Владислав Иноземцев: Путин напал из-за неправильных вводных и больного воображения
OBOZREVATEL публикует очень важное интервью с точки зрения расшифровки маниакального поведения Путина и экономических перспектив России. Шеф-редактор нашего издания Орест Сохар пообщался с доктором экономических наук, экономистом и социологом Владиславом Иноземцевым. Последовательный критик российского президента, г-н Иноземцев изложил свою версию, почему Путин начал заведомо проигрышную для России войну, насколько болезненными оказались санкции Запада против РФ и как "помочь" российской элите провести дворцовый переворот.
Путин не в состоянии понять, сколько в стране стоит мороженое. Тем более, как организована его армия
– Владислав Леонидович, мы собирались поговорить о влиянии санкций на экономику РФ, но я не могу не спросить: у вас есть хоть-какие-то объяснения, почему Путин в 21 веке ведет себя как ордынский дикарь?
– На этот вопрос никто не сможет ответить, к сожалению. Я общался со многими аналитиками, и все однозначно говорили: при тех возможностях, которые были у России накануне вторжения, абсолютно наивно было предполагать взятие Киева за 48 часов. Странно считать, что украинцы должны приветствовать российские войска, сложно найти кого-то, кто готов будет возглавить оккупационное марионеточное правительство, управляющее Украиной в интересах Москвы. Весь этот расчет был от начала до конца ошибочен.
Почему Путин принял такое решение? В первую очередь потому, что этот человек уже много лет не сталкивается с реальным миром. Во всех докладных записках написано ровно то, что он хочет увидеть. Все его "исторические" статьи показывают, что он абсолютно не в ладах с реальностью и не знает (да и не хочет знать) истории. Он считает себя богом и создает реальность под себя, а из этого возникают ошибочные выводы и допущения.
Думаю, он принял решение напасть на Украину, потому что имел абсолютно неправильные вводные и безнадёжно больное воображение.
– Получается, что правитель одной из самых больших стран мира и сам пребывает в неадекватном состоянии, и руководствуется какими-то фейковыми данными. Это же крах для государства...
– Ну да, так и получается. Ему на самом деле сплошь и рядом предоставляют неправильную информацию. В Москве сейчас активно обсуждается тезис о том, что Путин публично заявил, мол, в Украине не воюют срочники. И тут же, через два дня, выяснилось, что их уже полно в украинском плену, после чего Путин дает поручение генпрокуратуре изучить вопрос, как они туда попали. В данном случае он действительно получил от своих военачальников ложную информацию. Думаю, таких случаев довольно много. Но это отдельные вопросы тактики, а то, что Путин вторгся в Украину, – это, конечно, вопрос его мировоззрения и "высокой политики".
В данном случае он руководствовался не советами [министра обороны] Шойгу или [главы Службы внешней разведки] Нарышкина, а собственным вѝдением. Это одна сторона вопроса. Вторая и, на мой взгляд, очень существенная, заключается в том, что в России безумно низкое качество исполнения всего, что только можно. И поэтому то, что в Украину пришли необстрелянные бойцы на старой технике, абсолютно немотивированные, которые были забриты в армию в виде наказания (много таких случаев) и воевать не хотели и не собирались, не знали, куда их везут… То есть организация этой операции была выполнена в типично российском бюрократическом духе. Чиновники считают (не только Путин): давайте сделаем тяп-ляп, в конечном счете, что-нибудь да и получится. А вот тут не получилось...
– Вот вы сказали: …достичь цели, которую он поставил. Но какова цель? Голозадой армией вступить в конфронтацию с НАТО? Это ведь война не с Украиной …
– …Нет-нет, я думаю, это все – неправильные утверждения. Смотрите, во-первых, он не знает, что происходит в армии. Он вообще не знает, где что происходит. Года три назад Путин приезжал на Московский международный авиасалон и, пытаясь продемонстрировать близость к народу, решил купить мороженое у девушки-продавщицы (которая сама была сотрудницей ФСБ, она появлялась в разных постановочных сценах еще несколько раз).
