Кулеба о борьбе с коррупцией в Украине: приоритеты Зеленского и Байдена совпадают. Интервью
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Представители России на переговорах с Украиной по Донбассу не обходятся без хамства и агрессии, но Киев продолжает работать над тем, чтобы состоялась встреча президентов Владимира Зеленского и Владимира Путина.
Отношения между Украиной и Венгрией напоминают американские горки, но сейчас мы находимся перед "очередным подъемом". А страны Европы могут открыться для украинцев уже к лету, когда начнется очередной туристический сезон. Об этом и другом в интервью OBOZREVATEL рассказал министр иностранных дел Дмитрий Кулеба.
В первой части интервью главы МИД читайте, почему "Крымская платформа" вызвала такую бурную реакцию в России, каких успехов достигла Украина на Донбассе и как движутся переговоры с Ираном относительно сбитого украинского самолета 8 января 2020 года.
– В этом году реально будет провести встречу в нормандском формате на уровне президентов?
– Мы постоянно работаем и настаиваем на проведении такой встречи. Есть готовность во Франции и Германии, но Россия, по состоянию на сейчас, ведет переговоры в таком стиле, чтобы эта встреча откладывалась.
– Россия отнекивается, хамит, игнорирует?
– У нас есть два живых трека, по которым можно с ними общаться. Первый – советники лидеров "нормандского формата". Второй – Трехсторонняя контактная группа. Если свести их вместе, то в этих переговорах есть все: агрессия, хамство, лавирование. Описывая поведение России, невольно вспоминаешь известную скороговорку: "Корабли лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, да так и не вылавировали".
– Много говорилось о вероятности вовлечения США и Великобритании в переговоры "нормандского формата". Это возможно?
– Слышу об этом с 2014-го года. Как говорят, если не о чем говорить – давайте об изменении Нормандского формата. Но я предлагаю решать проблемы в порядке их поступления.
Для изменения "нормандского формата" требуется согласие всех его участников. Безусловно, еще более активная вовлеченность США в вопрос прекращения российской агрессии и деоккупации наших территорий будет очень полезной и эффективной. А вот в каком именно формате она может происходить – этот вопрос дипломатии.
– У Украины есть еще один непростой сосед и партнер – Венгрия, которая часто провоцирует конфликты с закарпатскими венграми, собственно, на Закарпатье. После местных выборов был очередной раунд сложностей. Какие отношения сейчас?
– Лично уделяю большое внимание Закарпатской области. На праздники объездил весь регион, был в Береговском районе. Я нигде не почувствовал даже намека на какую-то конфликтность или проблемы в регионе на уровне людей.
Был и в той части Закарпатья, где проживают украинские венгры, ел бограч, добавлял туда венгерский соус Эрош Пишта (известный острый венгерский соус. – Ред). Вообще никаких проблем. Все, что нагнетается снаружи, – это исключительно вопрос политики, потому что на уровне отношений между людьми никаких проблем нет.
Действительно наши отношения с Венгрией – это такие американские горки. У нас был серьезный спад, но были и подъемы, в частности, когда Венгрия не блокировала обретение Украиной статуса партнера НАТО с расширенными возможностями. Это тоже результат наших дипломатических усилий и конструктивного диалога, не стоит о нем забывать.
В декабре после местных выборов был очередной спад из-за вмешательства венгров в наш избирательный процесс. Сейчас, надеюсь, мы все-таки стоим перед очередным подъемом. Мой коллега Петер Сиярто написал мне письмо с предложением встретиться и вернуться к конструктивным отношениям. Я ответил взаимностью. Кстати, жалею, что вмешательство Венгрии в местные выборы в Украине помешало мне и Петеру посмотреть совместно футбол, что мы планировали.
– А зачем венгры постоянно политизируют проблемы на Закарпатье с их общиной, если этих проблем на самом деле нет?
– Тема венгров, живущих за пределами Венгрии, является краеугольным камнем внутренней и внешней политики этой страны. И да, вы правы в том, что проблемы венгров в Закарпатской области сильно преувеличены.
Думаю, они очень переживали за результаты венгерской партии на местных выборах в Закарпатье. Переволновались, пересекли красную линию и сразу же получили от нас жесткую ответную реакцию. Бывает. Они сделали свое, мы свое – считаю этот матч отыгран.
– Относительно новой администрации Байдена. Кто может поехать на инаугурацию нового американского президента со стороны Украины? Например, президент Зеленский планирует?
