных сейчас играют лучше. А есть перспективные – сейчас он хиленький, слабенький, но он и по антропометрии, и по своим двигательным функциям, возможно, вырастет в игрока по своим параметрам 205-206 см. ростом как для крайнего нападающего – бегущий, прыгучий, координированный, но в данный момент он в сборную не подходит. Поэтому очень неправильно было бы, если бы формировать сборную только из тех игроков, кто на данный момент сильнее и везти туда.
- Какова география эти юношеских сборных, откуда набираются эти мальчики и девочки? Кто основной поставщик детей для сборных?
- Сейчас в Украине по сути есть 4-5 баскетбольных центров, где уже традиционно занимаются воспитанием подрастающего баскетбольного поколения.
- Давайте перечислим…
- Черкассы, Одесса, Химик, Днипро, Ровно.
- В завершение интервью, Андрей Анатольевич, не планируете ли вы вернуться в будущем к тренерской деятельности возглавить какую-нибудь команду?
- В будущее заглянуть нельзя, но я думаю, что уже сейчас есть молодые амбициозные тренеры, которые получают современные знания. И, думаю, теперь уже они должны будут прославлять украинский баскетбол.