Встречаясь с венгерским премьером Орбаном, российский президент Путин, скорее всего, постарается обменять экономические преференции на политическую лояльность, указывают эксперты.
Намеченный на вторник, 17 февраля, визит российского президента Владимира Путина в Будапешт - ответный на посещение Москвы венгерским премьером Виктором Орбаном в январе 2014 года. По всей видимости, Путина ожидает радушный прием, ведь Орбан не раз называл его "примером для подражания".
В поисках потенциальных союзников
Венгерскому премьер-министру, противнику санкций в отношении России, введенных из-за вмешательства Москвы в украинский конфликт, не следует поворачиваться к Евросоюзу спиной. Это однозначно дала понять Ангела Меркель (Angela Merkel), которая в начале февраля нанесла неожиданный визит в Будапешт. Меркель призвала Орбана встать на защиту либеральных ценностей и не подвергать сомнению политику ЕС.
Словесная дуэль между Меркель и Орбана на пресс-конференции в Будапеште, за две недели до визита в Венгрию Путина, ясно показывает, что в Евросоюзе вызывает серьезное беспокойство внешняя политика венгерского премьер-министра в отношении России. Что в свою очередь может стать для Путина еще одной причиной полагать, что Венгрия - это потенциальный союзник России в ЕС.
Профессор социологии будапештского университета Corvinus Пал Тамаш считает, что у Венгрии и России нет исторических противоречий, которые были между русскими и, например, поляками, нет жгучей памяти о советском прошлом, так как коммунистический режим последних десятилетий в Венгрии был не таким жестоким, как в других странах бывшего соцлагеря. По мнению профессора, наверное, именно поэтому Россия считает, что здесь ей будет проще маневрировать.
Тамаш напоминает, что когда Орбан выступал против коммунистического режима и за вывод советских войск из Венгрии, его интересовали не "красные и белые", а чисто популистский лозунг "Вон отсюда, иностранные войска!". Они могли быть и американскими, и немецкими, просто тогда они были советскими.
Ориентация на Запад
Однако можно ли говорить о том, что Орбан - это второй Путин? Подобное сравнение политолог Кай-Олаф Ланг (Kai-Olaf Lang) из берлинского фонда "Наука и политика" считает не совсем корректным. "Конечно, для Виктора Орбана, также как и для Владимира Путина, характерно выраженное стремление к власти", - отмечает Ланг в интервью DW.
Правительство, которое Орбан возглавляет с 2010 года, проводит политику централизации власти и изоляции независимых и критически настроенных сил. Кроме того, венгерский премьер избрал себе роль политика, который ставит под сомнение западные либеральные ценности. Но, в отличие от Путина, он признает "идеи демократических перемен".
По мнению Ланга, Орбан пытается благодаря своей внешнеполитической "открытости на восток" установить деловые контакты - в том числе и с авторитарными режимами - с целью получить экономическую выгоду и, при удачном стечении обстоятельств, набрать политический вес. Он хотел бы сохранить принадлежность Венгрии западному миру, однако одновременно пытается изменить расстановку сил или, "по крайней мере, создать предпосылки к тому, чтобы в рамках ЕС и НАТО он мог бы сам определять путь своей страны".
Энергетическая зависимость
Россия - это важный, но все же не основной экономический партнер Венгрии. Всего около трех процентов венгерского экспорта идет на российский рынок. В то же время РФ остается для Будапешта главным поставщиком нефти и газа, так что вполне можно говорить об энергетической зависимости Будапешта от Москвы. Кай-Олаф Ланг полагает, что в случае с Венгрией Москва попытается (также, как и в других странах Центральной и Южной Европы) создать некий "экономический плацдарм".
Особенно это касается энергетического сектора, где ожидается ускорение сотрудничества. Наряду с планируемым строительством новых энергоблоков на АЭС в Пакше, финансирование которого должно будет осуществляться за счет российских кредитов, речь идет и о возможной кооперации в области использования венгерских газовых хранилищ. И, естественно, ценах на энергоносители - действующие сегодня контракты Будапешта с "Газпромом" заканчиваются в середине 2015 года.
В то же время профессор социологи Пал Тамаш подчеркивает, что Венгрия - страна Евросоюза, находящаяся в зоне экономического влияния прежде всего Германии. По выражению Тамаша, из прагматических соображений Будапешт пытается вести свою игру с Россией, Китаем и авторитарными режимами на востоке. но речь идет лишь об экономической выгоде. Венгрия - не агент России и быть им не хочет, убежден Тамаш.