Он пришел, взял это мороженое, вынул пять тысяч рублей и спросил, хватит ли. Мороженое стоит максимум 100 рублей! Даже видеосюжет есть! Человек не знает, сколько в его стране стоит мороженое. А вы хотите сказать, что он должен понимать, как организована его армия, которой командует выскочка, ни дня в ней не служивший. Знаете, вы просто не отдаете себе отчет (как и многие) в том, насколько в России уровень управления некомпетентен.
Помните, когда проходил Совет безопасности, который транслировали по телевидению, и там Нарышкин пытался что-то неумело возражать? Не исключено, что Нарышкин действительно понимал ситуацию гораздо лучше и пытался что-то сказать, но его все высмеяли. Он тоже сказал, что за признание "Лугандонии", и на этом все закончилось.
Что очень важно для понимания: в России, собственно, нет жизни, а есть пропаганда. И она очень действенна, безумно действенна. Мой хороший друг ведет ютуб-канал о Сибири – он просто ходит по улицам Новосибирска и опрашивает людей, абсолютно адекватных, гуляющих по центру крупнейшего в Сибири города, относительно того, что они думают по поводу Украины. И люди, когда понимают, что человек в чем-то сомневается, говорят: "Ну слушай, дорогой друг! Ты что, не понимаешь? Это же Путин сказал, что нам надо туда идти, Путин все знает!". Это говорят люди с высшим образованием, в самом большом в Сибири городе. Девять из десяти!
И когда вы 20 лет шарашите по мозгам такой пропагандой, вырастает поколение, которое ничего иного не знает. Этим людям уже лет 30-40, они приходят во всевозможные министерства начальниками отделов и так далее, и это все распространяется, как зараза. И если Путин даже и может в чем-то усомниться (вдруг у него промелькнула какая-то искра?) и спросит людей, которые должны это знать, они говорят: да нет, все получится! Лучше еще получится! Потому что они и сами не представляют себе, что может не получиться. В данном случае пропагандистская путинская деятельность, как говорят американцы, backfires – дает обратный эффект. Бумерангом прилетает. Он воспитал поколение людей, неспособных думать! Естественно, они продуцируют и соответствующее качество решений.
Дело не в НАТО. Путин не может простить Украине, что его несколько раз ударили мордой об стол
– Ну а Путин способен думать? Он понимает, что ситуация летит в тартарары, и он уже показал всем, что якобы "вторая армия мира" – это перепуганные парни, которых можно останавливать голыми руками. Согласитесь, что эта война превратилась в мемы, когда цыгане или мирные крестьяне крадут танк…
– Эта война превратилась в потрясающую историю, я с этим полностью согласен! Признаюсь, я ошибался в своих прогнозах, когда говорил, что Путин не нападет, потому что он человек, по своим решениям, достаточно трусливый. Даже когда он вторгался в Крым, было очень понятно: мы говорим, что наших там нет, там есть какие-то зеленые человечки, вежливые люди, военных российских там нет… А вот когда все получилось, то через месяц тот же Путин гордо заявил, что, конечно, они там были. Но относительно Донбасса, где все не очень хорошо получилось, Кремль до сих пор говорит, что "их там не было". Потому что мы не хотим признавать, что у нас там что-то не вышло.
Мне казалось, что человек, который по своему менталитету разведчик, никогда ничего не делает прямо, он плетет сети. Человек, который боится любого провала, не рискнет выступить и сказать: армия в 200 тысяч человек, нападай на соседнюю страну! Исключительно потому, что он побоится провала и последствий. Но, как выяснилось, Путин этого не боится. Потому что, видимо, был уверен, что провала не может быть. Плюс ко всему, что существенно, он и сейчас не верит, что это так! Поскольку он не собирается останавливаться. Он никогда не делает шагов назад.
