Блог | Реальный сценарий ухода России с Донбасса
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
В двух предыдущих статьях я обозначил 2020 и 2021 г. как вполне реальный срок ухода войск России с Донбасса в результате использования Германией "газового ключа" от "Северного потока-2". Теперь затрону причины, по которым Москва согласится на это, и наиболее вероятный сценарий, при условии, что все факторы влияния сохранятся.
Ключевой фактор – это то, что Донбасс для Москвы представляет ценность только как инструмент для захвата или дестабилизации Украины. Но эти функции уже исчерпаны. Это как с Абхазией, которая как оказалась в 2008 г. вне Грузии, так и перестала быть для неё фактором дестабилизации. Теперь абхазы "варятся" в своём "котле" и проклинают русских и понаехавших с ними армян.
Экономическая ценность Донбасса для Москвы невелика и неуклонно падает. Именно это и предопределяет готовность почти всех "башен" Кремля согласиться на уход при условии "сохранения лица".
Читайте: Украина начала диктовать свои условия Кремлю
Наиболее перспективными и ценными для Москвы были районы Луганской области к северу от реки Северский Донец и Приазовье. Их ценность в аграрном потенциале. Но эта часть Луганщины остался под контролем Украины, а вести аграрные работы в Приазовье сложно из-за постоянных боевых действий, минных полей и вероятности, что ВСУ могут вернуть его в любой момент. Генштаб РФ правильно считает Приазовье самым удобным местом наступления ВСУ. Там нет ни сплошной полосы застройки, ни крупных городов. Оно как полигон, где отсутствие гражданского населения не накладывает ограничений на действия военных. Любые укрепления и их гарнизоны будут там в конечно итоге снесены ракетно-бомбовым огнём ВСУ. Кремль аналогично ответить не сможет, так как это будет объявлением войны по факту, даже если Лавров "забудет" её объявить. Но пока оно сдерживается политическими факторами, и оккупанты по инерции роют окопы, что, как и вывоз чернозёма в РФ, не способствует сельскому хозяйства.
Читайте: Россия готовится к уходу с Донбасса
Иная ситуация в поясе городских агломераций от Донецка через Луганск и до границы в Должанске (бывший Свердловск). Здесь были три ресурса, имевшие для РФ ценность: уголь, заводское оборудование и население. Но они почти исчерпаны или сознательно ею уничтожаются по принципу, – что нельзя вывезти, надо разрушить.
Многие угольные шахты Донбасса ещё в конце 1970-ых признали малорентабельными, но Москва боялась начать их закрывать. В первую очередь из-за Тэтчер, закрывавшей в то время с боями шахты Великобритании под язвительные комментарии в советских СМИ. Это одна из двух причин, по которым Москва при роспуске СССР не стала "бодаться" с Украиной за Донбасс. Другая причина – весь комплекс "Донбасс" был плотно завязан на Украину. Его переориентация в 1990-ые на РФ стала бы накладной и в конечном итоге бессмысленной операцией. Поэтому Кремль предпочитал скупать и закрывать заводы на Донбассе в интересах их российских конкурентов. Самый наглядный пример – гигантский содовый завод в Лисичанске, убитый россиянами в интересах его дублёра в Башкирии.
Читайте: Война на полное уничтожение
В 2017 г. в Кремле всё-таки решили поиграться в интеграцию Донбасса в РФ, но в основном в пропагандистских целях. В марте оккупационные власти объявили о начале так называемой "национализации" в "молодых республиках", а правительство Медведева утвердило программу по их интеграции в экономику РФ и пообещало инвестиции. Но уже осенью стало очевидно: интегрировать комплекс "Донбасс" в РФ по-прежнему не только не реально, но и никому в российском бизнесе неинтересно. Интеграция так и осталась лишь пиар-компанией. Саму "национализацию" правильнее назвать югоосетинезацией, так как собственником конфискованного стала фирма-прокладка ЗАО "Внешторгсервис" из некоего царства-государства "Южная Осетия", где 30 тыс. жителей и военных РФ. Города Донбасса крупнее этого царства. В итоге уголь по-прежнему, но кружным путём едет в Украину, как якобы российский, а ЗАО "Внешторгсервис" втюхивает его по дешёвке кому сможет в бассейне Средиземноморья. Всё это они и называют интеграцией с РФ.
