"Дау. Дегенерация": почему дети могут вырасти маньяками, а виновных не привлекут к ответственности
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Работа над циклом фильмов "Дау" длилась более десяти лет. Все это время режиссер проекта Илья Хржановский не показывал ни одного отрывка фильма. Две киноленты "Дау. Наташа" и "Дау. Дегенерация" увидели свет только в этом году на Берлинском кинофестивале.
Сюжет фильма вызвал шквал критики из-за использования реальных сцен насилия и секса. Режиссера обвинили в нарушении этики и бесчеловечном отношении к участникам съемочного процесса.
Скандал дошел и до Украины, когда выяснилось, что в картине якобы участвовали несовершеннолетние одного из харьковских детдомов. В жестких кадрах насилия с элементами пыток снимали украинских младенцев. Теперь за дело возьмется Национальная полиция. Подробнее – в материале OBOZREVATEL.
"Дау. Дегенерация". Детские "пытки"
Российский кинорежиссер Хржановский начал съемки в 2008 году. Сюжет фильма изначально был основан на мемуарах Конкордии Дробанцевой, жены Нобелевского лауреата Льва Ландау, которые были опубликованы в 1999 году. Именно о жизни знаменитого физика хотел сделать свой фильм Хржановский. Но за время работы "Дау" настолько отошел от байопика, что сейчас даже отдаленно не напоминает экранизацию биографии Ландау.
Съемки проходили в России, Украине, Великобритании и Дании. В Харькове они длились целых четыре года (2008-2011). На территории сгоревшего бассейна на стадионе "Динамо" построили специальный павильон в виде советского НИИ. Именно там снимали ужасные сцены насилия над маленькими детьми.
Первой на это обратила внимание эксперт по детской нейропсихологии Елена Самойленко. На своей странице в Facebook она пишет, что подобные сцены могут вызвать у ребенка ряд серьезных психологических расстройств.
"Важно понимать, что у младенца нет тестовых или каких-то неважных периодов. Нельзя пользоваться ими с целью искусства, руководствуясь тем, что ребенок был "в несознанке и не сказал "нет!". Не стоит лепить на младенцев бутафорские или настоящие электроды, чтобы показать, что Советский Союз – это х**вая мода. В сцене с детьми тяжелые чувства маленьких героев передавались через настоящие чувства "актеров-младенцев", которые не могли долго смотреть в камеру и "дать знак оператору, прекратить съемку", – пишет она.
"Сцена с младенцами показалась мне насильственной. Во-первых, потому что дети не могли отказаться от съемок, не могли сказать, что им не нравится окружение. Они плакали, а взрослые их успокаивали. Это неадекватно и могло спровоцировать депрессию, фрустрацию и страх смерти у ребенка", – сделала вывод Самойленко.
На кадры с детьми отреагировал уполномоченный президента Украины по правам ребенка Николай Кулеба.
"По полученной предварительно информации, для съемок использовали детей из детского дома. В кадрах – младенцы, и участие в таком может привести к их травмированию на всю жизнь! Имеются также и другие факты, не требующие подтверждения. Все это, а также то, кто разрешил использовать детей, должна расследовать полиция, к которой я уже обратился с соответствующим запросом", – написал детский омбудсмен на своей странице в Facebook.
В комментарии OBOZREVATEL Кулеба подтвердил, что запрос в полицию был подан, и уполномоченный по правам ребенка находится на постоянной связи с правоохранителями.
"Уже по ходу расследования мы будем планировать свои дальнейшие шаги. К сожалению, участники этого проекта не обязаны нам предоставлять какие-либо комментарии, поэтому будем исходить из того, что сообщит полиция", – сказала она.
Кроме того, у уполномоченного по правам ребенка не могут подтвердить, действительно ли дети для съемок фильма были привлечены из детских домов.
Компания "Феномен-Украина", которая занималась съемками фильма "Дау. Дегенерация", уже отреагировала на скандал с младенцами. По словам ее главы, на съемочной площадке присутствовали опекуны детей, а все действия якобы были согласованы с органами опеки.
