"Это очень опасная игра": экс-директор информбюро НАТО о "ракетном" скандале с РФ
Россия уже шесть лет производит ракеты, способные нести ядерные заряды, и они уже находятся на вооружении российской армии. Эксперты говорят, что, скорее всего, они сосредоточены в Калининграде и на российско-украинской границе. Кроме всего этого, Россия аннексировала украинский Крым, ведет войну на украинском Донбассе, нарушает множество разных международных договоров и даже использует химическое оружие на территории страны НАТО – в Великобритании.
Почему Альянс не принимает жестких решений в отношении агрессии России и готовится ли сама Россия к войне с НАТО, в интервью OBOZREVATEL рассказал Роберт Пшель, бывший директор информбюро НАТО в Москве и нынешний старший советник по вопросам России.
— НАТО всерьез обеспокоен тем, что Россия еще с 2013-го года производит ракеты малой и средней дальности, способные нести ядерные боеголовки. Почему Альянс раньше не занимался этой проблемой?
— НАТО как организация и страны НАТО несколько лет выражали свою обеспокоенность российской ракетной программой. Совместное заявление было сделано в начале декабря, а последнее — накануне решения США о выходе из Договора по ракетам малой и средней дальности (ДРСМД). На сегодня уже есть совместная позиция всех 29 стран, что очень важно.
Союзники США не являются стороной Договора о ракетах, но они согласны с их позицией. К тому же у всех союзников есть свои источники информации.
— Почему Россия именно в 2013-м году начала производить ракеты?
— Тогда США подняли вопрос, связанный с потенциальным нарушением Россией ДРСМД. НАТО несколько раз спрашивал об этом Россию, но она говорила, что такой системы не существует. Признали ее лишь в конце 2017-го, мол, да, ракета существует, но она не нарушает Договор.
Откуда этот договор вообще взялся? В конце 80-х годов было принято решение, что нельзя оставить без ответа новые ракеты СССР. Они считались опасными, очень быстро летали, их можно было без проблем спрятать. Это означает, что в случае чего-то на реакцию было бы всего несколько минут. Это уже стратегическая угроза, ведь ракеты могли быть носителями ядерного оружия. Поэтому Горбачев и Рейган подписали Договор о ракетах малой и средней дальности, который считался и считается большим достижением. Ограничивалось не только производство таких ракет. Средства наземного базирования малой и средней дальности с обеих сторон были уничтожены.
— НАТО хочет сохранить Договор, чтобы не допустить новой гонки вооружений?
— Нет ни одной страны НАТО, включая США, которые бы этого хотели. Этот Договор имел и имеет позитивное влияние на безопасность, прежде всего в Европе. Но когда на протяжении многих лет поднимается вопрос о его нарушении одной стороной, то каким бы он хорошим не был, это не может продолжаться бесконечно. 6 лет — это достаточный срок, чтобы взвесить все позиции стран НАТО и все хорошо продумать. С одной стороны, мы надеемся, что Россия уничтожит ракетную систему, и тогда мы все вернемся к пункту, в котором находились изначально. Если же позитивного решения не будет, тогда нам нужно проанализировать шаги, которые бы обеспечили нашу безопасность.
Читайте: НАТО идет в Украину — руководитель миссии
— Генсек Йенс Столтенберг и эксперты НАТО говорят, что они не настроены на расширение своей ракетной программы внутри Европы. Так же как и американцы.
— Генсек не раз говорил, что НАТО против зеркальных ответов и не будет отвечать ракету на ракету. Он тоже сказал, что на сегодня у нас нет намерений идти в направлении дополнительного ядерного оружия в Европе. Мы не принимаем решений под влиянием эмоций или каких-то краткосрочных политических целей. Это серьезные вопросы, и это нужно понимать и тем, кто нарушает ДРСМД. Проблема не в том, что США при поддержке союзников заявили о выходе из Договора. Проблема в том, что Россия нарушает его и что ее ракетные системы уже находятся в Европе.
— В Калининграде?
— Мы не будем говорить о месте, но мы знаем, что эта система существует не только как прототип. Она уже на вооружении у российской армии.
— Для чего России это нужно? Она действительно готовится к войне с НАТО?
— Мы надеемся, что Россия не готовится к войне с НАТО. Вопрос войны сам по себе ужасен.
— Тогда для чего россияне производят ракеты, способные нести ядерные боеголовки?
— Ответ на этот вопрос могли бы дать только наши коллеги в Москве, потому что мы тоже не все понимаем. Некоторые шаги, которые предпринимает Россия в разных областях, не улучшают общую безопасность. Если уровень безопасности идет вниз, а риск столкновения вверх — это плохо. Я говорю не только о нарушении ДРСМД. Я говорю о событиях, связанных с Украиной и аннексией Крыма. Россия инвестирует огромные суммы не только в оборону, но и во многие наступательные системы. Есть свидетельства о возможном использовании Россией силы, есть риторика, дезинформация, есть использование химического оружия в Великобритании, учения, на которые не приглашаются наблюдатели и так далее. Нас это волнует, наша оценка отрицательная. НАТО – это организация, которая готова отвечать на вызовы, но мы всегда продумываем свои решения.