Читайте: Кремль готовится к победе Порошенко
Для Кремля имело бы экономический смысл цепляться за продолжение оккупации этих районов Донецкой и Луганской областей только в том случае, если бы вся их территория плюс Запорожская и Днепропетровская область были бы под его контролем. Тогда он мог бы "сесть" на замкнутый цикл производства и продажи на мировой рынок строительного и другого металла. Но у него лишь кусочек этого кластера и обладание им приносит всё больше убытков, чем дивидендов.
Морального и политического удовольствия от оккупации этих районов Кремль тоже, если и получает, то мало, так как вынужден постоянно твердить и внушать "нас там нет" даже населению РФ. Он не может бравировать "молодыми республиками" как Крымом.
С населением "республик" тоже намечается проблема. В них всё очень напоминает уставшую советскую власть времён позднего Брежнева. Но минимум с двумя важными поправками: дефицит денег у населения, можно даже сказать, – их отсутствие, и война идёт не в Афганистане, а в Киевском районе Донецка.
Читайте: Прополка политического ландшафта в Украине
А так тот же застой, обречённость, отсутствие перспектив, плюс комендантский час пятый год и клаустрофобия от размеров "республик". Всем, кто застал СССР до 1986 г., легко представить эту психологическую атмосферу. Её можно обозначить одним словом – безысходность. Эксперты Кремля с конца прошлого года стали констатировать подобную безысходность и в Абхазии, где в этом году предстоят выборы, и пытаются привлечь к ней внимание "башен", пугая их, что на выборах "рванёт".
Не знаю, "рванёт" или нет в Абхазии, такие эксперты могут сгущать краски, чтобы заработать, но в "молодых республиках" вполне может "рвануть" при наступлении ВСУ. "Республики", если верить соцопросам, нужны от силы 20% их жителей, если поверить, что они говорят то, что думают. Это вовсе не означает, что в них все повально полюбили демократию и Украину. Это лишь означает, что "молодые республики" всем там надоели и по-настоящему никому не нужны. Даже Пушилину с Пасечником они не нужны. Для них "республики" – это временный проект типа "МММ", позволяющий в короткие сроки нарубить денег на всю оставшуюся жизнь и на детей тоже. Их задача успеть нарубить до закрытия "республик", как это сделал Плотницкий, и катапультироваться в РФ, но без тех эксцессов, что были с ним.
Читайте: Россия помогает Украине истреблять своих военных
До наступления ВСУ усталость от "республик" будет как сжатый газ искать себе выход в самых неожиданных местах и формах, а стремление начальников "нарубить" будет ещё больше нагнетать давление в котлах. В Кремле знают, что при наступлении ВСУ фронт быстро посыплется, начнётся драп, а наиболее предприимчивые станут ловить офицеров РФ и разных "добровольцев", чтобы сдать их как пушнину СБУ. Повторится ситуация мая 1945 г. в Праге, когда власовцы дружно выступили против немцев и заняли город. Всё это будет, если не последует массовый ввод войск РФ, а он уже под очень большим вопросом, так как означает официальное объявление войны Украине. Это в свою очередь повлечёт появление у РФ нескольких вполне реальных новых фронтов. Японии для начала боевых действий даже не придётся объявлять войну РФ, поскольку они и так 74 года официально находятся в состоянии войны. Премьер Абэ может лишь вежливо сказать: "Извините, что мы так долго не стреляли. Сейчас исправимся".
Читайте: Из серии "русские своих не бросают": судьба "героев Новороссии"
В Кремле сценарий войны на нескольких фронтах нравится не многим, но желающие подтолкнуть его к ней есть. Кто-то от излишней самоуверенности, кто-то хочет сыграть так в "русскую рулетку", а наиболее прагматичные рассчитывают на поражение РФ, что позволит им взять всю полноту власти в Кремле. Единства по этим и другим вопросам в "башнях" Кремля нет. Более того, с осени 2018 г. в РФ начался системный политический кризис. В этих условиях большое наступление ВСУ нецелесообразно, вопреки всем датам его начала, которые весной и осенью 2018 г. назначали Басурин и другие "ясновидящие". Это у Кремля обычное сезонное обострение "ясновидения" и попытка узнать, будет ВСУ наступать или как? В этом году приступы "ясновидения" повторятся.