Организаторы утверждают, что звуковая фонограмма в сцене издевательств над детьми максимально усилена при монтаже. Это было сделано якобы для усиления зрительского восприятия художественного фильма.
Также в сообщении сказано, что все фильмы проекта "Дау", включая "Дегенерацию", неоднократно проходили полную юридическую экспертизу в Великобритании, Германии и Франции.
"Дау". Расследование
Ювенальная прокуратураы Харьковской области зарегистрировала уголовные производства по фактам пыток, а также изготовления или распространения произведений, пропагандирующих культ насилия (ч. 2 ст. 127, ч. 3 ст. 300 УК Украины).
"По предварительной информации, несовершеннолетним, вероятно из числа детей-сирот, группой лиц в процессе кинопроизводства могли быть причинены физическая боль или моральное страдание. Кроме того, из обнародованных кадров фильма следует, что видео, с которого получены эти изображения, может иметь признаки произведения, пропагандирующего культ насилия и жестокости или дискриминации", – говорится на сайте ведомства.
Досудебное расследование будет проводить Главное управление Нацполиции в Харьковской области.
Но с этим могут возникнуть проблемы. Как говорит Николай Кулеба, украинское законодательство разрешает привлекать к любым съемкам несовершеннолетних с разрешения родителей или опекунов.
"Обычно, если родители или официальные опекуны дают согласие на съемку, то это законно. В нашем случае разрешение могли давать директора детских домов, которые считаются опекунами. В законодательстве у нас нет исключения в отношении детей-сирот и лишенных родительской опеки. Но следствие должно проверить, в каких условиях проводились съемки, со своей стороны мы можем сказать, что права ребенка были нарушены, так как их снимали голыми", – сказал он.
По словам Кулебы, вероятно, эта история заставит народных депутатов изменить законодательство для обеспечения защиты прав ребенка.
Как подчеркнул в комментарии OBOZREVATEL вице-президент Всеукраинского фонда "Защита прав детей" Алексей Лазаренко, в этом случае можно выделить две составляющие – моральную и юридическую.
"Относительно моральной, после того, как в Украине отменили Комиссию защиты общественной морали, у нас не осталось органов, которые могут оказать экспертную оценку о соответствии данного фильма нравственным нормам", – говорит он.
Адвокат и старший партнер АК "Кравец и партнеры" Ростислав Кравец объясняет, что шансы на привлечения к ответственности, в первую очередь опекунов детей, есть. Но этот процесс будет довольно сложным.
Но, по словам Кравца, сложность состоит в возрасте детей на момент съемок. Сейчас будет трудно доказать, что та или иная сцена привела к какой-нибудь психологической травме. В этом случае придется проводить ряд экспертиз с привлечением тех, кто участвовал в съемках этих сюжетов.
"Дау". Психологические травмы
Подобные сцены для детей младенческого возраста действительно могут привести к отклонениям, объясняет в комментарии OBOZREVATEL психолог Елена Рыхальская. По ее словам, ребенок в таком возрасте абсолютно уязвим, ибо он только начал познавать мир и познает его в большинстве через чувственные аспекты.
"Когда к нему присоединяют какие-то датчики, когда его кладут на холод, ребенок чувствует себя минимум уязвимым, максимум – он испытывает глобальный страх перед всем миром, который потом он пронесет через этапы взросления уже в сознательную жизнь", – говорит психолог.
Она утверждает, что с точки зрения возрастной психологии – это преступление. И вариантов, как это повлияет на дальнейшее развитие ребенка, много, вплоть до самых печальных.
Психолог подчеркивает, что утверждения о том, что младенцы ничего не понимают и не чувствуют, неверное. Первично ребенок формируется именно в своем восприятии и ощущении до трех лет, и это его первая реакция на внешний мир.
Можно ли по истечению десяти лет узнать, повлияли ли съемки фильма на психику? Рыхальская говорит, что это вполне возможно.
"Нужно пообщаться с ребенком, нужно понимать, как он жил, какой у него тип нервной системы, какие у него психические и психологические особенности, и можно сделать выводы, повлиял ли этот факт на его психику. Доказать мы ничего не можем, мы не адвокаты, но говорить о тенденциях можно", – отметила она.