Единственное его отступление было в 2004-м или 2005 году, когда он решил монетизировать, а по сути забрать у пенсионеров льготы, но когда начались серьезные демонстрации и выступления, власть моментально отыграла это дело обратно.
– Еще была история с оккупацией Грузии: зашел американский корабль – россияне сразу отступили. Забрали Осетию, но из Грузии отступили.
– На самом деле с Грузией была совершенно другая ситуация: я видел ее вблизи и изнутри. Никто не хотел оккупировать Грузию, ни в одном глазу. Ему абсолютно было начхать на Саакашвили и грузинское правительство. В данном случае была абсолютно простая мысль, но "интересная". Тогда активно обсуждалась тема с Косово, и русским хотелось показать американцам большую фигу, сказать: ах вот, блин, вы оторвали Косово от Сербии, признали его единолично, устроили там свои миротворческие силы? А мы покажем вам кузькину мать и сделаем то же самое – признаем Абхазию, в Осетии поставим наших – и смотрите тогда, что за процесс вы запустили! Мы вам говорили, что Косово не надо признавать? Вы признали – получите ответку! Все!
С Украиной, я думаю, гораздо более болезненная тема. И вы опять-таки не правы в том, что это борьба с Западом, потому что это очень распространенная точка зрения, и в России ее очень четко и часто приводят. Мол, Украина – это ничто, это поле боя, у нас великая борьба за мировую гегемонию: Запад давит, мы сопротивляемся… Это не так. Проблема эта началась давно, и если бы речь шла только об этом, то у Путина бы не было с самого начала его правления вот этой постоянной ностальгии по СССР, постоянного плача по Украине – ему было бы плевать.
Вот в Армении дружок его был президентом, потом дружка свергли, он теперь так же прекрасно общается с тем, кто его сверг, и этот чувак посылает войска в Казахстан. И все прекрасно, все хорошо. В Украине он не мог разговаривать не с тем, кого он поставит. Ему очень нужен был Янукович в 2004-м году. И Путин просто разрушил российскую репутацию в Украине, когда начал его проталкивать. Было очень смешно!
И этот момент… Его там мордой об стол ударили, да? Он запомнил. Потом поднимал цену на газ, выторговывал Черноморский флот, затем снова засовывал Януковича и, наконец, засунул. Потом Януковича выгнали – это было еще большее оскорбление! Тогда пошли Крым и Донбасс, он решил расколоть Украину на несколько частей. Это не получилось – Путина снова ударили мордой об стол. Теперь он пришел в третий раз. Понимаете, это некое маниакальное явление, не связанное ни с Западом, ни с Вашингтоном: он ненавидит Украину как субъект. Он считает, что в вашей стране живут "недолюди", что никакой украинской нации нет и не может быть, суверенным государством Украина стала по странному недоразумению, что это какой-то случайно отпавший от России кусочек, который он должен взять обратно. Украинская тема для него – это идея фикс.
Санкции неслабые
– В связи с этим вопрос: учитывая, что Путина снова бьют мордой об стол, может ли он нажать ту самую пресловутую кнопку? Геноцид он уже устраивает, но способен ли пойти на еще более серьезные преступления?
– Я не знаю ответа на этот вопрос. Могу лишь сказать, что общался с несколькими людьми, мнению которых очень доверяю, в Вашингтоне и Брюсселе, особенно в Вашингтоне. Люди эти говорят одно: по их мнению, эпоха, когда можно было нажать эту кнопку, закончилась в 50-м году. Последний момент, когда американцы предполагали, что можно сбросить атомную бомбу, – это когда китайцы ввязались в войну в Корее. Генерал Макартур просил президента Трумэна разрешить использование ядерного оружия, разрушить приграничные мосты и вообще китайцев запугать. С тех пор, люди говорили мне, что даже во времена Карибского кризиса…
– …вот я хотел только сказать – 62-й год…
– …никто – ни Кеннеди, ни Хрущев – всерьез бомбу бросать не собирались. Нынешняя военная ситуация в мире, как мне говорят (я не военный аналитик, сразу скажу), такова, что любая, даже малейшая боеголовка, на две килотонны, прилетевшая в поле или уничтожившая украинскую колонну, будет переходом в такое столкновение, которое невозможно себе вообразить. Я могу только пересказать то, что говорят люди: они не могут в это поверить. Та же американская разведка, которая трындела раз за разом, что Путин вторгнется вот-вот, и оказалась права, говорит, что этого не может быть.
