Жила своим музеем: в Святогорске российский снаряд убил директора заповедника
В Святогорске Донецкой области во время наступления российских войск погибла директор Святогорского историко-архитектурного заповедника Светлана Шарабан и ее сестра Елена. Муж сестры был тяжело ранен. Позже его нашли в больнице в оккупированном Донецке.
Подробнее об этой трагедии читайте в материале OBOZREVATEL.
Светлана жила своей работой
Светлана Шарабан до последнего не покидала Святогорск и родной музей. Тут она проработала около тридцати лет, начинала с младшего научного сотрудника, потом заведовала фондами, а позже стала директором заповедника.
"Мы работали со Светланой очень давно еще в Харьковском историческом музее, сидели в одной комнате. С тех пор подружились. Света потом уволилась и уехала в Святогорск к своим родителям. Но связь мы не теряли, созванивались, как-то с бывшими сотрудницами приезжали к ней в гости. Она показывала нам Святогорск, дом Засядько, чьим именем названа одна из шахт. Она жила с родителями, это были очень милые люди. Когда мамы и папы не стало, Света жила одна, но рядом жила ее сестра с мужем и детьми. Она была буквально второй мамой для своих племянников", – вспоминает о ней ее давняя приятельница Валентина Осиковская.
Каждый раз, когда Светлана Шарабан приезжала в Харьков и привозила на реставрацию экспонаты, она обязательно заходила в Харьковский исторический музей, встречалась с Валентиной Осиковской, с другими бывшими коллегами.
"Она жила своей работой. Очень часто привозила к нам на реставрацию живопись, музейную мебель, наш сотрудник ездил к ним и реставрировал макет Святогорской лавры. Она была очень педантичной, принципиальной по отношению к себе, к близким, и на работе тоже. Не зря ее не раз выбирали директором заповедника", – вспоминает о ней хранительница фондов Харьковского филиала национального научно-исследовательского реставрационного центра Тамара Зыбина.
Еще Светлана была рукодельницей. Закончила курсы кройки и шитья. "Она сшила сестре прекрасное платье. И очень хорошо вязала. Как-то связала себе шикарный белый костюм, чем сподвигла наших коллег тоже учиться вязать", – говорит Осиковская.
Также она вспоминает, что в школьные годы Светлану называли "Китти" – именем героини фильма "Анна Каренина", которую тогда сыграла дочь Вертинского. Уж очень она была похожа на эту актрису.
"Надеемся остаться в живых"
Во время войны жизнь в Святогорске была тяжелой и опасной. Город часто обстреливали захватчики. Тогда пострадала Святогорская лавра, погибли монахи. Пострадал и музей, были разбиты некоторые этажи здания.
Светлана Шарабан с сестрой Еленой и ее мужем постоянно прятались в подвале дома.
"Одно слово – страшно!!! Разбита лавра. Пострадал и наш музей, выбиты окна, двери. Разбиты наши красивые витражи на историческую тематику. Делали в течение пяти лет, по одному залу. А тут одна секунда – и все. Лавра в таком же состоянии, восстанавливать придется несколько лет. Там выбиты тысячи окон и дверей. Уничтожен наш мост, мы отрезаны. Продуктов нет, лекарств тоже", – описывала ситуацию Светлана своей знакомой, с которой тоже работала в Харьковском музее, Виктории Филоненко.
Виктория говорит, что Светлана буквально по крупинкам, по копеечке собирала свой музей, из года в год. А теперь все это разрушено.
Она верила в лучшее, писала, что к весне купила себе платье и очень надеется в нем приехать в Харьков к племяннику Андрею, в его новую квартиру, посмотреть его ремонт.
"Дома, страшно, работаю дистанционно со всеми сотрудниками, насколько это возможно. Ждем битвы, может не быть связи и света. Надеемся остаться в живых с Божьей помощью", – написала она 12 апреля.
А Валентине Осиковской последний раз она написала 10 апреля. Просила молиться за защитников "Азовстали". "Молитесь, родные, штурм "Азовстали" начался! Ребята просят молитвы". И прислала много текстов молитв. Я до сих пор читаю их", – плачет ее бывшая коллега.
Затем связь с ней пропала.
Не доехали до церкви
Бои в Святогорске становились все ожесточеннее, российская артиллерия наносила удары. В конце концов, директор заповедника, ее сестра с мужем решили переехать в район под названием "Сахалин". Там находилась церковь, они собирались там укрыться.
Ехали они 5 июня на автомобиле с прицепом. Тогда россияне захватывали город. Один из снарядов разорвался рядом с машиной. Светлана и сестра Елена погибли на месте, Вячеслава выкинуло взрывной волной, он остался жив. Машина полностью сгорела.
"Уже с мая мои сообщения Светлане были непрочитанными, я чувствовала что-то нехорошее. Мне написала наша общая знакомая Людмила Красильникова: "Вика, война нас догнала, погибла Света". Так я узнала о том, что ее не стало", – вспоминает Виктория Филоненко.
Позже Вячеслав нашелся в больнице в оккупированном Донецке. А тела Светланы и Елены, вероятно, находились где-то в морге. Похоронили их только 7 октября, после того как ВСУ освободили город от захватчиков 12 сентября. Многие знакомые еще надеялись на чудо, что Светлана найдется, хоть и раненая, но живая. К сожалению, чуда так и не произошло.