Гибридный партнер: как Беларусь лавирует между Украиной и Россией
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Беларусь, как в свое время и Украина, пытается взять на вооружение политику многовекторности, маневрируя между Москвой и Киевом, а также периодически заигрывая с Европой. Минск позиционирует себя как миротворец, поскольку страдает от российско-украинского конфликта, находясь меж двух огней. Однако витиеватая позиция Беларуси вызывает плохо скрываемое раздражение по обе стороны баррикад.
"Обозреватель" разобрался, куда движутся отношения Киева и Минска. Это четвертый материал цикла, посвященного проблемам и перспективам взаимодействия Украины с соседями. В предыдущих шла речь о Польше, Венгрии и Румынии.
Партнер на словах
В Киеве не забыли, что в 2014 году одной из 11 стран, проголосовавших против резолюции ООН о территориальной целостности Украины, с Россией была и Беларусь. Позже Минск пытался заблокировать резолюцию о правах человека в Крыму. Киев же надеялся хотя бы на нейтральную позицию.
Читайте: Войска уже там: Арестович объяснил, как Россия оккупирует Беларусь
И все же Беларусь стала вынужденной площадкой для мирных переговоров по Донбассу — выбор был на тот момент невелик, а действовать пришлось быстро. Президент Александр Лукашенко выступил деятельным парламентером, всерьез опасаясь полномасштабной войны у своего порога.
Несмотря на это, Беларусь согласилась провести на своей территории масштабные военные учения "Запад-2017" с Россией в сентябре этого года. Высшие украинские чины, страны Балтии и Польша публично высказывали в связи с этим свои опасения. К примеру, глава Генштаба Украины Виктор Муженко назвал "Запад-2017" отработкой сценария по созданию группировок для провокаций в странах Восточной Европы.
Более того, Украина побаивалась, что Беларусь используют как плацдарм для нападения. Лукашенко во время визита в Киев летом этого года, конечно, заверил, что этого не случится, и "белорусско-украинская граница всегда будет границей дружбы и мира". Но назвать отношения между странами доверительными нельзя даже с натяжкой.
"На самом деле по Беларуси, мне кажется, сейчас есть гораздо больше вопросов, чем ответов. Беларусь на словах ведет себя как партнер, а на деле — совсем по-другому", — не так давно заявила заместитель министра иностранных дел Украины Лана Зеркаль.
На трех стульях
Экономическая зависимость от России вынуждает Минск уступать на многих фронтах. Как раз в разгаре переговоры о цене на газ до 2020 года. Да и РФ по-прежнему — основной торговый партнер Беларуси: в первом полугодии 2017 года на ее долю приходилось 45,1% экспорта и более 57% импорта.
Читайте: Работают спецслужбы России: глава МИД предостерег украинцев от поездок в Беларусь
Но Минск понимает, что складывать все яйца в российскую корзину опасно. Ссориться с Украиной, которая занимает второе место в товарообороте, Беларуси не выгодно. Напротив? Минск стремится максимально нарастить экономическое сотрудничество с Киевом, чтобы уменьшить зависимость от РФ. Лукашенко хочет довести годовой товарооборот с Украиной до $8 млрд, то есть увеличить в два раза, по сравнению с прошлым годом.
Более того, Беларусь делает осторожные реверансы в сторону Европы, пытаясь по возможности примириться и с Западом. Тот отвечает ей сдержанным одобрением и разного рода бонусами: ЕС снял санкции, признал результаты парламентских выборов и даже пригласил "последнего диктатора" Европы в Брюссель на саммит "Восточного партнерства", который состоится в конце ноября.
Тем временем с Россией Беларусь ссорится из-за пограничной зоны, транзита нефтепродуктов и даже запрета на ввоз из РФ кошачьего корма. В августе Лукашенко признал ухудшение отношений с Москвой, но об окончательном разрыве постсоветской связки в обозримом будущем речь не идет. Скорее Беларусь пытается усидеть на трех стульях (РФ, Украина и ЕС), по возможности расширив свою политическую автономию.