Продолжение, начало читайте тут.
- Генпрокуратура возбудила третье по счету уголовное дело в отношении экс-премьера Юлии Тимошенко. На этот раз Юлии Владимировне «шьют» злоупотребление властью при подписании газовых соглашений с Россией в 2009 году. Если будет доказано, что договор был заключен с нарушениями, это может стать основанием для пересмотра отношений с РФ в газовой сфере.
Между тем, как заявила сама госпожа Тимошенко, в Генпрокуратуре пока не предъявили ей постановление о возбуждении дела, из чего она сделала вывод, что ГПУ – это «дешевое PR-агентство», в котором работают «тугодумы». В Раде, как известно, действует «газовая» ВСК под председательством вашей коллеги по фракции – Инны Богословской. Следовательно, подробности переговоров Украины и России депутатам известны. Прокомментируйте возбуждение уголовного дела против Юлии Тимошенко.
- Сразу скажу: возбуждение уголовного дела по данному факту меня не удивляет. Буквально на днях я просмотрел собранные в рамках работы парламентской ВСК материалы, и они меня ужаснули. Выяснилось, что договор был подписан, несмотря на то, что практически весь Кабмин выступил категорически против этой директивы. Это стопроцентно, даже стенограмму уже расшифровали. Так вот, все говорили, что это для нас крах. Вот и возникает вопрос: «Кто подделал решение Кабинета Министров, кто поставил эту печать?».
На основании этих документов мы сегодня «несем» эти долги. Тогда в топку предвыборной кампании бросалось все. Россияне в данном случае поступили очень правильно. Дался теленок на то, чтобы взять его на убой? Взяли. В чем их обвинять, если приходит человек и говорит: «Я вам отдаю все свое имущество и плюс готов дать вам в долг для того, чтобы вы меня поимели». Естественно, они согласились. Все 10 встреч президента с российскими партнерами, которые были в прошлом году, начинались и заканчивались одним: «Как нам изменить газовые соглашения?». Существующие – невыносимая обуза, которая камнем тянет нас на дно. Поэтому возбуждение уголовного дела против Тимошенко по этому факту более чем логично. И тут я никаких политических репрессий не вижу.
А все эти рассказы о политических репрессиях… По правде, их даже комментировать не хочется. В результате этого подписания Украина получила тяжелейшую проблему. К тому же, как я отметил, документы подделаны. Это очевидно. Есть порядок принятия решений, а человек взял и, по сути, злоупотребляя служебным положением, сделал то, на что ему не дали права. И как в этом случае поступать? Это ведь не в носу поковыряться. Это – ответственность за страну.
- А если говорить в целом, как вы считаете, вчерашние высокопоставленные чиновники, попавшие в поле зрения Генпрокуратуры, могут надолго «прописаться» в местах не столь отдаленных?
- Позиция, которая сегодня занята руководством страны и большей частью парламента состоит в следующем. Все, подчеркиваю, все в обязательном порядке должны быть равны перед законом. Только это принесет стабильность и облегчение. Есть одна сложность. Какие бы жестокие законы не принимались, это все компенсируется их неисполнением.
Почему-то мы так рьяно принялись обсуждать уголовные дела против 10 или 15-ти представителей БЮТ. А о том, что за прошлый год 4,5 тысячи людей было арестовано из тех, кого назначила нынешняя власть, никто не говорит. Это как? Это тоже политические репрессии?
Все 20 лет, все, как один, без исключений, мы строили монстра. Лелеяли, кормили этого дракона под названием «Коррупция. Взяточничество. Двойные стандарты». Мы все – составляющая часть этого дракона. Что может сделать президент? Это – наша совместная беда и совместная проблема. И только совместными усилиями мы ее решим.
- Вы упомянули о двойных стандартах. А не их ли мы видим сейчас в Киеве? Почему, когда вся столица стоит на ушах, удивляясь размаху «деятельности» господина Черновецкого и его команды, правящее большинство Верховной Рады не поддержало проект постановления о проведении внеочередных выборов мэра Киева и депутатов Киевсовета. «За», напомню, проголосовали 55 народных депутатов (43 - бютовца, 10 нунсовцев, 1 - от группы «Реформы ради будущего», 1 внефракционный).
- Все очень просто. Открываем Конституцию, открываем закон «О местном самоуправлении». Это – два закона, по которым действует Киевсовет. Так вот, ни в одном из этих двух законов нет ни одной строчки, где бы говорилось о праве парламента назначить новые выборы, потому что против секретаря Киевсовета возбуждено уголовное дело. А теперь отложим закон в сторону. Когда мы отправили Черновецкого на досрочные выборы, у нас были для этого законные основания? У нас была только политическая воля правящего большинства в парламенте.
Плюс – невозможность Черновецкого в рамках закона признать незаконным такое решение ВР. Тоже самое вы сегодня предлагаете мне. Это выглядит примерно так. Вот, есть в Киевсовете 5-6 нехороших депутатов (которых, к слову, выбрали киевляне), так давайте-ка мы отложим в сторону закон и назначим новые выборы. У нас СМИ уже определили вину каждого, а ведь это нарушение прав человека. А вот я в этом случае могу только одно сказать. Да, могут кого-то обвинять в преступлениях. Я, как специалист даже не могу сказать: обоснованно/необоснованно, а журналисты уже объявили того преступником, того и того. Вопрос персональной ответственности за персональное преступление – это вопрос каждого конкретного человека. Это – не ответственность коллективного органа.