Читайте: Для ''русскоязычных жителей Донбасса'' денег нет. Держитесь
Консенсус в Кремле пока есть лишь в нагнетании в РФ психоза и шапкозакидательских настроений, – блефовать там любят, как для устрашения противника, так и своих рядов с целью их сплочения. Вот и гиперзвуковая ракета "Циркон" оказалась очередным блефом.
Зато 23 февраля хор спел в Исаакиевском соборе песенку "А теперь горит и плавится земля, там, где был когда-то Вашингтон" и всем показал на что способны россияне. К празднику досрочно выпустили и полковника Квачкова, который 22 февраля в первом своём интервью обратился к "русским людям" – белорусам, малороссам и великороссам с заявлением, что он – русский националист и православный коммунист, готов продолжить борьбу за их освобождение. Как эти четыре ипостаси живут в одном полковнике, который живёт стране, где при слове "националист" многих плющит и колбасит, – было непонятно до 25 февраля. Тогда тоже досрочно вышел и другой русский националист – уголовник Вячеслав Дацик. Самый громкий подвиг того – погром в публичном доме и пригон его сотрудниц голыми в полицию. Всё прояснилось 26 февраля, когда стало известно: Дацик будет главным героем в фильме "Брат-3". Это означает – в Кремле решили сделать ставку на российский нацизм и снять с него всю мишуру советского интернационализма, как морально устаревшего.
Диссонанс в эти новости культуры из РФ внёс ИГ, созданный ФСБ, но теперь ставший ей в Сирии ненужным. В ИГ за это на Москву сильно обиделись и поздравили её тем, что 23 февраля выкрали под городом Аль-Маядин в провинции Дейр-эз-Зор трёх российских офицеров и генерала армии Асада. Всех четверых нашли 24 февраля в пустыне мёртвыми. ИГ так сильно обиделся на Москву, что даже не захотел менять их на деньги. Притом, что ИГ тоже борется с курением, но более гуманными методами, чем "русский мир", который в Украине несколько раз запускал компанию нападений и убийств курящих.
Несмотря на новый виток в РФ волны агрессивности, в Кремле по вопросу: что делать с Донбассом, всё больше просматривается желание бросить его как чемодан без ручки, но перед этим вынуть из него все наиболее ценные вещи. Выемка угля и оборудования идёт полным ходом, насколько это возможно, но ещё есть такой ресурс как люди. В Кремле этот ресурс оставлять "киевской хунте" не хотят и решили провести его инвентаризацию. В феврале о начале подготовительных мероприятий по глубокой переписи населения сообщили оккупационные власти в Донецке. Позже эта новость появилась и в Луганске. Объявление о переписи выглядит странно, так как её оккупанты в Донецкой области уже объявляли и проводили летом 2018 г. и в 2017 г. В Луганске, как обычно, тормозились и проводили только в 2018 г. Третья перепись за три года, – не многовато ли? Это больше похоже на ежегодный переучёт товара.
По данным Дмитрия Тымчука, закончить перепись хотят к сентябрю, но её результат опубликовать в декабре, что совпадает с окончанием "Северного потока-2" и выборов в Украине. В "переписные листы" внесено много политических вопросов от: кто виноват в войне, до "Каким вы видите будущее ДНР?" и три ответа – в составе РФ, в Украине или независимым государством. Наличие их означает, – Кремль решил не просто провести переучёт, а психолого-политическую инвентаризацию, результаты которой он сможет использовать в диапазоне от разных политических манипуляций до выявления тех, кого целесообразно вывезти в РФ или оставить для диверсионной деятельности. Вопреки всем заявлениям Путина, что Россия готова принять с распростёртыми объятиями беженцев от "хунты" с Донбасса, реалии в РФ, как обычно, очень сильно отличаются от пропаганды.
Начало этой странной переписи указывает, – в Кремле решили глубоко изучить вопрос о качестве человеческих ресурсов и вариантов их использования. Это явный симптом, – в Кремле изучают и вопрос ухода с Донбасса.
Ещё минимум тремя симптомами предстоящего ухода можно назвать: рост шума от международной деятельности проекта "Л-ДНР", масштабные задержки зарплат и других выплат, а также резкое обострение боевых столкновений.
