УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Независимая Украина: почему весь мир может нам завидовать

Независимая Украина: почему весь мир может нам завидовать

24 августа Украина празднует 26-й День независимости. Но действительно ли мы были независимы все эти годы? Существуют ли определенные маркеры свободы страны и свободы общества?

Видео дня

"Зрада" и "перемога" стали популярными критериями в оценке того или иного события. В этот день мы решили оставить "зраду" "зрадофилам", и поговорить о настоящих победах Украины – о том, что действительно можно назвать предметом гордости страны и ее граждан.

Своим мнением на этот счет с "Обозревателем" поделились: украинский диссидент, политик и общественный деятель Левко Лукьяненко, генерал-полковник в отставке, бывший начальник Генерального штаба ВСУ, бывший первый заместитель министра обороны Украины Анатолий Лопата, заведующий отделом Института истории Украины НАНУ Станислав Кульчицкий и внештатный советник президента Украины, помощник министра обороны Украины Юрий Бирюков.

Левко Лукьяненко: украинцы еще рабы, но уроки дикарских войск Путина помогли прозреть

Большое достижение - сам факт провозглашения независимости Украины после семи веков борьбы за свое государство. Достижение – именно эти 26 лет. Это был период переучивания всего населения, перевышколения. Московская азиатская империя нас воспитывала по-своему, но эти 26 лет были важным периодом переучивания. На товары – свои и чужие, на продукты - зарубежные и свои, на весь мир и на себя самих мы смогли посмотреть и сравнивать, чтобы увидеть, что в этом хорошего, а что плохого. Эта школа, из нас, рабов коммунистической системы, за 26 лет делала людей с более или менее свободными взглядами.

Правда, процесс такого перевышколения еще не закончился, и наши граждане еще не полностью избавились от рабства. Они еще рабы, они еще не чувствуют себя гражданами демократического независимого государства. Поэтому они идут на выборы и продают свой избирательный бюллетень за 50 гривен, за 100, за 200 - как придется. Если бы они были гражданами, а не рабами, они бы не продавали свой бюллетень, а внимательно изучали кандидатов в депутаты и голосовали бы, во-первых, обязательно за украинцев, а во-вторых, выбирали бы лучших.

Нынешняя война с Азией, с Московией - это обретение настоящей независимости

Эти 26 лет в значительной степени были потеряны, потому что нас продолжали воспитывать в промосковском духе. Господство было в плену у российской московской идеологии, которую ведрами выливали на головы украинцам с экранов телевизоров.

Этот период нация должна была пройти. И она прошла, и многому научилась, но обучение еще не закончилось. Нынешняя война с Азией, с Московией - это обретение настоящей независимости. Уроки дикарских войск Путина очень помогли прозреть нашим людям, напрочь отбросить мнение о том, что якобы украинцы, русские и белорусы - это единый народ, у которого общие интересы.

Так что процесс прозрения украинцев и формирования украинской нации идет очень активно, и сейчас нация уже не та, которая была в 2013 году.

Думаю, мы также будем свидетелями того, как на наших глазах развалится Российская империя под названием Российская Федерация, и тогда независимость получат Мордва, Чечня, Тувинская автономная республика, Якутия и другие бывшие колонии Кремля.

Анатолий Лопата: россияне завидуют нам, и нам есть чему завидовать

Большинство россиян завидует нам, и нам есть чему завидовать. Мы видим хотя бы свет в конце тоннеля. К нему надо еще долго идти, но люди в Украине в большинстве своем – за свободу выбора. Почему-то никто не радуется ГУЛАГу, хоть украинцев там побывало не меньше, чем представителей других народов. Не радуется наш народ и тому, что мы жили в стране, где всем врали. Россияне удивляются, почему нам не нравится их образ жизни, почему нам не нравится тоталитаризм, почему мы воспринимаем сильную власть в лице команды Владимира Путина в штыки.

Несмотря на пропаганду, на то, что большинство россиян уверены в том, что Украина катится в пропасть, они завидуют нашему выбору. Украина выбрала свой путь, и им не понять, почему этот путь лежит на запад, а не на восток. Орда всегда была ордой.

Но мы точно знаем, что, если мы кого-то выбираем, то результат выборов непредсказуем. А в России все знают, кто победит на следующих выборах, какая команда придет к власти.

У меня есть ощущение, что мы идем к чему-то хорошему. Мы не возвращаемся назад

Я говорю вещи, которые не очень бы понравились правительству – и нашему, и чужому. Но я говорю, не боясь за то, что кто-то придет ко мне и скажет: "Слушай, старик, что ты там наговорил? Как ты мог?" У нас нет этого страха за сказанное.