И ни одно уголовное законодательство, ни одной страны не предполагает коллективной ответственности. Каждый отвечает только за то, что он сделал, а не за то, что о нем рассказали, правильно? Это и есть презумпция невиновности. Поэтому сегодня, без решения суда, я не могу ни о Довгом, ни о Черновецком ничего сказать. Следствие медленно, кропотливо собирает необходимую информацию для того, чтобы возможно было (либо нельзя) возбудить уголовное дело. Но опять-таки, на каких, спрашивается, основаниях мы будем отправлять на очередные внеочередные выборы мэра и Киевсовет? Тогда любой городской совет, который не нравится, большинство ВР может «уйти».
Я, например, четко знаю, что областные советы в западной Украине регулярно в своих решениях выходят за рамки Конституции и закона «О местном самоуправлении». Ну, и что мне теперь, инициировать вопрос о роспуске этих областных советов? Какая цель? Продемонстрировать, что мы сила? Я не думаю, что это правильно. Отсюда вывод. Все должно происходить в строгом соответствии с законом. Есть законные основания? Назначаем выборы. Только так мы получим законопослушание у людей и уважение к власти. Все остальное - это и есть те двойные стандарты, о которых вы у меня спрашивали.
- Вы заняли в принципе логичную позицию: закон должен априори стоять над политической целесообразностью. Если бы не масса примеров, демонстрирующих обратное, можно было бы поаплодировать. Вы являетесь членом Комитета ВР по вопросам правосудия. Скажите, сегодня в Украине есть суд, который действует по такому принципу, о котором вы говорите?
- Конечно!Решения суда, которые прошли кассационную инстанцию и остались в силе, они являются решением суда. Дальше есть Европейский суд, который в праве принимать решение по тому или иному вопросу. Вы знаете, что в суде всегда 50% участников процесса удовлетворены, а 50% - всегда неудовлетворенны? А почему? Потому что судятся две стороны. Суд не может удовлетворить обе стороны. Ну, кроме договорных дел.
- У нас всегда как-то так получается, что суд удовлетворяет именно ту сторону, которая в данный конкретный момент находится при власти.
- Мне сложно что-то по этому поводу сказать, поскольку я такого мониторинга не проводил. Но знаете, тут есть один немаловажный нюанс. Если бороться с коррупцией и посадить 4 тысячи чиновников-взяточников, что получается? Против них выступает государство и, получается, 100% дел государство выиграло. Это о чем говорит, разве о двойных стандартах? Это говорит о том, что власть против кого-то выступила и применяет политические репрессии? Нет. Это и есть правосудие. Конечно, все сразу сделать не удастся, потому что, еще раз повторю, 20 лет мы кормили монстра под названием «Коррупция. Взяточничество. Злоупотребления».
И мы все являемся соучастниками этого процесса, и мы все на генном уровне с этой системой срослись. Вот, например, вы сейчас говорите, а не стоит ли провести перевыборы в Киеве. Закон? Да ладно, закон. Главное – мы же все считаем, что нужно эти перевыборы провести. Вроде бы – нормальный посыл: «Давайте переизберем продажную власть». Но мы ее объявили продажной и мы объявляем, что ее нужно переизбрать.
-
Во всяком случае,
можно, и, думаю, нужно спросить у людей, хотят ли они, чтобы эта власть, многие представители которой стали фигурантами громких уголовных дел, продолжала «править бал» в столице. На референдуме, например.
- Есть закон «О референдуме» (правда, умерший и не работающий) и там определен порядок проведения референдума. Референдум не назначается Верховным Советом. Для этого должны быть инициативные группы, есть порядок регистрации этих групп, порядок сбора подписей и проведения референдума. Да и вообще… Почему мы должны сейчас объяснять им, что следует делать в данной ситуации, а чего делать не стоит? В Киеве ведь полно политиков, которые спят и видят, как садятся в кресла Киевсовета. Так пусть они и инициируют эти вопросы.
- А политическая сила, которую вы представляете, поддержит такую инициативу?
- Я – не киевлянин и не собираюсь вмешиваться в жизнь киевлян. Это – право местной территориальной громады. Я – житель Севастополя и в жизни этого города я, безусловно, принимаю самое активное участие. Я не считаю, что приезжие политики должны вмешиваться в жизнь киевлян. Киевляне имеют право на свою жизнь в рамках закона и устава Города – Героя Киев.
- На днях президент посетил Львов. Отталкиваясь от этого события, спрошу: как вы считаете, за год президентства Виктор Янукович смог закопать ров разделения страны, который был вырыт усилиями политиков из разных лагерей? Проще говоря, он стал президентом всей Украины?
- Недавнее Послание к Верховному Совету очень четко показало: президент не является представителем какой-то конкретной политической силы, а он сегодня пытается объединить украинское сообщество. Настроение людей, их эмоции - это не дверь в многоквартирном доме, когда пришел один, закрыл дверь и все – вода больше не течет. Семена ненависти, вражды, разобщения сеялись годами. И сегодня, кстати, успешно культивируются и рассаждаются теми политиками, кроме как играть на теме противопоставления, ничего не умеют.
Да что не умеют … Они в принципе из себя ничего не представляют. Вот у президента есть проблема. Уважать интересы местных территориальных громад, уважать интересы закона и при этом проводить свою политику объединения. Я думаю, то, что он сделал за год – это максимум, что можно было сделать в его условиях. Поэтому тут я могу поставить только 5+ по пятибалльной системе.