По итогам XV саммита «Украина – Европейский Союз», прошедшего на днях в украинской столице, обе стороны заявили о завершении переговоров в части Соглашения об ассоциации. Между тем, долгожданного парафирования данного документа, так и не произошло. Отечественные высокопоставленные чиновники уверяют: это случится в ближайшие недели. Европейцы в свою очередь, осторожничают со сроками. Когда будет завизировано Соглашение между Киевом и Брюсселем - зависит от демократических реформ в Украине, - в унисон заявили высокие европейские гости - глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу и председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей.
Соглашение, которое готовили целых 4 года, до сих пор не подписано. Этот сухой факт в оппозиции называют позорным провалом. Нардеп от НУ-НС, лидер оппозиционной «За Украину!» Вячеслав Кириленко итоги саммита и вовсе охарактеризовал одним словом: «Катастрофа». Во власти такие оценочные суждения считают, мягко говоря, преувеличенными. Более того, первый вице-премьер Андрей Клюев, уверяет: «Никакого провала нет. Конечно же, это победа!».
Прорыв? Провал? Цугцванг? Шах? Мат, или все же, ничья? Вопросов – масса. Ответы на некоторые из них лежат на поверхности. Для толкования иных, необходимо опуститься на самое дно. А оно – политическое дно, мутное по определению. Этот факт, между тем, не мешает отечественным политологам разобраться в том, где ширма, а где реалии, где желаемое, а где действительное. О ключевых итогах саммита – беседуем с ведущими политологами страны.
Евросаммит: что в знаменателе?
Александр Палий:
- Какой ключевой вывод можно сделать по итогам саммита «Украина – ЕС»? Это не победа и не катастрофа. Это, скажем так, половинчатый результат. С одной стороны, есть подготовленное соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли. Это, безусловно, плюс. С другой стороны, это соглашение не подписано, хотя еще полгода назад выглядело абсолютно закономерным, что оно будет подписано, и, возможно, даже парафировано на нынешнем саммите. То есть, получается так, что дело Тимошенко испортило абсолютно очевидное и ожидаемое подписание.
Что и как будет далее, прогнозировать в нашей ситуации предельно сложно. Год назад, к примеру, казалось, что на севере Африки политические режимы очень стабильны. И что? Вот уже полгода, как этих режимов и близко нет. То есть, ситуация и в мире, и в нашей стране достаточно динамична, поэтому забегать наперед в оценочном плане, на мой взгляд, очень сложно.
Очевидно, что мотивация мести победила здоровые мотивы. При всех замечаниях к Тимошенко, на сегодняшний день, уголовное дело в ее отношении абсолютно ничего не прибавило власти. Для власти в действительности большей угрозой являются неконтролируемые массовые выступления, которые могут перерасти во что угодно. Политические силы на нынешнем этапе менее опасны для власти, нежели различные организации (чернобыльцев, афганцев и т.д.) или вообще, неорганизованные толпы населения.
Что получила власть? У Тимошенко, как свидетельствуют социологи, на 2-3% вырос рейтинг. А вместе с этим, по некоторым данным, «Батьківщина» опережает по популярности Партию регионов. Что еще? Ничего. Тимошенко, как была политиком, так и осталась, просто сидит в другом месте. Поэтому само решение (по Тимошенко) нанесло ущерб и нынешней власти, а главное – стране. Почему? Потому что без этого инцидента у нас в кармане уже было бы подписанное соглашение.
Евросаммит: что в знаменателе?
Константин Матвиенко:
- Что в знаменателе саммита «Украина – ЕС»? Знаете, в знаменателе точно не ноль, поскольку, как известно, на ноль ничто не делится. В знаменателе, скорее всего, единица. То есть, если мы совершим это арифметическое действие (поделим на единицу), получим тоже, что и было. Что имеем? Для дипломатической практики, наверное, создан уникальный прецедент, когда оглашают о завершении переговоров, при этом никакой документ не парафирован и не подписан.
Таким образом, все остались при своем. Европа остается, скажем так, внимательным наблюдателем касательно Украины. Украина же, ментально стремясь к Европе, абсолютно не способна что-то сделать, чтобы эти ментальные устремления реализовать.
Что мы чувствуем на общественном уровне? Знаете, меня очень заинтересовали социологические исследования, которые засвидетельствовали, что люди самозанятые, люди молодые, люди, которые сами обеспечивают себя, в преобладающем своем большинстве, (80%), ориентированы на членство Украины в Европейском Союзе. И очень важный штрих: данная категория украинцев ориентированна именно так, независимо от места проживания – от Луганска до Ужгорода, от Севастополя до Чернигова. Это крайне важно. Однако это – общественное достижение, а не достижение власти.
