Мчится тройка удалая: стоит ли Украина на пороге третьего Майдана
Политический кризис затянулся, а процесс формирования правительства вызывает у украинцев крайне мало позитивных эмоций. Специалисты же украинские и иностранные скептически смотрят на предложенный состав Кабмина, не находя в нем обещанных реформаторов. В то же время эксперты все чаще напоминают о росте протестных настроений в обществе, вызванных отсутсвием реформ, экономическим кризисом и политической нестабильностью.
В этих условиях "Обозреватель" решил спросить у социологов и лидеров мнений, что может привести к началу условного третьего Майдана.
Нет лидеров и идей
"Неудовлетворенность населения низким уровнем жизни высока, – считает заведующий отделением социально-политических процессов Института социологии НАН Украины и руководитель социологической службы Ukrainіаn Sociology Service Александр Вишняк. – Как и неудовлетворенность и недоверие к власти. Но протестные настроения достаточно низкие, не выше даже, чем в благостные годы."
Социолог не отрицает, что протесты возможны. Но они, по его мнению, будут локальными, потому что нет раздражителей, которые могли бы вывести украинцев на новый Майдан. Такие протесты, впрочем, тоже могут произвести некий эффект, потому что власть слаба и не умеет реагировать на социальные взрывы. Для нового Майдана нужны идеи и лидеры. Пока их, по словам Вишняка, не видно.
Читайте: "Чувствую запах горящих шин": Ющенко анонсировал "Майдан-3"
"Люди не находятся в буйном настроении. Народ разочарован и подавлен, не знает, что делать. А на протесты выходят те, кто считает, что знает, что нужно делать. На мой взгляд, в ближайшие годы в Украине не будет массовых протестов на экономической почве. Они всегда локальны. Экономические вещи никогда не объединяют людей, а, наоборот, разъединяют. . Если будут перевыборы, пар вообще будет выпущен", – говорит социолог.
Поводом для протеста может быть любая мелочь
Координатор центра "Соціовимір" Валерий Рябенко видит ситуацию немного иначе. Он признает, что для начало массовых протестов всегда нужен повод – без него вспышки не будет.
"Ведь не могут люди просто выйти, потому что осознали причины. Они лежат в глубине, а поводом может быть любая мелочь. Причем абсолютно неожиданная. Как, например, было во Врадиевке. Майдан последний был для многих социологов неожиданностью. Казалось, общество спит. И только всем известный повод – избиение студентов – породил настоящие протесты", – напоминает Рябенко.
Как и Александр Вишняк, он сетует на отсутствие авторитетов. "Социальный взрыв может быть просто бунтом. Важно, чтобы нашлись лидеры, которые смогут направить его в конструктивное русло. Не факт, что они появятся. Должна быть и программа нормальная. Наш политический класс ее не имеет. А представители второго и третьего эшелонов политически активных людей не идут в политику, к сожалению."
Читайте: Украли все и даже победу: Поярков рассказал, почему лидеры Майдана - с*ки
Последние исследования центра "Соціовимір" проводилось в начале марта. Как раз после опроса, который проводил КМИС. Результаты отличались. В исследовании "Соціовиміра", в отличие от КМИС, "Батьківщина" не получила первое место, а Юлия Тимошенко не выходила во второй тур президентских выборов. Большинство голосов (социолог не называет цифры, поскольку исследование имело корпоративный характер) опрошенных досталось "Самопомочі". На юге и на востоке – "Оппозиционному блоку". Но и там "Самопоміч" оказалась на втором месте.
Социолог затрудняется объяснить, почему результаты двух исследований сильно отличаются. "Возможно, у нас были такие результаты, потому что прошла уже информация первого опроса", – говорит Рябенко.
Он также отмечает уровень агрессии. "Очень сложно было даже вопрос проводить. Давно такого не было: в трех областях, в частности в Борисполе, интервьюеров чуть не избили. Люди обвиняли их в том, что сейчас происходит в стране. То есть опрашиваемые даже не понимали, кто за что ответственен. Люди резко отказывались отвечать, – говорит Рябенко. – По субъективным оценкам интервьюеров, около 90% вообще не стали отвечать на вопросы. Агрессивность сочеталась с большой степенью разочарованности. Люди говорят: к чему эти вопросы, если ничего не меняется. Безысходность выливается в агрессию. Агрессивность общества на пределе."
Власть рискует стать объектом реальной агрессии
Диссидент, правозащитник и президент Ассоциации психиатров Украины Семен Глузман соглашается, что взрыв спланировать невозможно. "Никакой супергениальный подонок-политик не может заставить украинцев выйти на улицу. Такие реакции происходят совершенно неожиданно, как последний наш Майдан. Но не из-за того, что мы смотрим на телеэкран и не видим нового премьер-министра".
Читайте: "Народный гнев как технология": Портников объяснил причины провала "Майдана-3"
Известный врач-психиатр признается, что всегда плохо относился к Арсению Яценюку. Но он считает, что значительная часть вины во время премьерства Яценюка лежит на всей исполнительной власти. "Например, системой здравоохранения не он руководил. Это то, что мне ближе. Если человек, который станет премьером, не сумеет жестко и категорично говорить президенту "нет", то мы повторим то, что мы имеем сегодня", – уверен диссидент.
Глузман добавляет, что Путин дал Украине шанс, вытолкнул из спячки. Но время консолидации общества власть не использовала для того, чтобы провести реальные реформы. "Самая страшная проблема, – говорит он, – может возникнуть тогда, когда толпы людей пойдут на улицу. Это будет уже не тот мирный – или, по крайней мере, нацеленный на мир – второй Майдан. Страна переполнена оружием и ненавистью. Но сама революция не приводит к власти – она приводит к новой крови. Я действительно боюсь следующего Майдана. Давайте будем говорить до конца трезво и честно: ни милиция, ни СБУ этих ребят защищать своей жизнью не будет."