– В нашем понимании – он уже военный преступник. Особенно ужасно то, что он творит с мирными жителями, мирными городами…
– … Он по всем категориям военный преступник! Только это надо сказать прямо и ясно.
– Какие последствия войны с Украиной могут быть для Путина?
– Мне кажется, они будут прежде всего зависеть, как ни странно, от Запада. И в целом мирового сообщества. Вот на днях Лавров встречался с Кулебой и на пресс-конференции заявил, что Россия на Украину не нападала. Так и сказал. Кто-то посмеялся, но это в общем-то тот стиль общения, которым российская власть говорит и с миром, и с народом, и так далее. Поэтому если, допустим, Россия потерпит военное поражение и вынуждена будет уйти из Киевской области, то опять-таки она может не уйти с Донбасса и, скорее всего, оттуда не уйдет. Чтобы выбить ее оттуда, нужно будет приложить много усилий.
Путин может сказать, что да, они разбомбили украинские военные базы, они уничтожили несколько батальонов отпетых националистов, они защитили Донбасс, их миссия выполнена – они ушли. Погибли русские люди, они герои, их с почестями похоронят – не всех, конечно, скорее каждого двадцатого, остальных закопают где-нибудь в украинской земле… И люди в России будут убеждены, что да, мы защитили Донбасс, спасли от геноцида, Путин – великий гений. Такой вариант завершения войны крайне реалистичен.
Естественно, будет проблема, связанная с тем, что на войну наложились санкции – неслабые, которые экономику очень сильно подорвут. И дальше будет: мы защитили наших братьев, а Запад на нас ополчился, перекрыл нам кислород, отнял наши деньги, он вообще предатель и подлец, потому что мы копили в его валюте, мы ему помогали фактически, поэтому затяните пояса – и давайте работать дальше лучше, все! И поэтому народное возмущение, о котором многие говорят, Путина никогда не свергнет. Не будет, на мой взгляд, никакого общенационального протеста.
Что касается протеста верхушечного… Недовольство очень высокое. И в чиновничьих кругах, потому что были люди, которые действительно работали на результат. Все они были вороватые, конечно, каждый тянул на себя, но все равно ситуация менялась. Если взять московского мэра, то человек просто дрожал над рейтингами, чтобы Москва была самым удобным для жизни городом Европы. Он там прокладывал бесконечные зимние велодорожки, озеленением занимался, платные парковки обустраивал, над общественными пространствами колдовал… То есть на самом деле делал что-то полезное. Естественно, все это пошло прахом, потому что никаких туристов не будет и никому это не надо.
Центральный банк… ну, как ты к нему ни относись, понятное дело, что люди не знали, что Путин завтра пойдет войной. Если бы знали, то, наверное, что-то делали бы с резервами, но их бросили просто как кур в ощип, потому что центробанк обо всем узнал из телевизора. В общем недовольных много. Но никакие олигархи не будут делать никакого переворота, потому что они, даже если уже потеряли две трети или три четверти своих денег, боятся за оставшиеся треть и четверть, да и за жизнь свою, помимо прочего.
Продолжение следует
В следующей части читайте размышления Владислава Иноземцева о том:
– почему западные санкции объединили российскую элиту, вместо создания предпосылок для дворцового переворота;
– о самом уязвимом санкционном триггере российской экономики;
– и предлагает вариант создания фонда репараций для Украины в 350 млрд долл.