Как Украина оказалась в шаге от потери ключевого союзника
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
После Нового года напряжение между Киевом и Варшавой только усиливается: сначала "война памятников", потом инцидент с избиением украинских студентов в Жешуве и рассекреченный документ правительства Дональда Туска, а теперь апогей – конфликт из-за запрета на въезд в Украину мэру Перемышля Роберту Хоме.
Отношения между странами испортились еще как минимум год-полтора назад. Скандал следовал за скандалом, но их последствия удавалось кое-как нивелировать. И все же неприятные инциденты создали мощный фон для дальнейшего обострения отношений, которое мы и наблюдаем.
К чему могут привести украино-польские распри – разбирался "Обозреватель".
Провокатор или сакральная жертва?
СБУ запретила въезд в страну Роберту Хоме еще в конце декабря прошлого года. Правда, сам мэр узнал об этом в середине января при попытке пересечь границу по приглашению польского консула во Львове. Хома заявил, что событие не имеет прецедентов. А в СБУ обвинили мэра в систематической антиукраинской деятельности и поддержке антиукраинских движений. Спустя неделю вице-министр иностранных дел Польши Ян Дзедзичак предупредил: последует реакция Варшавы с серьезными последствиями.
Ситуация с запретом действительно несколько странная. Формальным поводом стал декабрьский "Марш орлят перемышльских и львовских" в Перемышле. Во время шествия прозвучал выкрик "Смерть украинцам".
Марш прошел при поддержке мэра, который принимал в нем непосредственное участие. Однако позже Хома назвал выкрик "позором" и "провокацией". Также он подчеркнул, что манифестанты не подхватили единичный выкрик.
Читайте: "Соседей не выбирают": экс-министр рассказал, чем чреват конфликт между Украиной и Польшей
В то же время мэр действительно давно замечен в тесной дружбе с националистическим движением Польши, которое часто оперирует антиукраинскими лозунгами. Однако в Польше на усилении националистических настроений политические очки зарабатывает далеко не только Роберт Хома, а и, к примеру, правящая партия. Оно и не удивительно. Согласно октябрьскому исследованию CBOS, 7% поляков считают себя националистами, 17% поддерживают действия радикально-правых организаций, а от 30 до 40% разделяют идеи польской национал-демократии.
Кстати, мэр Перемышля не раз признавался в том, что имеет амбиции попасть в большую политику. Так что запрет СБУ пошел Хоме только на пользу – о нем заговорили по всей стране как о "сакральной жертве Украины". Лучшего пиара и не придумаешь.
Экстренная реанимация
Киев не мог не осознавать последствий запрета на въезд Хомы для украино-польских отношений. А они могут быть серьезными и долгоиграющими. Официальная Варшава уже заявила: если украинская сторона не отменит это решение, представители МИД Польши проигнорируют польско-украинский форум в Ряшеве. Ян Дзедзичак отметил, что таким будет "только начало" реакции Варшавы.
Если в ближайшее время не удастся сгладить острые углы, речь может пойти даже о введении "черных списков" украинских должностных лиц, а это уже почти холодная война. Это худший вариант развития событий, но он возможен. Украино-польские отношения требуют экстренной реанимации, как и в конце лета прошлого года из-за печально известной резолюции Сейма о Волынской трагедии.
Несмотря на ухудшение украино-польских отношений, Варшава осталась одним из самых последовательных и жестких адвокатов Киева в Европейском Союзе. Ее влияние на принятие решений в ЕС никогда не было определяющим, но всегда было ощутимым.
Ряды союзников Украины и без того планомерно тают – каждая страна, которая готова отстаивать санкции против России и евроинтеграцию Киева, на счету. Потерять ключевого союзника в угоду откровенным провокаторам и отдельным политикам было бы очень недальновидно. К тому же, Польша, по сути, единственная страна-сосед Украины, которая всецело поддерживает киевское видение разрешения конфликта на Донбассе. Позиции Молдовы, Венгрии и Беларуси двоякие, что уж говорить о России.
Как сообщал "Обозреватель", GPC объяснила, зачем России нужна "война" Польши с Украиной.