Первый признак есть во всей своей красе. Пушилин издал два указа о международной деятельности "ДНР" и открытии её посольств и представительств везде. В Европе как раз недавно парочку таких опять открыли и закрыли. Кремль перед закрытием проекта Л-ДНР будет на удачу стремиться выжать из него всё, что сможет, чтобы поднять его цену при сдаче. Это как с розами, которые продавец регулярно опрыскивает ароматизатором, чтобы громче пахли.
По второму признаку пока что-то сложно сказать, так как задержки зарплат и пособий в ОРДЛО явление хроническое и полных данных о них нет. Логично, что перед уходом их выплачивать перестанут. Так что, чем больше задолженности, тем выше вероятность, что начальство готовится к свалу – общему или локальному. Возможно, к индивидуальному, не дожидаясь общего по отмашке из Кремля.
Резкий рост числа боестолкновений будет прямо связан с решением Кремля об уходе и призван обеспечить сохранение ему лица. Для Кремля гораздо удобнее, чтобы ВСУ зашло с боями, чем впустить войска ООН по украинскому сценарию. Тогда можно будет писать: "хунта" всё разрушила, а героический народ Донбасса взорвал всего-то пару мостов и стырил рельсы и шпалы в процессе сопротивления. Затопленные шахты тоже повесят на "хунту". Позже леваки сочинят красивую легенду о замечательной цивилизации шахтёров и трактористов, уничтоженной буржуями и националистами.
Кремль вполне устроит версия, что "хунта" разбила армии "молодых республик" и на этом закончилась история пресловутой гражданской войны в Украине, в которой РФ не принимала никакого участия, так как свято соблюдала международное право и договора. Войск РФ на Донбассе не было, были только отдельные добровольцы, как и в Испании во время гражданской войны. Испанская версия событий была запущена Кремлём ещё в 2014 г. и остаётся идеальным способом ухода с сохранением лица. Путину и Госдуме, которую в сентябре 2021 г. поджидают выборы, в рамках неё ничего не надо объяснять населению РФ. Достаточно будет сказать, что республики проиграли войну Украине по техническим причинам, – их армии были слабей, и закрыть тему. Население РФ догадливое, но такой ответ его вполне устроит. Кормить Донбасс оно не хочет, а потому на выборах никто не будет особо допытываться, почему Донбасс "слили" кормить Украину. Одна досада, у "республик" нет золотого запаса, чтобы вывезти его в Москву на вечное хранение, как это сделали с золотым запасом Испании.
В 2020-2021 г., когда Кремль прижмут "газовым ключом", он с полгода поторгуется и в итоге даст понять, что хочет сыграть с ВСУ "в поддавки". Отказаться будет нельзя, это не вариант с Курилами. Когда в Кремле говорят, что готовы вернуть два острова Японии, то первая мысль: какие неприятностями этот "подарок" принесёт Японии. Неужели Кремль и для них потребует особый статус и право "вето" на внешнюю политику Японии?
Смоделировать игру "в поддавки" несложно. Сначала всплеск обстрелов, затем пара локальных вылазок "ополченцев" как под Марьинкой летом 2016 г. и контрнаступления ВСУ. Сначала осторожные на пробу, глубиной в 2-3 км, а затем по нарастающей. Все российские спецы быстро уедут с ценной техникой. Танки "ополченцам" оставят и кое-кого даже прикуют к пулемётам. В итоге за две-три недели война за Донбасс закончится.
Это очень реальный сценарий и для Украины главное не сделать две ошибки.
Первая, не сменить главного переговорщика и главнокомандующего, чего добивается Кремль. Вторая, летом и осенью не поддаться на провокацию и не принять ОРДЛО как "подарок" от Кремля на каких-нибудь его взаимовыгодных условиях. Молдова на этом попалась, когда согласилась принять Приднестровье в обмен на свою федерализацию. В результате теперь по бумагам она состоит из Гагаузии, Молдовы и Приднестровья, но режим в Приднестровье так уже не считает и называет себя частью РФ. В подтверждение тычет бумажку о референдуме 2006 г., который провел после федерализации. Кишинёву остаётся лишь подкалывать гагаузов вопросом, когда они, наконец, начнут говорить не на русском, а на гагаузском языке?