Да, у нас есть свои воры, и большие воры, и всех их мы знаем – половина из них сидит в Верховной Раде. Но мы знаем, что когда-то это обязательно кончится.

У меня есть ощущение, что мы идем к чему-то хорошему. Мы не возвращаемся назад. Но если такое ощущение есть у меня, я думаю, оно присуще и другим людям.

Станислав Кульчицкий: "совковость" – враг пострашнее Путина

Самое большое достижение - это получение политической независимости 26 лет назад. Это начало всех начал. Без этого ничего не могло сдвинуться с места. Украина была в составе советской империи как насекомое в янтаре - она ​​не могла двигаться.

В период с 1917 года украинская элита была практически уничтожена. Она либо была выведена за пределы этой империи и там не смогла осуществиться, либо погибла, либо приспособилась к обстоятельствам и стала обслуживать империю. Уже в третьем советском поколении практически не осталось элиты, кроме той тысячи, которую назвали диссидентами, кроме тех, которых назвали шестидесятниками - интеллигенции, которая не могла бороться, а просто была другого мнения.

Итак, 1991 год является точкой отсчета, когда процессы пошли по-другому.

Они не могли пойти иначе, чем они пошли. Мы проклинаем наше недавнее прошлое, мы критикуем президентов, начиная от Кравчука, но по-другому просто нельзя было ничего делать. Все должно было идти очень медленно. И те поколения, которые мы называем советскими, должны были отмереть.

1991 год является точкой отсчета, когда процессы пошли по-другому

Сейчас 26-й год независимости и, по сути, сегодня первое советское поколение почти отмерло. За этот период родилось поколение, которое я называю майданным, подрастает и второе майданное поколение. Это люди, у которых нет "совковости". А "совковость" - это наш враг, гораздо больший, чем Путин. Потому что Путин может использовать не только 700 танков, которые он передал "ЛНР" и "ДНР", не только собственные войска в Украине - он может действовать методами гибридной войны. И, собственно, так и действует.

Итак, нам надо сплотиться, и одним из важнейших факторов для сплочения является как раз российская агрессия.

Можно очень много говорить о том, что случилось за все эти десятилетия, но период с 1991 года - совсем другой. Мы сами начали распоряжаться своей судьбой. Демократическая Украина, которая родилась, начиная от конституционной реформы 1988 года, когда исчезла диктатура вождей КПСС, могла превратиться в олигархическую - уже не в диктатуру, а в олигархическую республику. Но наше счастье, что у нас слишком много олигархов, и они никогда не договорятся между собой.

Из месяца в месяц, из года в год мы меняемся. Наконец, ментально мы уже оторвались от России

Мы жалуемся на коррупцию, но коррупция сейчас меньше, чем была в лихих 1990-х годах. Просто тогда никто ее не видел, потому что она была скрытой. Теперь она не скрыта, потому что появилось гражданское общество, которое отделяет себя от государства, которое уже не заражено патернализмом коммунистического сорта, которое может справиться и может противостоять государству - тому государству, которое мы называем олигархическим.

Все это надо пройти, и мы это проходим.

Из месяца в месяц, из года в год мы меняемся. Наконец, ментально мы уже оторвались от России. Теперь задача только в том, чтобы укреплять единство между различными регионами Украины. Часто говорят, что Украина очень многолика, и в этом ее беда. Я не думаю, что это так, потому что многоликость, разнообразие укрепляет государство. Важно только то, чтобы мы чувствовали себя гражданами Украины, чтобы все мы, в том числе россияне, которые живут с нами, и все другие национальности, были сплочены, чтобы они видели в Украине родину и не покидали ее.

Я не думаю, что очень скоро, но не позже, чем за ближайшие 15 лет мы окончательно преодолеем и внешнюю опасность и внутреннюю опасность, и тогда - но не раньше - сможем претендовать на место в той Европе, которая ранее называлась Западной Европой, в той Европе, которой не коснулся вирус коммунизма.

Юрий Бирюков: до 2014 года у нас была тренировка, а не независимость

Я считаю, что до 2014 года у нас была тренировка, а не независимость. Независимость мы празднуем только с 2014 года – наконец-то.

Одно из наших достижений – что мы вообще выжили, и что мы празднуем независимость, несмотря на то, что соседи, "братский народец", мать его, пытался сделать все что угодно, чтобы мы больше не праздновали независимость.

Одно из наших достижений – что мы вообще выжили

Но самое главное достижение, особенно последних лет – это появление нации украинцев. Не национальности и не этноса, а именно нации. К сожалению, не вся страна входит в эту нацию, но большая часть страны сплотилась, и только за счет этого мы выстояли – и продолжаем праздновать День независимости.