С учетом того, что время идет, давление России усиливается, и Украине попросту некуда деться от давления РФ, то объективно Украина может соскользнуть в российскую зону влияния. А ведь в данном случае страна поделилась не по горизонтальному срезу (Донбасс – к России, Запад – к Европе), а по вертикальному. Верхи – к самодержавному интернационалу Россия- Украина – Беларусь. Низы (в хорошем понимании этого слова) – к европейским ценностям. То есть, происходит такой себе сдвиг слоев в разные стороны: верхний слой двигается на восток, нижний – на запад. Другими словами, государство к России, страна к Европе. То есть, государство – отдельно, страна – отдельно, власть – отдельно, общество – отдельно.
Евросаммит: что в знаменателе?
Виктор Небоженко:
- Я думаю, что ничего катастрофического не произошло, во всяком случае, для Евросоюза так точно. А что касается Украины, то она, сама того не подозревая, объявила «холодную войну» Европе. Дело в том, что нельзя приглашать ведущих политиков ЕС и ни с чем их отправить назад из страны, ведь это означает, что у них тоже будут неприятности, ведь они, по сути, не справились со своей работой. Это первое.
Второе. ЕС не потерпит, что в центре Европы формируется государство, где закон, власть, собственность, принадлежат только одной группе, и демократические ценности не действуют. Для Европы это вызов, вот в чем дело. Кроме того, Украина, сама того не замечая, является объектом геополитического конфликта между евразийской и европейской концепциями развития. Поэтому мы очень слабы здесь, и мы только сами себя подставили.
Но самое худшее, что точно такое же поведение Украины будет и по отношению к кремлевским предложениям. Поездка наших крупных руководителей в Москву ничем не закончится, потому что там будет двигаться тот же самый принцип – технических недоразумений, неувязок. Словом, все делается для того, чтобы не подписывать никаких соглашений ни с ЕС, ни с Россией. Это хорошо видно по нашим переговорам по газу. Никто не обращает внимания, что власть постоянно говорит о том, что существуют какие-то технические проблемы.
Такая логика характерна для сверхдержавы. Сильная, большая страна может не церемониться. Например, США могут не церемониться с Канадой, Венесуэлой, Мексикой одновременно. А слабая страна, конечно же, не может себе такого позволить. Это глубокий провинциализм. У нас ведь власть называется партией провинций. То, что они делают (одновременно ссорятся и с РФ, и с Западом)- глубоко недипломатично и не геополитично. Техническая неготовность Кремля или Брюсселя – это очень и очень слабый аргумент. Что может изменить ситуацию? Взаимное сотрудничество Запада и Востока по отношению к Украине. То есть, мы скоро убедимся, что и Москва, и Евросоюз на каком-то этапе будут, грубо говоря, воспитывать Украину. И тогда уже придется выбирать.
Евросаммит: что в знаменателе?
Виталий Кулик:
- Прежде всего, не нужно завышать ожидания от самого саммита. А у нас были определенные завышенные ожидания от данного мероприятия. То есть, по итогам этого саммита чуть ли не ожидалось членство в Европейском Союзе и безвизовый режим. В действительности, соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли не предусматривает автоматического предоставления ЗСТ или ассоциации. Это во-первых.
Во-вторых, необходимо понимать, что вопрос не в поднятии бокалов шампанского после подписания некоего документа. То есть, стороны подчеркнули, что технические процедуры завершены, нет больше противоречий в вопросах зоны свободной торговли. Но у нас есть еще целый пакет «домашнего задания», который необходимо выполнить. Это связано со вторым этапом судебной реформы, принятием ряда законов - о деятельности общественных, благотворительных организаций, мирных собраниях, борьбы с коррупцией, обеспечением свободы СМИ. То есть, это целый пакет законодательных мер, которые необходимо принять нашим законодателям и имплементировать, воплотить в жизнь.
Кроме того, есть ряд, на мой взгляд, субъективных оценок, которые повлияли на решение Европейского Союза. Прежде всего, речь идет об увязывании перспективы европейского членства с судьбой украинского экс-премьер-министра. Подобное увязывание (вопроса членства в ЕС с вопросом судебного расследования и судебной процедуры), указывает на то, что Европа пытается политизировать данный вопрос и связывает оппозицию исключительно с одной политической силой.
…Зима заканчивается весной. На мой взгляд, уже этой весной мы будем свидетелями подписания самого соглашения и начала процедуры его имплементации (а то и ратификации) парламентами европейских стран. Заминка, думаю, связана с вопросом неготовности ЕС. Не надо забывать о том, что сегодняшнее руководство Европарламента и Еврокомиссии – это представители Европейской Народной Партии (ЕНП), союзниками которых выступает партия Тимошенко. С мая месяца, фактически у руля Европарламента окажутся социалисты во главе с Шульцем. Естественно, это в определенной мере обозначится на общей риторике и общей атмосфере диалога между Европейским Союзом и Украиной. Эта пауза нужна ЕС. Суммируя, констатирую: нынешний саммит - это не значит провал, «заморозки» в отношениях и т.п. Это определенная политическая конъюнктура, которая, думаю, будет снята уже в следующем году.