– В Украине кружит миф об инаугурации президента США: кто поедет, кто там будет... Вообще – это внутреннее мероприятие, на которое не приглашают мировых лидеров. Ранее на него приглашали послов, аккредитованных в Вашингтоне, представляющих свои страны. В этом году из-за пандемии могут даже и их не пригласить.
На инаугурацию теоретически может приехать любое физическое лицо, постоять в толпе или даже попасть на какую-то прилегающую трибуну, а потом запостить у себя на Facebook, что вот я – солидный человек, принял участие в инаугурации президента США. Я таким людям желаю удачи, приветствую их готовность повышать свою самооценку. И никто не может запретить им этого делать. Но не надо создавать миф о том, что если на инаугурацию не пригласили президента, премьер-министра или министра иностранных дел – то это какой-то политический сигнал.
Скажу честно, следить надо не за инаугурацией, а за тем, как отношения между странами будут развиваться после нее. Я убежден, что мы найдем общий язык с новой администрацией, которая очень хорошо понимает Украину. Я убежден, что когда президент Зеленский и президент Байден поговорят и встретятся, между ними установится замечательный контакт.
– Эксперты говорят, что новоизбранный президент Джо Байден, давний симпатик и друг Украины, на самом деле будет жестким по отношению к украинской власти хотя бы по взятым на себя антикоррупционным обязательствам.
– А кто против? Именно президент Зеленский очень жестко в Украине встал на защиту антикоррупционных органов и антикоррупционной инфраструктуры после пресловутого решения Конституционного суда. Именно он срочно созвал СНБО, по результатам которого правительство немедленно восстановило доступ к реестру электронных деклараций, именно он выступает за жесткую ответственность из-за недостоверного декларирования. Приоритеты президента Байдена и президента Зеленского по функционированию антикоррупционной инфраструктуры в Украине полностью совпадают.
– В этом году оба лидера могут встретиться лично?
– Мы работаем над тем, чтобы они как можно быстрее поговорили и встретились. Именно во время таких разговоров можно достигать стратегических договоренностей и взаимопонимания.
– В прошлом году Украина заключила несколько успешных договоров с Великобританией. А есть ли сдвиги относительно упрощения визового режима?
– В Британии один из самых жестких визовых режимов в мире. Но давайте называть вещи своими именами – британцы не готовы идти на безвиз, но они готовы к диалогу по мобильности для упрощения визового режима. Реальной перспективой является следующее: визы останутся, но получать их станет проще.
В конце прошлого года я встретился с послом Великобритании специально по этой теме и очень четко отметил, что нам нужны действенные шаги с британской стороны на ближайшую перспективу.
– Откроет ли ЕС свои границы в 2021-м году?
– Единственной реальной проблемой для безвиза является пандемия коронавируса. Европейский Союз определил четкий перечень критериев, согласно которым принимается это решение. Как только мы впишемся в их критерии – а там ключевое это объем и динамика заболеваемости – я вас уверяю, что все проблемы для безвиза сразу же исчезнут.
Пандемия в целом создала фестиваль паники и истерики в мире, даже страны Шенгена закрывались друг от друга. Это не особое какое-то отношение к украинцам – это общая политика, обусловленная исключительно страхом перед распространением коронавируса в Европейском Союзе.
Надеемся, что ситуация все-таки стабилизируется, будет взята под контроль и в этом году проблема со свободным пользованием преимуществами безвиза будет снята.
– Читала, что Испания намерена в марте открыться для всех без ограничений...
– Как только начнется туристический сезон – либерализация визовых требований будет объективной реальностью. Туристический бизнес придет к своим правительствам и скажет, что нам нужно зарабатывать, открывайтесь.
– Иммунологические паспорта или отметки в паспортах о вакцинации – насколько это реальный шаг в 2021-м году?
– Мне кажется, мы сейчас с вами в одном шаге от вопроса "чипизации". Шучу, конечно. В прошлом году в разных правительствах было много паники и истерики, что делать, куда бежать и как с этим всем бороться. Как только эмоции утихнут, думаю, будут найдены цивилизованные решения.
Справки с отрицательными результатами тестов уже в прошлом году требовались на въезде в ряд стран.
Относительно каких-то дополнительных паспортов – пока все это лишь теоретическая дискуссия, в значительной степени управляемая в публичном пространстве нормальными для периода пандемии массовыми эмоциями. Убежден, будут найдены необременительные цивилизованные решения для обеспечения безопасности здоровья граждан во время путешествий.