Это может стоить жизней украинских Героев: у волонтеров возникли проблемы с ввозом дронов для ВСУ в Украину. Детали скандала
У украинских волонтеров возникли проблемы с ввозом дронов (в частности, модели DJI Mavic 3) для фронта – польские пограничники долго оформляют документы и проводят дополнительные проверки. Эти БПЛА считаются гражданской, а не военной техникой, в законодательстве ЕС и США, но в Украине оформлены как товар двойного назначения. Именно с этим может быть связано затягивание времени, считают волонтеры, но в Государственной службе экспортного контроля (ГСЭК) Украины утверждают: мол, никаких проблем это вызывать не должно.
Ситуацию описала в Facebook Мария Берлинская. "Как решение одного чиновника в Киеве стоит сотни жизней на фронте", – написала она.
Ее организация в сентябре получила более полутысячи DJI Mavic 3 для наших военнослужащих. Их везли через Польшу и в этот раз оформлять груз польские пограничники не спешили, хотя раньше все было быстро.
Берлинская узнала, что у коллег из других волонтерских организаций ситуация похожая, польская сторона медленно и неохотно пропускает дроны, назначая дополнительные проверки на предмет того, являются ли беспилотники товарами двойного назначения.
В неформальном разговоре поляки пояснили, что эти БПЛА действительно являются "гражданскими" в ЕС, США, но в Украине – двойного назначения, поэтому они и решили провести дополнительные проверки.
Берлинская обратилась к председателю Госслужбы экспортного контроля Александру Павличенко с этим вопросом, почему государство оформило эти дроны именно так. "Это никак не влияет на решение польской стороны", – ответил он.
"Мы начали разбираться дальше. За это время мы успешно решили вопрос с польской стороной, но появилась новая проблема – чтобы раздать 500+ дронов, нужно взять гарантийные письма от воинских частей или ВГА (военно-гражданских администраций). Даже если выдавать по пять дронов в каждую воинскую часть – нужно собрать более 100 гарантийных писем", – написала Берлинская.
Она отметила, что раньше волонтеры "делали это по инерции", тратя свое время, но в этот раз она решила попросить ГСЭК привести украинское законодательство в соответствие с европейским и снять всем лишнюю работу.
"А дальше началось вообще самое интересное. Мы до десяти раз выходили с Павличенко на рабочие звонки, где он всячески убеждал нас, что не надо снимать ограничения, потому что это ни на что не влияет.
Наконец, в начале ноября мы направили официальное письмо, на которое нам дали формальную отписку. Потом предложили: "А давайте мы дадим вам лицензию, как "Повернись живим" (ПЖ)". "Подождите, – сказали мы. – Во-первых, ПЖ занимается не только гражданскими дронами, понятно для чего им лицензия спецэкспортера. Во-вторых, дело не в том, чтобы дать нам лицензию и мы замолчим. Это проблема ВСЕХ, волонтеров, тысячи людей обеспечивают фронт, и поэтому мы хотим решить вопрос системно, а не только для себя", – пересказала свои слова Берлинская.
Павличенко, как утверждает она, пообещал рассмотреть вопрос. Через несколько недель результата не было.
"Прошла еще неделя, и вот мое терпение завершилось. За эти 10 месяцев войны 99% процентов вопросов для ВСУ мы решаем с чиновниками непублично, все же люди, все понимают, для чего мы вместе делаем. Но прошло больше трех месяцев от нашего устного обращения и около двух от письменного", – отметила волонтер.
Она обвинила ГСЭК в том, что тот фактически закрыли рынок дронов в воюющей стране. "Даже гражданские дроны можно ввезти, только получив от них лицензию. Или бегая марафон в попытке собрать тысячи гарантийных писем", – объяснила общественный деятель.
Берлинская потребовала (дальше цитируем):
1) ГСЭК должен перестать признавать эти дроны товаром двойного назначения (как это есть в ЕС и США). После этого для волонтеров исчезнет необходимость бегать искать гарантийные письма.
2) Отдельным постановлением Кабинета министров на момент действия военного положения снимается пошлина и НДС на этот товар.
3) Дать оценку действиям человека, который месяцами замедлял процесс передачи дронов на фронт.
В комментариях к посту украинцев возмутила ситуация и они тоже призвали откорректировать бюрократию, чтобы у защитников страны было больше "глаз" в небе.
Ранее OBOZREVATEL рассказывал, как житель Луцка Валентин Шабунин – механик, организовавший собственную мастерскую, где работают люди с инвалидностью, – после начала полномасштабной войны начал ремонтировать автомобили для военных. К нему обращаются с самыми различными запросами – это и техника для передовой, и легковушки для воинских частей, на которых новобранцы будут учится водить.
Только проверенная информация у нас в Telegram-канале Obozrevatel и в Viber. Не ведитесь на фейки!