Решать проблемы безработицы будет рэкет?

1,2 т.
Решать проблемы безработицы будет рэкет?

Вице-премьер-министр и, по совместительству, министр социальной политики Сергей Тигипко говорит об экономическом росте в Украине и, в частности, об уменьшении безработицы. Ему вторит директор Государственной службы занятости Владимир Галицкий, который также не сомневается в росте количества рабочих мест и даже зарплат. Управленцы наверняка не хотят отставать от Азарова, которому всюду мерещится дешевая гречка и благоденствие, нечто подобное о том, что «жить стало лучше» мы уже читали когда-то в школьных учебниках.

Иллюзия процветания сложится у каждого, кто вздумает пройтись по правительственным сайтам вроде «Урядового порталу» или почитать ленту новостей Государственной службы занятости.

Получается, что безработица грозит в основном арабским странам и даже Новой Зеландии, а вот у нас чуть ли не в каждом райцентре происходят мероприятия по профориентации и, вообще, Государственная служба занятости очень хорошая. Не то чтобы мы недооценивали важность выбора профессии для молодежи, но какая-то неправдоподобная в своей приторности картина получается.

Заглянем на сайт Госкомстата: по данным на 1 февраля 2011 года уровень зарегистрированной безработицы за месяц вырос на 0,1% и теперь составляет 2,1%, 585,6 тыс. человек. Фактическое же число безработных, вычисляемое по методологии Международной Организации Труда (МОТ), на данный момент в 3 раза больше, около 6%. Конечно, по сравнению с кризисными годами ситуация улучшилась и стабилизировалась, по крайней мере об этом говорят цифры на сайте Государственного комитета статистики. Сейчас уже не увольняют сотрудников пачками, поддавшись общей панике.

Но ситуация на рынке труда стабилизировалась далеко не наилучшим образом, работодатель опытным путем понял, что увольнение части сотрудников убивает двух зайцев: уменьшается фонд заработной платы, а «оставшиеся в живых» готовы делать и свою работу, и работу «свежеуволенных» коллег за копейки, только бы сохранить рабочее место. При этом всем средняя зарплата по стране чуть больше 2 тыс. грн.

Вот вам и сверхприбыли во время кризиса. Сейчас это уже статус-кво: одни привыкли к сверхприбылям, другие – работать за двоих и более и бояться потерять даже такую работу. Очень печальная и тупиковая ситуация, в которой рассчитывать на увеличение уровня заработных плат нельзя (а зачем?), да и качество услуг и производства 5 сотрудников вместо 10 не поднимут.

Есть профессии, которые все равно важны и нужны. В эпоху всеобщей компьютеризации IT-специалист становится незаменимым. Более того, тут сложно сэкономить и набрать дешевую рабочую силу, цифровые технологии не люди, к ним без знаний не подойдешь, приходится платить специалистам в среднем 10 000 грн. А тем, кто этими знаниями не обладает, остается лишь еще одна востребованная профессия – торговый представитель.

Вот и получается, что большая часть населения ломает голову, как «купить что-нибудь ненужное», чтобы потом это ненужное продать. А сельское хозяйство стабильно разместилось в конце таблицы Госкомстата с данными о среднемесячных зарплатах в разных экономических отраслях, средняя оплата труда в данной отрасли составляет 1430 грн., что никак не мешает капусте стоить 12 грн., а картошке 8 и т. д.

Кстати, HR-агентства тоже набрались оптимизма у политиков. Они вот-вот обещают улучшения в банковской сфере, обещают уже давно, улучшений пока мало, видимо, скоро должны быть. Возрос спрос на врачей и фармацевтов (правда, опять в основном речь о торговле медикаментами), лечиться хочешь не хочешь, а надо. Сэкономить можно на отдыхе, поэтому по поводу туристического бизнеса даже самые большие оптимисты ничего хорошего не говорят, там все еще «все плохо». Легко можно устроиться рабочим или в сфере обслуживания, но зарплаты и здесь не утешительные, все так же вокруг да около 2 тыс. грн.

Что же происходит в Государственной службе занятости, органе, который собственно за тем и существует и финансируется, чтобы эти проблемы решать? Там все просто прекрасно. Об этом расскажет цветущий вид Киевского городского центра занятости. Прекрасный ремонт, ковры – все это может наблюдать любой посетитель. Так же, как и завидный автопарк у стен центра, вряд ли это машины безработных, наверняка работников центра.

