''Россия должна ответить!'' Как в Европе осадили Кремль и что получила Украина

''Россия должна ответить!'' Как в Европе осадили Кремль и что получила Украина

Россия потерпела очередное поражение в Парламентской ассамблеи Совета Европы. Несмотря на протесты сторонников РФ в ПАСЕ, была принята резолюция об обострении в Азовском море и Керченском проливе. Один из важнейших и самых "неудобных" для Москвы пунктов — украинских моряков признали военнопленными.

Что это значит и поможет ли решение освободить украинцев — разбирался OBOZREVATEL.

Главное:

  • Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюция по конфликту в Керчи. Украинские моряки подпадают под действие Женевской конвенции (как военнопленные);

  • Несмотря на это, пока реальных рычагов для возвращения их на родину нет. Все зависит исключительно от руководства России.

В чем суть

В четверг, 24 января, парламентарии европейских стран приняли резолюцию по последствиям открытой агрессии РФ на Азовском и Черном морях. Речь идет о конфликте в Керченском проливе 25 ноября, когда пограничный корабль РФ протаранил буксир ВМС Украины во время планового перехода из порта Одессы в порт Мариуполя. В ходе штурма были захвачены 24 украинских моряка, а также 3 военных корабля.

Принятая на сессии ПАСЕ резолюция ставит точки над “і”. Так, Россию призывают:

  • Немедленно освободить украинских военнослужащих и убедиться, что им предоставили необходимую помощь — медицинскую, юридическую и консульскую;

  • Воздерживаться от любых дальнейших шагов, которые могут привести к эскалации конфликта и поставить под угрозу безопасность в регионе;

Читайте: ''Санкции против России станут жестче'': озвучен прогноз по действиям ПАСЕ

Немаловажный факт — украинские военные, которые сейчас находятся под стражей в России, подпадают под действие Женевской конвенции. Именно этот документ, подписанный в 1949 году и определяет, как должно вести себя государство с пленными военными.

Лорд Андерсон. Источник: Скриншот

Вокруг этой нормы и были самые ожесточенные дискуссии. Дело в том, что сторонники России в ПАСЕ всячески пытались изменить формулировку и не называть захваченных моряков "военнопленными", ведь в таком варианте именно Россия выступала бы как агрессор.

"Лишь два выступления на дебатах по Азову выбились из общей тональности. Это были Любош Бляха из Словакии и Александр Шешель из Сербии. Они позволили произнести себе абсолютно пророссийские выступления в которых присутствовали все штампы российской пропаганды. Это и фашистский режим, и провокация, и принятие решения без России — суд Линча и так далее. Высказывание Шешеля, мол, Путин самый легитимный президент Европы, а Крым вернулся в родное лоно России вызвало возмущение большинства в зале и выступающего банально "зафукали", что я увидел впервые в ПАСЕ", — подчеркнул член украинской делегации, внефракционный депутат Борислав Береза.

Большинство представителей других делегаций поддержали Украину.

"Мы решительно осуждаем вторжение России и агрессию в Крыму... Вина полностью лежит на России", – заявил представитель Швеции Александр Кристиансон.

Читайте: США напугали Россию эсминцем в Черном море: что известно о мощном корабле

"Украина — это молодая демократия, значит она нуждается в нашей поддержке, потому что находится под угрозой со стороны России... Она должна ответить за это, экономически и политически заплатить цену за свою агрессию!" — поддержал резолюцию лорд Дональд Андерсон из Британии.

Смотрите видео по теме:

Что будет дальше

Принятая резолюция ПАСЕ — хороший знак для Украины на международном фронте. По крайней мере европейские дипломаты и парламентарии четко продемонстрировали свою поддержку. Правда, будет ли реальный эффект от такого решения — вопрос остается открытым.

Читайте: ''Меркель лично просила Путина'': Лавров рассказал о ''торгах'' по Украине

Судебные тяжбы в российских судах продолжаются, украинские моряки остаются под стражей. По мнению вице-президента ПАСЕ, народного депутата от Блока Петра Порошенко Владимира Арьева, следующий шаг — обращение в международные суды.

Пленные украинские моряки

“Далее — в международные суды, и действовать через механизмы конкретного признания моряков военнопленными”, — заявил Арьев.

Международник Павел Рудяков считает, что принятое решение во многом политизирует процесс.

"Если ставить цель — как можно быстрее освободить людей, то нужно было идти рутинным путем. Моряки должны были пройти российские суды, а затем бы мы их уже попробовали обменять. Мы пошли другим путем, политическим", — подчеркнул в комментарии OBOZREVATEL Рудяков.