УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Друзья Путина спровоцировали крупный газовый скандал

972
Друзья Путина спровоцировали крупный газовый скандал

Расходы «Газпрома» на строительство трубопроводов в разы превышают стоимость прокладки труб в Европе. Расхождение не может объясняться климатом и требованиями к инфраструктуре, убеждены аналитики: дешевле возить в Россию сжиженный газ из Австралии. Бенефициарами увеличения затрат выступают компании-подрядчики: фирмы Зияда Манасира и Аркадия Ротенберга.

«Газпром» впервые раскрыл объемы инвестиций в строительство российских газопроводов. Выполняя соответствующее постановление правительства (№872), монополия опубликовала на своем сайте затраты на прокладку труб Бованенково – Ухта, Сахалин – Хабаровск – Владивосток и четырех небольших газопроводов: Ухта – Торжок, Починки – Грязовец, Грязовец – Выборг и Джугба – Лазаревское – Сочи.

Газовый концерн потратит на эти проекты больше 1,7 трлн рублей.

Система труб Бованенково – Ухта, которая должна быть пущена в эксплуатацию в 2015 году, соединит Бованенковское газоконденсатное месторождение на Ямале (плановая мощность – 140 млрд кубометров газа в год) с газопроводом Ямал – Европа.

Общая протяженность системы газопроводов составляет 2212 км, а общая сумма инвестиций – 989,8 млрд рублей (в ценах 2008 года, когда запускалось строительство).

«Получается почти $15 млн за 1 километр трубы, – поясняет аналитик Банка Москвы Денис Борисов. – В Европе стоимость прокладки одного километра составляет примерно $3 млн (газопровод NEL)». В $15 млн за километр, которые тратит «Газпром», по словам Борисова, также учитывается стоимость компрессорных станций и сложные условия работы на Ямале.

«Но ни компрессорные станции, ни условия работы в любом случае не могут дать стоимость, в пять раз превышающую европейскую», – подчеркивает Борисов.

Алексей Кокин из «Уралсиба» также отмечает высокую цену проектов «Газпрома». «Даже если брать в расчет только трубу за вычетом компрессорных станций, 1 километр газопровода стоит не меньше $6,5 млн, – подсчитал эксперт. – Это дороже алтайского проекта «Газпрома» (труба «Алтай», по которой газ из Западной Сибири пойдет в Китай), где стоимость километра составляет $4-5 млн, – а этот проект считается необоснованно дорогим, вокруг него много споров», – признает аналитик.

«Газпром» не комментирует расчеты экспертов.

Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин категоричен: с системной точки зрения коридор Бованенково – Ухта не нужен никому, кроме строителей газопроводов.

«До 2006 года основным вариантом поставок ямальского газа считался короткий газопровод Бованенково – Ямбург, – рассказывает эксперт. – Естественное падение добычи на старых месторождениях (Уренгой, Ямбург и другие) создает резервы пропускной способности в действующих газопроводах Западной Сибири и позволяет идеально синхронизировать ввод месторождений Ямала».

Корчемкин отмечает, что на одну нитку трубы для поставок ямальского газа «Газпром» потратит более 1,2 трлн рублей (Бованенково-Ухта плюс Ухта-Торжок). «Газопровод Бованенково – Ямбург обошелся бы в 5–6 раз дешевле, при этом газ с Ямала был бы доставлен тем же потребителям», – указывает эксперт.

Затраты на газопровод Сахалин – Хабаровск – Владивосток также вызвали вопросы экспертов. Труба, предназначенная для транспортировки газа с месторождений Сахалина в Приморский край и регионы Дальнего Востока, должна быть завершена в 2020 году, ее протяженность составит 1836 км, и потратить на ее строительство «Газпром» планирует 467 млрд рублей (в ценах 2009 года).

Корчемкин считает, что проще построить регазификационный терминал мощностью 6 млрд кубометров (именно такова планируемая начальная мощность трубы Сахалин – Хабаровск – Владивосток), и это бы обошлось в 10–15 раз дешевле.

«На терминал можно было бы поставлять сжиженный природный газ из Австралии или свой с Сахалина (на Сахалине есть завод по сжижению газа. – «Газета.Ru»), и даже СПГ из Австралии оказался бы дешевле, чем трубопроводный газ с учетом затрат на трубу, – говорит Корчемкин. – Затраты на транспортировку газа из Сахалина во Владивосток будут слишком высокими даже при полной загрузке газопровода».

Бенефициарами увеличения затрат на проекты, отметил Корчемкин, выступают компании-подрядчики. Трубу Бованенково – Ухта строят «Стройгазконсалтинг», владельцем которого является российский миллиардер иорданского происхождения Зияд Манасир (в период с 2007 по 2009 годы его компания скупила девять принадлежащих «Газпрому» строительных компаний), и «Межрегионтрубопроводстрой», контролируемый группой частных лиц.

Эти же компании строят Сахалин-Хабаровск-Владивосток, также в качестве подрядчика присутствует «Стройгазмонтаж» бизнесмена Аркадия Ротенберга.

Источник в газовой отрасли, участвовавший в разработке проектов строительства трубопроводов, признает вероятность завышения смет.

«Но в удорожании проектов заинтересованы не только подрядчики, но и сам «Газпром». «Огромные затраты на строительство труб отпугивают независимых производителей. При таких масштабах инвестиций, «Газпрому» проще оправдать высокую стоимость услуг по транспортировке», – объясняет источник.