Откуда это все? Неужели благодарность тех, кому помогли найти работу за 2 тыс. грн.? Если государство так роскошно финансирует это заведение, то любопытно, как и с кем нужно договориться, чтобы бюджет предусмотрел зарплату водителей для руководства центра, в то время, как в больницах не хватает самого необходимого.

Сказать, что Центр занятости очень хорошо решает проблему безработицы тоже сложно, как было сказано выше, зарегистрированных безработных почти 600 тыс., заявок от предприятий чуть больше 60 тыс., т. е. на 1 место претендует 9-10 человек, при чем требуются в основном рабочие специальности. Все остальное, чем занимается служба занятости, это распределение пособий тем, кого не удалось трудоустроить. Наверняка, секрет автопарка под стенами Центра кроется как раз в особенностях этого распределения.

Есть еще один способ. Напомним вкратце события. Режиссер и преподаватель Леон Кляйнберг состоял на учете в службе занятости и получал пособие.

Снявшись с учета, он устроился в Укртелерадиопрессинститут, который оформил нового сотрудника на работу задним числом без его ведома, не было даже заявления о приеме на работу. Обнаружив эту нестыковку, Центр занятости подал на Кляйнберга в суд, требуя 16,5 тыс. грн. за то, что он якобы приступил к работе за две недели до снятия с учета. После долгих проволочек Укртелерадиопрессинститут предоставил пакет документов, полностью снимающих все претензии к бывшему преподавателю.

24 февраля 2011 года Окружной административный суд г. Киева полностью отклонил претензии истца, судья временами не могла скрыть недоумения по поводу абсурдных претензий центра и нерадивости юридического представителя Андрющенко. Заставляет задуматься разговор Леона Кляйнберга с первым заместителем директора центра Леонидом Шаяном. 31 января 2011 года Леон Ехильевич пришел на прием к чиновнику, чтобы выяснить причину таких настойчивых безосновательных преследований. Тот ответил: «Конечно же, Вы ни в чем не виноваты! Здесь такое творится, я бы Вам сказал, но у Вас, наверное, диктофон…» То, что в Центре занятости что-то творится, видно невооруженным глазом и сомнений не вызывает. Также Шаян обещал принести письменные извинения и рассмотреть заявление режиссера в течение трех дней.

Стоит ли говорить, что через несколько дней Шаян все свои обещания отрицал и сказал, что заявления он не видел! Хотя на заявлении стоит резолюция с его же подписью о рассмотрении в течение месяца. Не глядя, что ли, подписывал? Ответ пришел после решения суда, но уже от имени другого заместителя директора, госпожи Мушинской, видно не благодарным показалось дело Леониду Павловичу. Как ни странно, решения суда и расследования Прокуратуры оказалось недостаточно для вымогателей. Они хотят подавать апелляцию.

Представить какой-то другой мотив, кроме требования взятки от замученного полуторагодичной канителью бывшего подопечного, сложно. Ведь все документы свидетельствуют в его пользу.

Вот таким преследованием и вымогательством занимается служба, которая должна решать проблемы безработицы, на это уходят выделяемые государством деньги. «Обозреватель» направил запрос о комментариях ситуации в Киевский городской центр занятости больше месяца назад, ответа ждем до сих пор.

Этот случай не просто эпопея о потерянном времени, деньгах и здоровье одного человека. Оскорбленный беспочвенным преследованием Кляйнберг подаст иск о возмещении морального и материального ущерба в Гражданский суд, обратиться в Комиссию по правам человека и Комитет по борьбе с коррупцией и даже напишет премьер-министру Азарову, не стоит объяснять, сколько нервных клеток погибает во время беготни по инстанциям в нашей стране.

Вся эта история – иллюстрация того, что гнилой чиновничий аппарат, никогда не решит насущные проблемы общества, трудоустройство населения лишь ширма, за которой скрываются рэкетиры, мысли их заняты лишь тем, как выкачать побольше денег из государства и подопечных. Безработица выгодна не только работодателям, ведь чем больше безработных, тем больше работы у Центра занятости, тем увереннее себя чувствуют чиновники.