Вот вам задача: найдите какие-то шаги НАТО, которые вредят мировой безопасности. Нет таких примеров. Никто ни в одной стране НАТО не думает категориями войны.
Я когда участвую в различных телевизионных программах в РФ — то получается психоз. Там говорят о войне. Но если посмотреть на опросы в самой России, есть впечатление, что абсолютное большинство россиян не заинтересовано в каких-то конфликтах или войне.
Читайте: России дали последний шанс
— Вряд ли российская власть интересуется мнением своих граждан, что ей делать. Зачастую у людей там ничего не спрашивают.
— Опросы показывают, что нет какого-то большинства, которое бы сказало, что мы хотим войну или конфликт. Сложно понять, кому это нужно, кроме тех, кто получает от этого внутриполитическую выгоду. Это очень опасная игра. Нарушение международного права, пропаганда и дезинформация складываются в очень неприятную картину.
В нынешнем мире существует очень много политических и экономических конфликтов, и мы не стремимся считать Россию противником. Но проблема в том, что политика России сама стала проблемой. НАТО желает гражданам РФ всего доброго, мы хотели видеть Россию как серьезную страну, которая соблюдает международное право и пытается решать проблемы. А получается так, что нам нужно заниматься последствиями ее действий.
Но если кто-то в Москве считает, что союзники не будут реагировать — это ошибка. Наша позиция относительно ДРСМД и действий России в Украине — едина. Здесь нет никаких нюансов.
— Курс Украины в НАТО уже официально заложен в Конституции. Когда Украина станет членом Альянса?
— Таких ответов в НАТО никто дать не может, даже более значимые люди, чем я. Это процесс. Стремление, о котором вы говорите, существует несколько лет. Но в первую очередь этот вопрос нужно подискутировать в самой Украине, и НАТО не играет здесь никакой лоббирующей роли. Нет ни одной страны, которая стала членом НАТО, где бы мы вели какую-либо компанию. Это вопрос выбора каждой страны.
НАТО помогает Украине в реформах системы обороны. Это разные программы, трастфонды, военно-медицинские центры. У нас есть большое понимание положения, в котором находится Украина касательно Крыма, восточной ее части. Все наши союзники используют все возможности, чтобы напомнить российским коллегам об освобождении украинских моряков и судов.
К Украине есть много уважения за ее участие во многих операциях в Косово и в Афганистане, в силах быстрого реагирования. И вообще Украина — очень активный и очень близкий нам партнер. Мы каждый день на связи. Все идет в нужном направлении, но никто не может сказать, сколько времени займет этот процесс. Нужно работать дальше. Думаю, если все будет идти в нужном направлении, то НАТО свои обещания всегда исполняет. 11 лет назад мы говорили, что Северная Македония должна сидеть за столом НАТО, как только разрешит вопрос о названии страны. И сегодня она тут.
Читайте: Россия становится заложницей Европы – экс-вице-премьер РФ
— У Северной Македонии нет аннексии территории и военного конфликта, спровоцированного РФ, а у Украины есть.
— В документе по расширению НАТО от 95-го года написано, что является ключевым для такого процесса. Там есть пункт, что страна-кандидат максимально должна решить свои проблемы, чтобы при вступлении в НАТО не принесла с собой багаж каких-то проблем. НАТО не хотело бы принимать страну, которая находится в крупном споре со своим соседом или членом НАТО.
С другой стороны, НАТО не согласится на постоянное препятствие другой стороны конфликта, которая устроила крупные проблемы в двусторонних отношениях в самой тяжелой форме, а именно - оккупировала часть территории. Такого соглашения не будет.
Не забываем, что на востоке Украины погибло 10 тыс. людей и до сих пор гибнут. Но если другая сторона конфликта ведет себя так, а не иначе, то это дает ей бесконечные возможности блокировать решения, принадлежащие стране, заинтересованной во вступлении в НАТО.
Приведу пример. США не признавало включение в состав Советского Союза стран Балтии много лет. Да, де-факто это было, но с точки зрения международного права США не признавали. И когда через много лет Эстония, Литва и Латвия снова стали независимыми странами, через несколько лет они вступили и в НАТО, и в ЕС. Принципы имеют значение. Партнерство между НАТО и Украиной важно и для Украины, и для НАТО, и для перспектив будущего Украины. Я думаю, что мы находимся на хорошем пути, а куда нас приведет этот путь — это уже другой вопрос.