УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Торговля оружием – дело интимное

Торговля оружием – дело интимное

Публикации в отечественных СМИ, связанные с выполнением контракта на поставку в Ирак украинской военной техники, вызывают двойственные чувства.

Первое, это конечно, обида за простого иракского труженика, которого обманули в лучших патриотических чувствах. Нет, не знаю, может это только у меня сложилось такое впечатление, но вы сами посудите.

Те отечественные издания, что подняли шумиху вокруг того, что сроки передачи первых партий техники перенесены на два месяца, особо упирали на следующий факт. Мол, первая партия БТР-4 должна была покинуть Украину в конце года, чтобы успеть принять участие в параде иракской армии 5 января, а этого не случилось. Интересно, но сей парадный пассаж был упомянут во всех публикациях, где встречались слова «Украина», «Ирак» и «вооружение». Что хотели этим подчеркнуть – непонятно.

Одним словом, лично у меня голове сложилась совершенно безрадостная картина. 5 января. На трибунах – руководители партии и правительства, цветы, ленты, воздушные шары и прямая трансляция по обе стороны Тигра и Евфрата. По брусчатке главной площади Багдада идут колонны. Боевые верблюды, колесницы класса земля-воздух и прочее. Но не это главное. Иракский народ – курды и арабы, сунниты и шииты, - в едином порыве застыл у телевизоров, ожидая главного – вот-вот промчатся украинские БТР-4. Но нету, их нет. Потомки древнего народа Междуречья в смятении. Праздник безнадежно испорчен, котировки нефти падают, и так далее. Ну, где-то так.

Второе, что пришло на ум при изучении контрактных публикаций – довольно старый анекдот про взятого в плен партизана, который абсолютно никого не сдал фашистам. «Ничего не скажу, стреляйте! Но знайте – за меня отомстят! Завтра, ровно в шесть утра на вас нападут два батальона. Ох, как они отомстят за меня. Вы, конечно, попробуете отойти к реке? А вот фиг, там засада!».

Это к тому, что наши газетчики, может, в силу особой одаренности, а может, наоборот, не только сдали все цифры и подробности иракского контакта, но и усилили эффект публикациями сканов секретных документов. Смотрите, мол, какие мы крутые журналисты.

Ну да ладно, это простительно. Это, надо признаться, беда всех шакалов ротационных машин постсоветского пространства. Раньше было нельзя-нельзя-нельзя. Что ни напишешь – военная и государственная тайна, и отвязаться можно было разве что в описаниях битвы за урожай. А потом – свобода, пиши – не хочу. Но уже 20 лет прошло, а болезни роста остаются. В развитых странах как-то понимают, где проходит грань между свободой слова и государственными интересами.

Немного успокаивает, правда, что не только у нас попадаются такие газетчики. Тут мы не одиноки. Взять, к примеру, Россию. Сколько уже случаев было с теми же испытаниями межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава». Каждый раз газеты трубят: «неудачно!». Причем тон публикаций какой-то с ехидцей: мол – а мы предупреждали! Никакого патриотизма. И это при живом-то Путине.

Или возьмем те же контракты. Российские журналисты тоже сдали все, что возможно. Что в конце 2007 года был заключен контракт на поставку Ирану пяти дивизионов С-300 на сумму 800 миллионов долларов. Что поставки ЗРК постоянно откладывались из-за разного рода технических неполадок, включая неуверенную работу систем связи. И что теперь Россия и Иран начали переговоры о компенсации за невыполнение контракта на поставку С-300. Называются разные суммы – от 166,8 миллиона долларов (это аванс, выданный россиянам три года назад) до 246 миллионов (это плюс 10% неустойки). Особо одаренные называют сумму $800 млн.

Российская власть пытается сохранить лицо, и объясняет срыв контракта введенными в июне прошлого года ООН санкциями в отношении Ирана, запрещающие поставку стране каких бы то ни было систем вооружения. Но честные и патриотично настроенные российские СМИ утверждают, что все это чепуха. Что контракт был давно, а санкции – недавно. Что санкции ООН касаются только наступательного оружия, а не оборонительного, к которому относятся С-300. Ну и еще на западный след указали, конечно – мол, Россия уступила давлению США и Израиля.

Вообще торговля оружием – дело интимное, суеты не терпит, и задержки в выполнении контрактов – скорее широко распространенное правило, нежели исключение. Тем более если речь идет об оружии новом, ранее неведомом. Это ж не гирю из чугуна выплавить.

Надо отметить, что все вышесказанное, в смысле переноса сроков выполнения контрактов, относится не только к продукции военно-промышленного комплекса. Яркий пример, случившийся месяц назад – в очередной раз перенесены сроки поставки первой партии самолетов Boeing787 для авиакомпании AllNipponAirways. Новый самолет называется Dreamliner– «Лайнер мечты», и, надо признаться, полностью оправдывает свое название: японцы о первой партии мечтают с 2008 года, нынешний перенос срока поставок – уже седьмой по счету. Но, что характерно – никаких разговоров о санкциях и неустойках.

Но у нас не Америка. Так что если опять появится хоть малейшая задержка по иракскому контракту, на читателей выльется столько беспощадной украинской правды об особенностях отечественной торговле оружием, и нам столько покажут очередных фокусов с публикацией секретных документов, что мама не горюй. Только за державу обидно.