Миллер и… Тимошенко: газ должен стоить дорого
Одним из важнейших экономических факторов, оказывающих либо непосредственное, либо опосредованное влияние на все сферы жизнедеятельности Украины, являются цены на энергоносители. В первую очередь это касается цен на импортный (то есть российский) газ. Хотим мы того или нет, но Украина является импортозависимой в этом вопросе. И конкурентоспособность стратегических видов отечественной продукции на мировых рынках, и рабочие места с зарплатой на отечественных предприятиях, и цифры в платежках за коммунальные услуги – все это в значительной степени определяется уровнем цен на газ.
Исходя из всего этого, цена российского газа является важнейшим аспектом национальных интересов Украины. И нужно признать откровенно, что именно в этом вопросе национальные интересы двух стратегических партнеров – Украины и РФ – диаметрально противоположны. Украине нужно покупать газ как можно дешевле, а России – продавать газ как можно дороже. От этого зависит наполняемость бюджетов, динамика ВВП, цены на товары и услуги, размер налогов, уровень жизни граждан каждой из стран. Это элементарные законы экономики.
Казалось бы, в столь очевидном вопросе должен доминировать консенсус в среде элит каждой из сторон. В России этот консенсус имеет место. Буквально все: от президента с премьером до самых радикальных и даже внесистемных оппозиционеров, от олигархов до рядовых граждан, занимают бескомпромиссную позицию. Суть ее, вкратце, заключается в том, что чем выше цены на газ – тем лучше для России.
В Украине, однако, дело обстоит сложнее… По идее, приведенное выше правило должно трактоваться ВСЕМИ украинцами «зеркально-симметрично»: чем ниже цены на газ, тем лучше для Украины. Но если президент и правительство, действительно, придерживаются данной позиции и делают все возможное для снижения стоимости импортного топлива для отечественного потребителя, то позиция некоторых оппозиционеров просто обескураживает.
Так, Юлия Тимошенко, заключившая в 2009 году кабальные для Украины газовые соглашения с Россией, заявляет, что наша страна имеет хорошие, справедливые цены на газ. Напомним, что в 2009 году ключевой элемент определения формулы стоимости газа – так называемая базовая цена, был определен не по формуле, а задан изначально – 450 долларов за 1000 кубов. Причем цифра эта, что называется, была «взята с потолка» - какие-либо ее расчеты или обоснования попросту отсутствуют. При этом она значительно выше средней стоимости долгосрочных контрактов Газпрома с европейскими потребителями. А ведь Украина находится ближе к России по сравнению с любой европейской страной, а значит стоимость газа для Украины, наоборот, должна была бы быть значительно меньше с учетом меньших затрат на транспортировку. Более того, эта крайне невыгодная, «отфонарная» «базовая цена» была еще и зафиксирована на 10 лет (!). За что собственно и расплачиваются сегодня украинские предприятия, а также граждане - из собственного кармана.
Но самое удивительное, что «оправдательные» заявления Тимошенко удивительным образом почти дословно совпадают с заявлениями известных представителей российской стороны – премьера Путина и председателя правления «Газпрома» Миллера. Последний, в частности, заявил буквально следующее: «цена, которая теперь определяется по формуле, является рыночной и справедливой».
Напомним, что средняя цена на импортный газ для Украины в 2011 году составит 280 дол. за тысячу кубометров. В первом квартале газ стоил 264 долл., во втором цена поднялась до 275 долл. Как известно, по расчетам украинского правительства, справедливая цена на российский газ для нашей страны в этом году не должна превышать 200 долл. за тысячу кубов.
В связи с этим возникает закономерный вопрос: а чем, собственно, обусловлено поразительное единодушие в оценках цены на газ для Украины со стороны Юлии Тимошенко и представителей российской стороны. И почему эти оценки радикально разнятся с оценками украинского президента и правительства?
Возможно, нам вскоре предстоит узнать много интересного о газовых соглашениях Тимошенко 2009 года. Ведь сейчас этим вопросом уже занялась украинская Генеральная прокуратура…